Урок русского языка по теме "Фразеологизмы русского языка и их особенности". 5-й класс

Разделы: Русский язык


Цели и задачи.

  • Овладеть основными понятиями фразеологии.
  • Опознавать фразеологические обороты по их правилам.
  • Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы.
  • Представлять парадигматические отношения фразеологизмов.

Регулятивные:

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные:

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • овладевать навыками самостоятельной работы со справочниками (традиционными и интерактивными).
  •  

Коммуникативные:

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, справочники, раздаточный материал, презентация (Приложение 1, Приложение 2).

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Основная часть.

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Заполнение таблицы “Что я люблю и не люблю делать”

Я люблю делать Я не люблю делать
   

Сидеть на шее, бить баклуши, точить лясы, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, брать пример, трудиться не покладая рук, набивать руку, тянуть канитель, ловить на лету, вставлять палки в колеса, идти навстречу, вкладывать душу, работать засучив рукава, лезть на рожон.

Вопросы после ответов учащихся: Какие из записанных сочетаний слов выражают положительную оценку человека и его поведения? Какие – отрицательную? С какими единицами языка мы сейчас работали? Скажите, какова тема нашего урока? “Фразеологизмы русского языка”

4. Этап постановки целей и задач. Заполнение таблицы “Знаю – Хочу узнать –Узнал”.

Что мы уже знаем о фразеологизме? Что бы вы хотели узнать?

Знаю Хочу узнать Узнал
Фразеологизм – единица языка,
устойчивый оборот.
Отличие от слова и словосочетания.

Наличие синонимов, антонимов.

Сфера употребления

Происхождение

 

5. Этап усвоения новых знаний. Работа по выявлению отличий фразеологизмов от слова и словосочетания.

Задание: узнать по значению слова, составить из них фразеологизм, объяснить его значение.

Блок №1. Принять сидячее положение (сесть); предлог; часть тела, соединяющая голову с туловищем (шея); фразеологизм “сесть на шею” - обременить собой, заботами о себе, тяготить кого-либо, использовать кого-либо в своих интересах.

Блок №2. Танцевать (плясать); предлог; не связанный близкими отношениями (чужой); духовой музыкальный инструмент (дудка); фразеологизм “ плясать под чужую дудку” - беспрекословно выполнять чью-то волю.

Блок №3. Назойливое насекомое (муха); отрицательная частица (не); оскорбить (обидеть); фразеологизм “мухи не обидит” - о кротком человеке.

Совпадает ли значение фразеологизма со значением отдельных слов, входящих в него?

Что происходит со словами в составе фразеологизма? Они приобретают ярко выраженное образное, переносное значение.

Чем похожи слово и фразеологизм? Обозначают предметы, явления, признаки, действия и т.д.

Чем отличается фразеологизм от слова? Фразеологизм состоит из нескольких компонентов и представляет собой единое смысловое целое.

Каково отличие фразеологизма от свободного словосочетания? Почему во фразеологизм нельзя вставить другое слово? Фразеологизм воспроизводится в готовом виде, слова в его составе теряют свою смысловую самостоятельность.

6. Выработка умения отличать свободное словосочетание и фразеологизм.

Распределительный диктант:

Свободные словосочетания Фразеологизмы
   

Кот наплакал, медвежья услуга, сидеть в комнате, сидеть в четырех стенах , бить в глаза, бить в лицо, ставить на стол, смотреть во все глаза, ставить во главу угла, смотреть на лицо, сыграть увертюру, сыграть шутку, переливать из пустого в порожнее, подливать масла в огонь, переливать из стакана в чашку, подливать воды в кастрюлю, водой не разольешь, вода разлилась.

Теперь усложним задание. Самостоятельно найдите фразеологизм в предложении и объясните его значение. Ответьте на вопрос: каким членом предложения является фразеологизм?

1. Сразу же при входе в комнату бросался в глаза идеальный порядок в ней.

2. Обед был превосходный, моя жена и на этот раз не ударила в грязь лицом.

3. Мы бросились со всех ног в ту сторону, откуда раздался крик о помощи.

