Урок-праздник по русскому языку на тему "Словарь – мой добрый друг и верный помощник"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цели: стимулировать увлечение учащихся предметом; познакомиться со словарями русского языка.закрепить полученные знания учащихся по лексике (об этимологии слова, лексическом значении слова, об исконно русских словах и иноязычных, синонимах, устойчивых сочетаний слов); совершенствовать навыки работы с книгой-словарём, справочной литературой; воспитывать интерес к слову, книге с целью обогащения словарного запаса учащихся.

Задачи:

  • развитие интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его;
  • развитие познавательного интереса к русскому языку и логического мышления учащихся.

Оборудование:

1) мультимедийная презентация к празднику;

2) выставка словарей:

1. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание/ В.И.Даль. - М .: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007.
2. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1981.
3. синонимов
4. антонимов
5. Школьный фразеологический словарь русского языка. / Н.М.Шаинский, В.И.Зимин, А.В.Филиппов. - М.: Дрофа, 2006.
6. Большой словообразовательный словарь русского языка.- М.: ООО “Дом Славянской книги”, 2007. и другие.

Зал украшен праздничными стенгазетами, высказываниями великих людей о словарях, воздушными шариками.

Презентация.

Ход урока-праздника

Ведущий:

“Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной словарь.
На всех словах – события печать,
Она дались недаром человеку...
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная совесть”.
С.Я. Маршак

Дорогие ребята! Я приглашаю вас познакомиться и подружиться с замечательными словарями русского языка.

Выходят дети в праздничных костюмах: “толковый словарь” в костюме с элементами русской народной жизни, “фразеологический словарь” в маске с “улыбкой до ушей”, “словарь иностранных слов” в костюме “лондонского денди”, “словарь синонимов” в костюме с оттенками красного. Каждый словарь имеет свою команду (из 5 человек), которая участвует во всех конкурсах и викторинах.

Толковый словарь: А я с утра отправился в дальнюю дорогу. Пока шел, родились такие строчки:

Подумайте только, как много
Значений у слова “дорога”.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами...

Ведущий: А теперь, чтобы подружиться с нашими гостями, нам нужно познакомиться с ними поближе, узнать, какие тайны они скрывают, ответить на все вопросы, разгадать все загадки, которые приготовили для вас словари.

Ученик:

Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.

Ученица:

Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.

Ученик:

А я придумал слово,
Смешное слово – плим,
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим.

Толковый словарь: Подождите-подождите! Плим – это вовсе не слово, а лишь набор звуков. У слова должно быть лексическое значение, оно должно относится к какой-либо части речи и подчиняться законом грамматики. А ваше плим – прыгает и скачет, но ничего не значит! Я – словарь толковый, я объясняю значение слов. Впервые такое определение дал словарю Владимир Иванович Даль. Вы скажите: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово идти. Как объяснить его значение? Правильно, идти – двигаться, перебирать ногами. Но есть и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое первое задание: объясните значение слова идти в каждом предложении.

А теперь отгадайте:

  • Какое слово в зависимости от значения может переноситься к руке, винограду, скатерти, живописи? (Кисть.)
  • В каком магазине ничего не купишь? (В магазине винтовки.)
  • Что можно собрать без помощи рук? (Собрать лоб в морщины, собрать силы, собрать тело для прыжка.)

Фразеологический словарь: Я сегодня встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот и я на всех парусах помчался к речке. От ледяной воды побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали такой волчий аппетит, что у меня потекли слюнки.

Догадались, какой я словарь? Вот мои задания.

1 .Закончи фразеологизм.

Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны его закончить.

  • Дрожит... (как осиновый лист),
  • катается... (как сыр в масле),
  • выводить... (на чистую воду),
  • держать... (в ежовых рукавицах),
  • поразить... (как гром среди ясного неба),
  • вариться... (в собственном соку),
  • сидеть... (сложа руки),
  • знать... (как свои пять пальцев).

2. Кто быстрее.

В этой игре выигрывает тот, кто быстрее вспомнит фразеологические обороты, в которых встречаются следующие слова:

  • Голова – морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую.
  • Ноги – уносить ноги, встать с левой ноги, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять.
  • Глаза – мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, как бельмо в глазу.
  • Нос – задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа.

3. Подбери синонимы.

К фразеологизмам, которые читает учитель, нужно подобрать синонимичные фразеологические обороты.

  • Кот наплакал – с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчелся, не густо, по пальцам пересчитать.
  • Во всю прыть – что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счета, раз-два и готово, в мгновение ока.
  • В тот же миг – сию минуту, не долго думая, не тратя времени, по горячим следам, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.
  • Видимо-невидимо – тьма тьмущая, хоть отбавляй, пруд пруди, конца-краю нет.

