Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Обучающая – обобщить знания о грамматических особенностях глагола, его роли в языке, совершенствовать умения распознавать части речи и выбирать глагол из предложения; работать со словарями В.И. Даля.
  • Развивающая – развивать речь учащихся, умения сравнивать, обогащение и активизация словаря учащихся, развитие логического мышления и познавательного интереса.
  • Воспитывающая – умения выслушивать одноклассников, воспитывать стремление к самообразованию.

На доске запись: “Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова”. (Эпиграф)

Ход урока

I. Организационный момент:

“Наши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!”

II. Отгадайте наш этап урока (ВАСРЬЛО) (словарь)

- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.

1) Лист бумаги по утрам на квартиру носят нам. На одном таком листе оного разных новостей. (Газета)

2) Рядом с дворником шагало, разгребало снег кругом. И ребятам помогало делать гору, строить дом. (лопата)

3) Что за чудо - синий дом! Ребятишек много в нем. Носит обувь из резины, и питается бензином. (Автобус)

4) На жарком солнышке подсох и рвется из стручков. (горох)

5) Без окон и дверей, полна горница людей! (огурец)

6) Когда лежу я на спине, нет пользы никакой во мне. Но прислони меня к стене – найдется сразу дело мне! (лестница)

- Дети читают записанные слова

Слова – газета, лопата, автобус, горох, огурец, лестница.

* А теперь прочитайте по первым буквам, что за слово получилось. Это имя главного героя нашего урока.

ГЛАГОЛ.

Слово учителя: На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Николай греч писал: “Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова”.

- Высказывание Н. Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.

- Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить – говорить”.

- А другой известный русский лингвист А. М. Пешковский утверждал, что “глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены”.

III. Итак, какая тема нашего урока? “Глагол как часть речи”. Назвать цели урока.

Давайте поработаем парами.

Учитель: Найдите верное утверждение, поставьте в тетради ту букву, под которой верное утверждение. Докажите.

А) Глагол- это часть речи, которая отвечает на вопросы: что делает?, что сделает?, что делают?, что сделают?. И обозначает действие предмета в предложении глагол является сказуемым.

В) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет. В предложении глагол является второстепенным членом предложения.

Учитель: Что выбрали? Что вы можете рассказать о глаголе? (дети говорят, что знают о глаголе, затем высвечивается слайд “Я”).

Г - часть речи, обозначающее действие предмета.

Л - отвечает на вопросы: что делать?, что сделать?

А Я - изменяюсь по времени, числам, лицам, родам (в прошедшем времени)

Г - в предложении чаще бываю сказуемым

О

Л

IV. Работа с ключом, страница 74, упр.1. Давайте вспомним пройденное в 3 классе. Один ученик читает в ключе правило.

- Выполнение упражнения. Выписать только глаголы. Проверить. Один ученик читает: ехал (ед. м.р), трубил (ед., м.р), шла (ед. ж.р.), лежало (ед. с.р.), выпекли (мн. Ч.), построили (мн. Ч.), бегали (мн. ч.).

Физ. Минутка.

Если я называют глаголы - хлопайте, другую часть речи- топайте!

Дядюшка глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажег, дружок, флажок.

Подготовка к новой теме:

А) синтаксический разбор предложения, по вариантам:

  • I вариант – Наступило прекрасное время года.
  • II вариант – Я рисую красивый лес.

- Время... что это такое? Как вы понимаете? ( часы, дни, сутки, года)-ответы детей.

- А как объясняет это слово Владимир Иванович Даль?

“Время – это когда идут дни за днями, последовательно в течение суток за сутками”.

Какие пословицы со словами “время” вы знаете?

Делу время, потехе час. Время не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки.

Учитель. Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов. Значит, глагол изменяется по временам.

- Какие грамматические признаки глагола вы знаете?

Учитель: А еще узнаем о виде глагола.

Вернемся на страницу 75 в рубрику “тайны языка”.

Прочитайте самостоятельно. Что нового для вас?

- Как определить время глагола?

- Для закрепления упр. №2. Выписать в 2 столбика.

Как определить вид глагола узнаем по алгоритму на стр. 76. Прочитайте его.

Вернемся к предложениям по вариантам. Определите вид глагола в тетради.

VI. Физ. Минутка (на внимание и память)

Поскачите, попляшите,
Сядьте тихо, полежите
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбайтесь,
Быть хорошими старайтесь.
Вы рифмовку услыхали...?
А глаголы вы узнали?

(Перечислите их)

VII. Работа в парах упр. 4

  • I вариант 1-2
  • II вариант 4-5

VIII. Давайте составим “Кластер” - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей.

Рефлексия.

Закончи предложение:

  • “Сегодня я убедился, что .....
  • “Теперь я умею.....
  • “Я знаю, что глагол.....

IX. Задание на дом – стр. 76, №3, алгоритм и правило.

Оценка учащихся.

X.Отгадайте зашифрованное слово: ЛОЦЫДОМ (молодцы)