Разработка занятия "Аквариум, его устройство"

Разделы: Биология


слайд 1. Приложение 7

Тип занятия: Изучение нового учебного материала.

Вид занятия: Игра – путешествие.

Цель методическая: Создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности.

Цели занятия:

  • Обучающая: формирование знаний об аквариумном оборудовании.
  • Развивающая: развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнение, делать необходимые выводы.
  • Воспитательная: формирование необходимых коммуникативных качеств, воспитание взаимопомощи, толерантности, бережного отношения к окружающей природе на примере водных обитателей. (слайд 2)

Материально-техническое обеспечение занятия:

  • компьютер, экран, проектор, презентация;
  • наборы карточек к дидактической игре;
  • набор емкостей (стакан стеклянный, 1,5 л. бутылка, 3л. банка, аквариум);
  • аквариумное оборудование (обогреватель, термометр, аквариумная люминесцентная лампа, фильтр, компрессор);
  • оборудование для опыта: две стеклянных колбы, одна наполненная водой, загрязненной мелким мусором (опилками, веточками), вторая пустая; воронка, бумажный фильтр;
  • видеофрагмент (Фиксики: Анимационный мультсериал: выпуск 1: серия 19 “Аквариум”);
  • листы бумаги А-4, фломастеры, карандаши, шаблон аквариума;
  • золотые и серебряные медальки “Лучший путешественник”.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

  • Химия, физика, математика; зоология, ботаника, экология

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационно-подготовительный этап:

Педагог встречает обучающихся.

Здравствуйте, ребята!

Педагог назначает дежурного.

Дежурный докладывает педагогу о готовности группы к занятию, о присутствующих и отсутствующих обучающихся.

1. Мотивационный момент.

Я очень рада видеть вас! Сегодня много новых открытий, интересных заданий ожидает нас в путешествии по аквариуму, в конце которого самые внимательные путешественники будут награждены золотыми или серебряными медальками “Лучший путешественник” (демонстрация медалек) ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Итак, цель путешествия: знакомство с аквариумным оборудованием.

Вы узнаете, что называют аквариумом, и какие приборы необходимы, чтобы водным обитателям было комфортно.

2. Основной этап:

1) Изучение нового материала. (Разбить на подгруппы)

Педагог: Но прежде чем мы начнем путешествие, я хочу с вами поиграть в игру “Найди свой домик” ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перед вами расположены карточки с животными и карточки “домики”. Ваша задача, разобраться, в каком домике могут обитать данные животные. И быстро поселить каждое животное в свой домик. (слайд 3)

(Ребята показывают “Домики” с жильцами)

Педагог: Давайте с вами проверим, правильно ли вы поселили своих жильцов.

Педагог: Первый “домик” - аквариум, это прозрачная ёмкость для постоянного содержания водных организмов. В домашнем аквариуме могут жить небольшие животные.

И вы правильно поселили в нем гуппи.

Педагог: Следующий “домик” - террариум, это ёмкость, где содержатся в благоприятных условиях некоторые животные (амфибиирептилиинасекомые и другие беспозвоночные), а также растения. В нашем террариуме вы посели змею. Правильно.

Педагог: Третий “домик” - палюдариум. Термин “палюдариум” происходит от латинских слов paluda – болото, и arium – место. Это помещение, где содержатся растения и животные, требующие высокой влажности. В палюдариуме искусственно создается небольшой участок  обитания околоводных или болотных животных и растений.

У вас тут поселился илистый прыгун.

Педагог:

Последний “домик” -
Это здание, которое часто посещают туристы,
В котором работают специалисты,
За стеклами которого плавают аквалангисты,
А также водные обитатели!

- это океанариум, в котором, как правило, имеется несколько бассейнов различного объёма. В небольших океанариумах содержат мелких рыб и беспозвоночных, а для наблюдения за их обитателями одну из боковых стенок делают прозрачной. В крупные океанариумы помещают больших рыб, черепахластоногихсиренкитообразных. Существуют океанариумы, в которых устраивают представления с участием дрессированных дельфинов и ластоногих. В некоторых океанариумах ведутся научные исследования.

Педагог: А знаете ли вы, что в океанариумах работают ихтиологи, океанологи, аквариумисты, дельфинологи и т.д. (слайд 4) Если вы поплавали с дельфином, то это не значит, что вы уже стали дельфинологом. Чтобы приобрести эту профессию необходимо изучать не только биологию, но и физику, химию, математику и другие науки.

Педагог: Вы правильно поселили в океанариуме дельфина и акулу.

Педагог: Ребята, а как вы считаете, почему гуппи сможет жить в океанариуме, а дельфин в домашнем аквариуме не сможет?

