Урок истории по теме "Гуситское движение в Чехии"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

- организовать учебную деятельность обучающихся по изучению причин, хода, значения гуситского движения;

- продолжить формирование умений обучающихся давать оценку историческим событиям и личностям, анализировать исторические источники;

- создать условия для развития познавательных способностей обучающихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, историческая карта “Чехия в 14-15 вв.”.

Ход урока

1. Мотивация.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы совершим небольшую экскурсию в Чехию (рассказ ученицы о поездке в Чехию, слайды презентации). Как вы думаете, почему мы начали наш урок с воображаемой экскурсии? А что вы знаете о средневековой Чехии? (Ученики называют изученные факты из истории Чехии с 9 по 14 вв.)

- Что вы можете сказать об экономическом развитии Чехии при Карле IV? Как вы думаете, были ли чехи счастливы в своей стране? (Ученики высказывают свои предположения)

2. Постановка учебной задачи.

Задание по группам:

- Вы представляете три группы чешского общества: крестьяне, горожане, мелкие и средние феодалы. Познакомьтесь с характеристикой данных групп населения и сделайте вывод.

Нарастание недовольства католической церковью в Чехии. (Ученики работают в парах)

“Церковь в Чехии находилась в руках немецкого духовенства. Поведение высшего духовенства вызывало искреннее негодование и возмущение народа. Церковь была самым крупным феодалом средневековья.

Крестьяне, кроме феодальных повинностей, платили королевский налог. Они не были лично свободными и целиком зависели от панов, они изнемогали от многочисленных поборов церкви.

Горожане – чехи стремились участвовать в городском самоуправлении, хотели оттеснить немцев на задний план. Также горожане критиковали дорогие церковные обряды.

Мелкие и средние феодалы попадали в зависимость к крупным феодалам – панам, потому что их владения дробились, они были враждебно настроены по отношению к церкви.”

- В результате работы заполняется таблица.

Группа населения Чем были недовольны
Мелкие и средние феодалы Дробление земель
Зависимость от панов
Враждебное отношение к церкви и обществу
Горожане - чехи Требовали участия чехов в городском самоуправлении
Выступали против поборов церкви
Крестьяне Выступали против поборов церкви
Требовали отмены королевского налога и феодальных повинностей

- В чём выразилось недовольство различных групп населения Чехии? Какое требование объединяло все слои чешского общества? Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? (Ученики формулируют тему урока)

3. Решение учебной задачи.

Итак, тема нашего урока “Гуситское движение”. Своё название движение получило по имени профессора Пражского университета Яна Гуса. Послушайте сообщение о жизни, борьбе Я. Гуса (сообщение ученика о Я. Гусе).

Задание классу. Слушая сообщение ученика, используя слайды презентации, запишите в таблицу требования реформы церкви, выдвинутые Я. Гусом.

- Проверка выполнения задания. Как вы думаете, к каким последствиям привела борьба церкви против Я. Гуса? В чём состоит гражданский подвиг Я. Гуса? К каким последствиям привела борьба церкви против Я. Гуса?

Ученики делают вывод, о том, что деятельность Я. Гуса, его борьба против могущества католической церкви вылилась во всеобщее недовольство народа, что привело к гуситским войнам.

Задание классу. Используя материал учебника, составьте таблицу “Участники гуситского движения”.

Участники Состав Требования
Умеренные Зажиточные бюргеры, дворяне упростить церковные обряды;
упразднить привилегии и землевладение церкви;
вести богослужение на чешском языке
Табориты Крестьяне, горожане, бедные рыцари уничтожить частную собственность, повинности, налоги;
реформа церкви

- Сравните требования. Сделайте вывод.

Ученики отвечают, что наиболее решительно против могущества католической церкви были настроены табориты.

Учитель говорит о том, что римский папа и император Священной Римской империи предприняли четыре похода против народного войска таборитов, которое возглавил Ян Жижка. Все походы крестоносцев закончились поражением. В чём же секрет успеха таборитов?

Театрализация.

Представьте, что вы оказались свидетелем разговора воинов – таборитов, участников гуситских войн. О каких причинах победы своего войска они говорят? Запишите эти причины побед в тетрадь.