4. Старик со старухой прожили жизнь душа в душу, ни разу не поссорились.

5. Ученик дважды прочитал книгу от корки до корки.

6. Марья Кириловна была ни жива ни мертва.

7. Кроме приказных, никто в доме не смыкал глаз.

8. Но, увы, и у него была ахиллесова пята, и он имел слабости.

Сделайте вывод: какую синтаксическую роль выполняет фразеологизм?

7. Отгадывание кроссворда (слайды с кроссвордами).

Отгадав правильно кроссворд, вы узнаете, чем еще фразеологизмы похожи на слова.

Душа в пятки… .(ушла)

На…(мякине) не проведешь

Заблудиться в … (трёх) соснах

Хоть … (кол) на голове теши

Мерить на свой… (аршин)

Как кур в … (ощип)

Не … (поминай) лихом

Ответ: антоним.

Как сыр в …. (масле)

… (намылить) шею

Один на …. (один)

Откуда ни … (возьмись)

Проходить красной … (нитью)

С минуту на … (минуту)

… (медвежья) услуга

Ответ: синоним.

Вспомните, что называют антонимами и синонимами.

Так же, как и слова, фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы.

Найти пары фразеологизмов - синонимы и антонимы.

У черта на куличках, во весь дух, рукой подать, наломать дров, за тридевять земель, в мгновение ока, заварить кашу, черепашьим шагом, слово в слово, прийти в себя, тютелька в тютельку, взять себя в руки, куры не клюют, выйти из себя, хоть пруд пруди, расхлебать кашу, кот наплакал, битый час.

Взаимопроверка (слайд “Синонимы, антонимы).

Как вы думаете, насколько важно уметь подбирать фразеологические синонимы и антонимы и почему? От чего зависит употребление того или иного фразеологизма? (От ситуации, от сферы общения).

В каких стилях речи употребляются фразеологизмы? Начертите в своих тетрадях данную схему (слайд со схемой). Воспользовавшись справочниками и электронным словарем, подберите примеры на каждый случай.

Распределите следующие фразеологизмы по сфере употребления (слайд).

Проверьте себя самостоятельно и поставьте оценку в ваш листок контроля.

8. Ваши одноклассники провели исследование на тему “Источники фразеологизмов”. Внимательно их послушайте и заполните таблицу.

Источники Примеры
Народное творчество По щучьему велению.
За тридевять земель
Античная мифология Нить Ариадны.
Кануть в Лету
Библейская мифология Притча во языцех.
Блудный сын.
Избиение младенцев
Художественная литература Мартышкин труд (И. Крылов).
Злые языки (А. Грибоедов)
Профессиональная лексика Тянуть канитель.
Играть первую скрипку
Традиции, обычаи Выкурить трубку мира.
Очертя голову
Реальный исторический факт Держать порох сухим.
Во всю Ивановскую

Слайд с таблицей.

Дома найдите сведения о происхождении фразеологизмов, данных в качестве примеров. определите их стилистическую окраску, т.е. сферу употребления, подберите синонимы и антонимы, составьте с ними текст.

9. Подведение итогов.

Итак, мы сегодня с вами очень плодотворно работали. Посмотрите на нашу таблицу “Знаю – Хочу узнать – Узнал”. Что у нас не заполнено?

Что мы узнали?

Знаю Хочу узнать Узнал
Фразеологизм – единица языка. Отличие от слова и словосочетания.

Наличие синонимов, антонимов.

Синтаксическая роль

Сфера употребления

Происхождение

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, близких по значению одному слову.

Различия фразеологизмов и свободных словосочетаний (нельзя заменить или вставить слово, используются в речи в готовом виде).

Имеют синонимы и антонимы.

Являются одним членом предложения.

Употребляются в художественном, публицистическом и разговорном стилях.

Источники фразеологизмов.

Спасибо за урок! Вы самостоятельно и творчески работали, и я хочу вам продемонстрировать, как я справилась со своим творческим задание: подвести итоги урока, используя фразеологизмы.

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хотя к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. Молодцы! Попробуйте и вы, используя фразеологизмы, оценить свою работу на уроке.

12.07.2014