Пока вы думаете, послушайте, пожалуйста небольшой рассказ.

“Пете родители разрешили завести аквариумных рыбок. В зоомагазине он купил несколько красивых гуппи. Принес их домой и посадил в трехлитровую банку. Но утром он увидел печальную картину, мертвые рыбки плавали на поверхности воды. “Почему рыбки погибли?” – задумался Петя. Ведь я банку помыл, налил отстоянной воды”.

Педагог: Ребята, давайте поможет Пете, ответим на его вопрос “Почему рыбки погибли?” (ответы детей).

Педагог: Подскажите, пожалуйста, какой Пете необходимо выбрать “домик” для своих рыбок.

Посмотрите, перед вами находятся емкости. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. (слайд 5)

Как вы думаете, какая из них подойдет. Почему остальные не подходят?

Педагог: Давайте вспомним, что такое аквариум? Правильно, ребята, - это прозрачная ёмкость для постоянного содержания водных организмов.

Но необходимо помнить, для каждого вида рыб нужен определенный объем аквариума. Крупным рыбам требуется аквариум от 100 литров. Большие аквариумы нужны и мелким рыбам, если их количество велико. В среднем на рыбку со спичечный коробок требуется 2,5 литра воды!

Педагог: Помните мой вопрос про гуппи и дельфина? Теперь вы сможете на него ответить. (Ответы детей)

Педагог: Ребята, мы хорошо поработали, а теперь давайте с вами немного отдохнем.

Физкультминутка: “Рыбки” (все встали)

Рыбки плавали, ныряли (пальцы обеих рук сложены щепотью, руки двигаются вперед)

В чистой светленькой воде. (руки двигаются от плеча, изображая ныряющих рыбок)

То сойдутся-разойдутся, ( руки сходятся и расходятся)

То зароются в песке. (руки двигаются вниз, изображая зарывающихся рыбок)

Педагог: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места

Педагог: Итак, наше путешествие начинается!

Представьте, что мы превратились в маленьких рыбок (слайд 6) и нас поселили в аквариум. Как много нового и интересного в нашем новом домике. А сколько тут установлено оборудования. Интересно, а для чего оно? Можно ли без него обойтись?

Педагог: Вот сейчас мы с вами и попытаемся это выяснить. Итак, поплыли!

Педагог: Ах, какая теплая у нас вода в аквариуме. Рыбки, кому-нибудь из вас знаком этот прибор (показ прибора - обогреватель), и как вы думаете, каково его назначение? (слайд 7) (ответы детей). ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Педагог: Если вы задумали содержать тропических рыбок, вам потребуется поддерживать температуру воды в аквариуме на уровне +20 - +320С, в холодной воде им будет плохо жить. Для этого необходим обогреватель. Удобно, если обогревательный прибор совмещен с термостатом – датчиком, реагирующим на снижение температуры воды в аквариуме. Для контроля температуры воды вам понадобится термометр.

Педагог: Рыбки, а что это на нас так светит ярко сверху аквариума? Может быть солнце? (слайд 8) (ответы детей)

Педагог: Это специальные аквариумные влагозащищенные люминесцентные лампы, дающие ровный “дневной” свет. (показ прибора – люминесцентная лампа) (слайд 9)

Педагог: Свет влияет на развитие рыб, рост растений. Неважно, какой свет в аквариуме – искусственный или естественный. Искусственная подсветка даже удобнее солнечного освещения, так как ее можно регулировать. Зимой можно продлить в аквариуме светлую часть суток до необходимых большинству растений и рыб до 10-12 часов, а летом – до 15 часов.

Педагог: Ребята, ах какая незадача, вода в нашем аквариуме загрязнилась. Её необходимо почистить. И я знаю, как это можно сделать. Давайте с вами проведем небольшой опыт.

Демонстрация опыта

“Очистки воды с помощью бумажного фильтра” (слайд 10)

Очистке будем подвергать воду, загрязненную мелким мусором. Чтобы сделать воду снова чистой, мусор надо отфильтровать (фильтр – с французского “цедилка”). Для этого потребуется воронка и фильтровальная бумага, все оборудование находится перед вами.

Свернем из фильтровальной бумаги фильтр - как это показано на слайде 10.

Этот фильтр поместим в воронку, а воронку поставим в пустую колбу. После чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду в колбу. (слайд 11)

Педагог показывает способ фильтрования, затем дети фильтруют воду.