Этимологический словарь.

Меня назвали этимологическим словарём. Я могу определить древнейшее значение слова, когда и где оно появилось и по какому образцу оно создано. Кроме того, в моих словарных статьях вы найдёте современную звуковую грамматическую форму и значение нужного вам слова.

Наука “этимология” дружит с орфографией. Если вы будете знать происхождение, или этимологию, слова, то в ваших тетрадях ошибок будет меньше.

А теперь выполните мои задания:

1) С помощью этимологического словаря объясните правописание слов: “прекословить” (“против”, “говорить”),

  • “медведь” (“медоед”, мёд едящий),
  • “целовать” (от “целый, здоровый, невредимый”),
  • “чересчур” (от “через чур”, т.е. “через край”).

Убедились, что в процессе этимологического анализа слова нередко становится ясным и его современное правописание?

2) Определите, есть ли связь между следующими парами слов и какая пара “лишняя”:

  • голубь - голубой, синий - синица, жёлтый - золото, зелёный - растение, фиалка - фиолетовый.

И среди своих законных
Слов, в отечестве рождённых,
Есть под властью Словаря
Много слов иноплемённых.
Много слов родили греки.
К нам от них в далёком веке
Математика пришла,
С ней грамматика была.
А из Англии футбол
Прямо в бутсах к нам пришёл,
Вслед за ним пришёл хоккей.
А до этого жокей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд,
Чемпион, тайм-аут, спорт.
(Я.Козловский)

Словарь синонимов. Я – словарь синонимов. Слова, которые живут во мне, обогащают речь, делают её ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению. Словарь же ребят часто беден. Особенно режет слух повторение слова “сказал”. А между тем язык очень богат глаголами речи (около 200): говорить, сообщать, излагать, промолвить, обсудить, подтвердить, повторить и т.д.

А сейчас я хочу проверить ваши способности:

1) Какие синонимы к слову алый подобрал А.Грин, мы знаем. В моём словаре их 17. А сколько назовёте вы? (в словаре см. красный)

2) Как записать одним словом выражение “дачная пристройка”? (терраса)

3)Как называется скорый поезд? (экспресс)

4)Как написать “мышеловка” пятью буквами? (кошка)

Словарь иностранных слов:А меня назвали словарём иностранных слов. Я особый вид толковых словарей. И хотя во мне много иностранных слов, около десяти тысяч, которые обладают притягательной прелестью незнакомого, таинственного, дальнего, экзотического, я, как и вы, ем на кухне суп, хожу на базар за изюмом, сплю в своей комнате на своей кровати. Ничего необычного. Эти слова уже так прочно вошли в наш язык, что об их “иностранном происхождении” мы узнаём только в этимологическом словаре. А значения “иноплемённых” слов, которые встречаются в научно-популярной литературе, технической и художественной, толкуются в словаре иностранных слов. За “иностранными” словами далеко ходить не надо.

Посмотрите вокруг и выполните моё задание:

1) Посмотрите вокруг себя, найдите в зале предметы, названия которых пришли из других языков, и определите, из каких именно.

2) Найдите в словаре иностранных слов примеры слов, заимствованных из разных языков: английского, греческого, латинского, немецкого, французского, тюркского (по два-три примера, время ограничено). Выигрывает та команда, которая лучше справилась с заданием.

Задание: определите, какие слова здесь прячутся, из какого языка они были позаимствованы.

  • Флаг на военном судне. (Вымпел, голланд.)
  • Мягкая мебель для сидения и лежания. (Диван, персидск.)

Игра “Кто быстрее?”

Орфоэпический словарь.

Я – орфоэпический словарь. Я научу вас, как правильно произносить слова.

Посмотрите, какие интересные сценки подготовила моя группа поддержки.

  • Сценка “Неправильный разговор”.
  • Сценка “Как мы говорим”.

А теперь немного поиграем.

1. Шарады.

2.Загадки на ударение.

Дети исполняют “Песенку об орфоэпии” Феликса Кривина.

(Словари прощаются с детьми и поют свою прощальную песенку (на мотив из мультфильма “Бременские музыканты”).

Песенка словарей

Ничего на свете проще нету,
Чем у словаря спросить совета,
Всякий, кто со словарями дружит,
Все свои ошибки обнаружит. 
Мы своё призванье не забудем –
Много знаний мы приносим людям!
Вы про нас, друзья, не забывайте!
Словари почаще открывайте!
Словари почаще открывайте!

Подведение итогов. Награждение.

23.07.2014