Использование технологий в образовательном процессе с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и современных требований

Разделы: Администрирование школы


Цели педагогического совета.

1. Проанализировать влияние применяемых образовательных технологий на различные аспекты деятельности учащихся.

2. Определить  возможности, условия и основные направления использования современных образовательных технологий с целью совершенствования педагогической деятельности.

План педсовета.

  1. Доклад “Использование современных технологий в образовательном процессе”.
  2. Презентации технологий.

Презентация

(Слайд 2) Без стремления к научной работе учитель попадает
во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности.
Он деревенеет, каменеет, опускается.
Адольф Дистервег

Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы “Концепция общего среднего образования”, ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, книги, статьи, исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных момента: (Слайд 3)

  • школа является важнейшим фактором развития личности;
  • школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
  • систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. (Слайд 4)

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях (образовательных технологиях).

Причиной выбора является следующее: (Слайд 5)

  • в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам;
  • образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
  • педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
  • они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
  • обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
  • отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
  • четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

В педагогике всегда возникали вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. Естественно, нельзя полностью уподоблять образование -производству. Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий.

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия “педагогическая (образовательная) технология”. (Слайд 6)

“Технология” - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

“Педагогическая технология” - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии: (Слайд 7)

  • однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
  • отбор и структура содержания (что);
  • оптимальная организация учебного процесса (как);
  • методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
  • а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
  • и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему.

В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют: (Слайд 8)

  • традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;
  • игровые технологии;
  • тестовые технологии;
  • модульно-блочные технологии;
  • интегральные технологии и т.п.

Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще учителя в нашей школе пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы? (Слайд 9)

Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.

При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.

В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.

Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их “пассивности”, а в процедуре, которую задает применяемая технология. (Слайд 10)

То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.

Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог продавливает информацию с помощью многократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других приемов, стимулирует послушание и исполнительство.

Многие учителя привыкают к нормам этих отношений и часто без тени сомнения считают, что у них сложился необходимый контакт в работе с учениками.

Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность и теплоту в межличностных отношениях.

Объяснительно-иллюстративные технологии предписывают учителю особую роль и место в учебном процессе. У него на уроке не просто активная, но сверхдоминирующая позиция: он командир, судья, начальник, он как бы стоит на пьедестале, но при этом обременен угнетающим чувством ответственности за все, что происходит в классе. Соответственно, ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает.

Обучающиеся на уроке практически ничего самостоятельно не делают, самостоятельно не думают, а просто сидят, слушают или выполняют элементарные задания, предписанные учителем.

Ещё А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить”.

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. (Слайд 11)

Совершенствование образования в традиционной школе долгое время понималось, да и сейчас часто понимается как увеличение объема знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук (так в 1950-1960-х годах в учебном плане было 14 основных учебных дисциплин, сейчас их более 20). (Слайд 12)

Усложняются программы, ученики ориентируются на максимально возможное усвоение содержания предметов без учета индивидуальности. Согласно данным госкомэпиднадзора России у 15% учащихся возникают нервно-психическое отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок. В Институте физиологии категорично заявляют, что более 5 часов в день ребенок работать физически не может. Согласно данным здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. У большей части школьников отсутствуют физические и интеллектуальные возможности выполнить весь объем задаваемых им домашних заданий. В этом случае возникает внутренняя защитная реакция и часть учеников вообще перестает что-либо учить дома, понимая, что все необходимое к следующему учебному дню они выучить или сделать не смогут. Это порождает у школьника комплекс неполноценности к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха; вызывает неприязнь к предмету и школе, а часто и фактический отказ от учения.

Ориентация на максимум усвоения во всех областях знаний опасна и для сильного ученика. Стремление отлично учиться по всем предметам приводит школьника к перегрузке и мешает проявлению его способностей и дарований в какой-то одной области. Еще Д.И. Менделеев рекомендовал не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

При традиционном варианте организации учебного процесса развитие личности, конечно же, происходит. Дети стихийно развиваются, даже если им не оказывают особого внимания и заботы.

Но этот процесс можно многократно усилить, если сделать его основной целью работы учителя и разумно организовать. (Слайд 13)

Сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности. (Слайд 14)

Внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. 
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на собственный опыт работы. 
Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. (Слайд 15)

Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Проект решения педсовета: (Слайд 17)

  1. Продолжить работу по внедрению в образовательный процесс современных технологий, отвечающих требованиям новых государственных стандартов
  2. Отметить положительный опыт работы учителей в применении образовательных технологий, обеспечивающих системно-деятельностный подход в обучении и воспитании Клюевой Е.Н., Кутищевой Н.С.
  3. Педагогам школы осваивать новые формы планирования своей работы, включающие элементы научного исследования и апробации новых идей и технологий; активнее внедрять новые элементы содержания образования, учебно-методические комплексы, формы, методы и средства обучения на основе применения современных образовательных технологий
  4. На заседании МО необходимо:

а) В условиях информатизации образовательного процесса проанализировать работу педагогов по использованию информационно-компьютерных технологий.

б) Спланировать взаимопосещение уроков с целью изучения педагогического опыта по использованию педагогических технологий.

Источники

  1. Ксензова Г.Ю Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000
  2. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”).
  3. http://www.myshared.ru/slide/340958/
  4. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/pedsovet-ispolzovanie-sovremennyh-tehnologiy-v

3.07.2014