Педагог: Рыбки, все справились? Как вы думаете, удалось ли нам очистить воду, отфильтровать? Рассмотрим фильтровальную бумагу. Что вы видите? Какая вода получилась в колбе? (ответы детей)

Педагог: Рыбки, может быть, этот способ очистки воды подойдет для нашего аквариума? (ответы детей)

Педагог: Совершенно верно. С помощью бумажного фильтра невозможно почистить такой большой аквариум. Поэтому в аквариуме устанавливают специальные аквариумные фильтры. (показ прибора – фильтр) (слайд 12)

Педагог: Аквариумные фильтры предназначены для механической, химической и биологической очистки воды (фильтрации).

Педагог: А разобраться в устройстве аквариумного фильтра нам помогут мультперсонажи Фиксики. (видеофрагмент слайд 13)

Педагог: Ребята, а как вы думаете, с помощью этих фильтров чистят воду в океанариумах? (ответы детей)

Педагог: Этих фильтров будет недостаточно для очистки большого количества воды в океанариуме, поэтому там установлены мощные фильтры. (слайд 14)

Педагог: Рыбки, а что это за пузырьки у нас плавают в аквариуме (слайд 15) и откуда они появляются? (ответы детей)

Педагог: Это пузырьки с воздухом, а образуются они из аквариумного компрессора. (показ прибора – аквариумный компрессор) (слайд 16)

Аквариумный компрессор - это специальный прибор, который служит для обогащения воды кислородом.

Педагог: Кислород, необходим для дыхания всех живых организмов в аквариуме. Кислород может образовываться в аквариуме в результате жизнедеятельности водных растений (слайд 17). Все виды аквариумных растений вырабатывают кислород в процессе фотосинтеза. Когда соотношение количества растений и рыб выбрано правильно (треть аквариума засажена растениями, две трети - для свободного плавания рыбок), то кислорода рыбам достаточно, и они себя чувствуют хорошо. Когда растений мало или их вообще нет, а рыб много, то рыбам не хватает кислорода, и тогда следует прибегнуть к искусственному обогащению воды кислородом, к помощи компрессора.

2) Закрепление учебного материала.

Изобразительная деятельность детей

Педагог: Ребята, представьте, что я тоже маленькая рыбка, которую вы посели в своем аквариуме. У меня возникло много вопросов о своем новом домике. Помогите мне на них ответить.

Рыбка - педагог: Я боюсь, а вдруг я замерзну в этом домике? (ответы детей)

А если мне будет темно? (ответы детей)

А я не задохнусь? (ответы детей)

А кто будет очищать воду? (ответы детей)

Педагог: Вы молодцы! Успокоили маленькую рыбку.

Я очень довольна вашими знаниями, вы все были очень внимательными, активными и старательными.

Наше путешествие подходит к концу. Я вам предлагаю каждому нарисовать свой домик, с тем оборудованием, с которым мы познакомились сегодня. А затем из ваших рисунков мы оформим выставку. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Педагог: Молодцы! Все нарисовали замечательные рисунки! Наша выставка открыта! Представлено 15 творческих работ. Давайте их обсудим! Посмотрите, будет ли жить рыбка в этом аквариуме? А в этом? (ответы детей) По итогам обсуждения, мы выяснили, что не все путешественники были внимательными, они лишаются золотой медальки, но заслужили - серебряную!

Награждение медальками.

3. Итоговый этап:

Итог занятия.

Наше плавание-путешествие, во время которого мы ставили эксперименты, вели наблюдения, проводили опыт, подошло к концу и пора подвести итоги. Давайте вспомним цель нашего путешествия (ответы детей).

Ребята, так что же такое аквариум? (ответы детей)

И какое необходимо в аквариуме установить оборудование, чтобы рыбам было комфортно проживать (ответы детей)?

4. Рефлексия.

Упражнение “Качества”. Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.

Педагог: Ребята, становимся в круг, берёмся за руки, а теперь изображаем контур рыбки.

Педагог: обращаясь к каждому ребенку: Как ты себя чувствовал во время нашего путешествия? Что тебе мешало или помогло на занятии? (ответы детей)

Педагог: Наше занятие окончено, спасибо всем, до новых встреч. (слайд 18)

Список литературы.

  1. Кочетов С.М. Современный аквариум - техника и принадлежности Издательство: Вече, 2007 г. - 80 с.
  2.  Белов Н.10000 советов аквариумисту - Издательство: Харвест, 2007 г. – 608 с.
  3. Пыльцына Е. Аквариум от А до Я - Издательство: Владис, 2002 г. - 640 с.
  4. Плонский В. Ваш первый аквариум (миниатюрное издание) - Издательство: Аквариум-Принт, 2008 г. - 160 с.

Интернет-ресурсы.

1. Сайт энциклопедии “Википедия”  http://ru.wikipedia.org/

2. Аквариум и его устройство http://aquariumistic.narod.ru/

3. Аквариум. его устройство и содержание http://www.zoodrug.ru/