Выходят пять учеников - “воины-табориты”, рассказывают о своих победах.

1-й воин. “Какую трёпку мы задали крестоносцам! Пусть только сунутся! Мы не пожалеем своей жизни за Родину. Мы хотим, чтобы в стране хозяевами были чехи. Мы патриоты своей Родины и любим её”.

2-й воин. “Ой, какой у нас талантливый полководец! Молодец Ян Жижка! Наш он, хоть из бывших рыцарей. Смело сражается, жаль, в одном из боёв был ранен и ослеп. Теперь ему помогают его помощники. Они сообщают ему о расположении и движении войска, а он принимает решения”.

3-й воин. “Да, мудро они придумали применять в бою пушки. Какой ужас они наводят на крестоносцев! Ещё ни разу им не удалось взять укрепление таборитов из повозок. Хорошо придумано! Ставить возы на возвышенности плотным кольцом и, скреплять один воз к другому цепями и досками. От врага удобно укрыться в таком лагере и хорошо вести обстрел крестоносцев”.

4-й воин. “А как мудро придумано было спустить с горы на крестоносцев, когда они шли на наш лагерь, повозки, гружённые камнями. Они смяли крестоносцев, разделили их. Ох, и досталось им тогда!”.

5-й воин. “А я считаю, что одной из причин побед является строгая дисциплина. Представьте себе, что было бы с войском, если бы не запретили и жестоко не наказывали за азартные игры, пьянство, грабежи среди воинов. Я полагаю, тогда бы не было боевого духа, стойкости, благодаря чему мы побеждаем крестоносцев”.

Проверка выполнения задания.

Ученики называют причины победы таборитов над крестоносцами: патриотизм, полководческий талант Я. Жижки, применение пушек, военное искусство таборитов, дисциплинированность войска.

- Проблемный вопрос классу. Как вы думаете, кто победил в этой борьбе: табориты или умеренные? (Ученики высказывают свою точку зрения, аргументируют её). Большинство считает, что победа досталась таборитам.

Учитель предлагает обратиться к историческому материалу.

Задание. Изучите исторический материал и сделайте вывод о результатах борьбы гуситского движения.

Анализ исторического материала.

“В 1431 году на Базельском церковном соборе было решено сделать Чехии уступку. Римский папа признал новые церковные порядки в Чехии. Чехи получили право вести богослужение на своём языке, не допускать в страну иноземных монахов, держать при дворе папы гуситского священника. Римский папа обещал чешским феодалам оставить в их руках захваченные церковные земли. И тогда умеренные перестали сопротивляться, они образовали большое войско для борьбы с таборитами. В 1434 году у г.Липаны умеренные разбили таборитов.”

После завершения работы с историческим текстом, учитель организует обсуждение прочитанного.

- Объясните, почему победа досталась умеренным? Чем можно объяснить их борьбу против таборитов?

Задание. Используя материал учебника (п.7), заполните вторую колонку таблицы “Гуситское движение в Чехии”.

Гуситское движение в Чехии

Требования Я.Гуса Итоги гуситского движения
1. Отнять у церкви земли и богатства

2. Отменить плату за церковные обряды

3. Богослужение вести на чешском языке

4. Церковь должна подчиняться королю, а не папе.

1. Образование гуситской церкви.

2. Церковь потеряла свои земли

3. Отмена десятины

4. Появление сейма

5. Чехия - сословная монархия

Задание: Сделайте вывод о результатах борьбы чешского народа против могущества католической церкви. Все ли требования Я. Гуса были достигнуты в ходе гуситского движения?

Ученики в ходе обсуждения делают вывод, что борьба чешского народа против могущества католической церкви не была напрасной, но требования гуситов были удовлетворены частично.

4. Рефлексия.

Задание. Составьте синквейн о Я. Гусе или Я. Жижке.

Ян Гус

Мужественный, смелый,
Критиковал, требовал, призывал
Верен своим взглядам!
Герой!

Ян Жижка

Смелый, опытный
Боролся, руководил, организовывал
“Слепой полководец”
Талант!

Домашнее задание: §24, составить карту памяти по теме “Гуситское движение в Чехии”.

Презентация