Урок химии по теме "Неметаллы. Общая характеристика. ОВР". 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11


Учебник: Химия 11 класс. Авторы: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2012 г. Рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор Н.Н. Гара,//программы общеобразовательных учреждений. Химия: М.: Просвещение, 2011, -53 с. (Рекомендована Министерством образования и науки РФ))

Цель урока: формирование компетентности разрешения проблемы, информационной и коммуникативной компетентности учащихся.

Задачи урока:

образовательные: обобщить знания о различных неметаллах; закрепить знания об общих и характерных химических свойствах неметаллов;

развивающие: развивать познавательный интерес к предмету у учащихся, используя интеллектуальные игры (загадки о неметаллах);

воспитательные: реализовать экологическое воспитание.

Тип урока: комбинированный, с системно-деятельностным подходом.

Оборудование: мультимедийный проектор, образцы неметаллов и их соединений, (Приложение 1).

Ход урока

Ваше настроение на начало урока? (Cлайд 2)

1. Организационный момент (приветствие и краткое объяснение учителем плана урока)

2. Выдача карты доверия на уроке (упрощённая карта для учеников) (каждому ученику, которые сами себя оценивают на каждом этапе урока. (Cлайд 3)

№ УЭ * Название УЭ Оценка
1 Тест «Металлы»  
2 Работа с кластером  
3 ОВР  
Итог  

(УЭ*- учебный элемент)

3. Проведение обобщающего теста по теме «Металлы» (по домашнему заданию). (Слайды 4-6)

1. Самый твёрдый металл:

а. Ni

б. W

в. Al

г. Cr

2. Способ получения активных металлов электрическим током:

а. гидролиз

б. электролиз

в. алюминотермия

в. пассивация

3. Металлы, обладающие ферромагнетизмом:

а. Ca

б. Cu

в. Fe

г. Ni

4. Поверхность этих металлов покрыта тонкой, защитной, оксидной плёнкой

а. Ti

б. AI

в. Cr

г. Zn

5. Этот металл пассивируется холодными концентированными азотной и серной кислотами

а. Fe

б. Na

в. Mg

г. Cu

6. Какая реакция практически неосуществима:

а. Zn +2 NaOH = Na2 ZnO2 + H2

б. 2 Ag + H 2 O = Ag2 O + H2

в. TiCI4 + 2 Mg =2 MgCI2 + Ti

г . Be+ 2NaOH + 2H2O= Na2|Be(OH)4| +H2

Ответы:

1. г

2. б

3. в, г

4. а, б, в, г

5.а

6. б

Оценки:

6+ - «5», 5-4+ - «4», 3+ -»3», 2+ и < - «2»

Выставление оценок в карту доверия обучающемуся.

5. Ваше настроение после теста? (Cлайд 7)

6. Определение цели урока обучающимися по новой теме с помощью загадок- анаграмм. (За каждую отгадку обучающийся ставит себе в карту дополнительное бонусное очко – 1 балл, который сыграет роль в определении итоговой оценки).

(Слайды 8-11))

При этом демонстрация образцов неметаллов и их соединений.

1. Первое слово – фигура одна,
Всего в ней заметьте, - четыре угла.
Слово второе сумейте собрать –
Красно-бурую жидкость вам надо назвать. (Ромб-бром)

2. В свободном виде он всех убивает.
Если «связать», то в еду добавляют.
Но ежели в слове мы Л зачеркнём.
То дружно со всеми мы песню споем. (Хлор-хор)

3. Найдите две ноты в начале октавы;
Участок, где выросли сочные травы,
Из букв этих слов элемента название
Подумав, попробуйте быстро составить.
Чудесными свойствами он обладает:
То ярко сверкает, то чёрным бывает! (До, ре, луг - углерод)

7. Тема «Неметаллы». (Слайд 11)

8. Работа с таблицей Менделеева – устная и краткая характеристика местоположения неметаллов в ПСХЭ - беседа.

9. Самостоятельная работа обучающихся, разбитых на группы. (Cлайд 12)

Задание 1 (для основной части класса - «слабые и средние обучающиеся») – используя текст §30 и выданные карточки-задания составить кластер по теме «Общая характеристика неметаллов». (Приложение 2) (Каждая группа занимается своей частью кластера).

Задание 2 (только для сильных обучающихся)- На примере электронного строения атома хлора (кислорода, фтора) объяснить причину окислительных (восстановительных или окислительно-восстановительных) свойств данного неметалла.

Схема

10. Проверка кластера и выставление оценок в карту доверия. (Работу ребят сильной группы, учитель может оценить сам, не обсуждая на весь класс поставленную проблему). (Cлайд 13)

11. В качестве расслабляющего (релаксация) элемента можно предложить интересное из жизни неметаллов - презентацию «Открытие йода» либо музыкальный файл «Цветок». Желательно с условием полурелаксации. (Cлайд 14)

12. Выполнение упражнения по ОВР: разделение на 2 группы. Уравняйте реакцию любым методом, определите окислитель и восстановитель. (Cлайд 15)

1 группа

Al + C = Al4C3

2 группа

S + HNO3 = H2SO4 + NO2 + H2O

13. Проверка упражнения и выставление оценок в карту доверия. (Слайд 16)

Оценки за упражнение

«5» - нет ошибок

«4» - одна ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 и более ошибок

14. Рефлексия. (Слайд 17)

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось

15. Подведение итогов урока, выставление итоговых оценок в карте доверия в журнал. (Cлайд 18)

Посчитать баллы в карте и оценить

«18-15 баллов» - оценка 5

«14-10 баллов» - 4

«9-7 баллов» - 3

«6 баллов и меньше» - 2

Ваше настроение на конец урока? (Слайд 19)

16. Домашнее задание: § 30 читать. (Слайд 20)

Упр. 5 стр. 148, письменно.

H2SO4 + HJ = J2 + H2S + H2O

Уравнять ОВР любым методом.