ИКТ на уроках ИЗО в начальных классах

Разделы: МХК и ИЗО


Одно из главных направлений реализации национального проекта – это поддержка образовательных учреждений, которые занимаются инновационной деятельностью.

Сейчас стоит актуальный вопрос о реформе и модернизации всей системы общего образования. В настоящее время явно обнаружилась потребность в обновлении всей системы общего образования. Это связано, во-первых, с новым положением школы в современном обществе: необходимостью подготовки детей к жизни в новых социально-экономических реальностях. Во-вторых, педагогическое сообщество требует перемен в образовании, о чем свидетельствует необычайно широкий интерес педагогов к инновациям. В-третьих, управленцы и политические деятели тоже заинтересованы в изменении существующей системы общего образования.

Готовых технологий внедрения инноваций не существует. Специальных научно-методических трудов, которые бы позволили школам комплексно решать проблемы реформирования и модернизации всего учебно-воспитательного процесса, не существует. Имеющиеся труды решают отдельные вопросы теории и практики инновационного движения. Под инновациями мы понимаем внедрение в учебный процесс новых современных методик, разработок, программ: здоровьесберегающих, информационных, личностно-ориентированных и многих других, которые позволяют повысить качество знаний школьников. Очень подробно об этом написано в основных направлениях деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

В виду того, что предмет “Изобразительное искусство” предусматривает большое количество межпредметных связей и включает в себя демострации практически всего окружающего мира, (т.е. мы должны научится видеть и изображать все), то иллюстративного материала часто бывает недостаточно, поэтому созданные цифровые ресурсы позволяют сделать процесс обучения на уроке более эффективным и дают возможность повысить собственный профессиональный уровень педагога и уровень учебного материала.

Уже нельзя представить современное обучение и воспитание учащихся без применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). Они достаточно эффективны, так как умело сочетаются с соответствующими педагогическими технологиями, позволяя от авторитарной школы перейти к педагогике сотрудничества, когда учитель и ученик, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли педагога.

Новые информационные технологии – это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения и воспитания. Современные педагогические технологии, такие, как: проектная методика, использование информационных технологий, Интернет-ресурсы, позволяют реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов и т. д.

Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Проблеме информатизации образовательного процесса в школе вообще и в начальной школе, в частности, в последние годы уделяется определенное внимание. Наши дети — это уже члены информационного общества. Объем информации, который обрушивается на них, во много раз превышает объем, который приходился на их ровесников еще два десятка лет тому назад.

Школа – часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, те быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально– экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества, а также одной из актуальных тем на сегодняшний день. Система образования сегодня развивается в ситуации “шока от будущего”, – человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом. В этих условиях школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков.

“Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации”. (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").

Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку:

  • изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе;
  • ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;
  • широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь (Life Long Learning – LLL-парадигма), обеспечивающему постоянную адаптацию к условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании.

Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы, управления образованием. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно.

Поэтому информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России.

В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования, и чтобы быть действительно нужной, информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование – для всех и новое качество образования – каждому.

Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.

Уроки изобразительного искусства – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.

Остановимся на некоторых положениях стандарта образования, наиболее актуальных для решения поставленных задач:

  • умение находить и перерабатывать информацию в разных источниках;
  • умение переводить информацию визуальную в вербальную и наоборот;
  • умение устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  • умение воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы “за” и “против” каждой из них.

Выделение именно этих элементов стандарта образования обусловлено целями и задачами преподавания предметов образовательной области “Искусство”.

Концепция содержания данной области базируется на:

  • воспитании духовно богатого и эстетически развитого человека;
  • развитии способности к художественному творчеству;
  • формировании у учащихся знаний и навыков практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • воспитании учащихся как зрителей художественных произведений, развитии потребности в общении с искусством, способности самостоятельно постигать художественный замысел автора, особенности различных стилей и направлений;
  • развитии воображения, образного мышления, пространственного представления, сенсорных способностей, навыков, которые необходимы не только в художественном творчестве, но помогут ученикам стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в ряде традиционных и современных профессий, не связанных с искусством непосредственно.

Мною были выделены следующие условия, обеспечивающие эффективность использования ИКТ в образовательном процессе:

  • Разработки уроков ИЗО с приложениями (компьютерными презентациями).
  • Использование ЦОР, ЭОР, Интернет – ресурсов при подготовке и проведению уроков.
  • Создание электронной базы кабинета ИЗО…

“Считаю опыт своей работы перспективным, так как он позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, повысить эффективность урока.

Кому-то эта идея покажется далеко не новой, но я делаю только первые шаги в этом направлении, и, может быть, материал, наработанный мною, принесёт кому-нибудь пользу!

Все дети работали очень увлеченно. Дисциплина на уроке была отличная. Учащиеся были очень внимательны и быстро решали поставленные перед ними задачи.

Работы детей очень были интересны и разнообразны. Из этого можно сделать вывод, как ИКТ помогают развивать фантазию, воображение у детей. Все работы детей были закончены.

Все дети, включая и самых слабых, не боялись ошибиться, работали с интересом. Ребята были очень активны, предлагали различные решения задачи, пробовали практически увидеть результат, если не получалось, давались новые варианты, пока не было достигнуто правильное решение задачи”.

Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

20 лет работы в школе – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества.

Методическая работа в нашей школе находится на достаточно высоком уровне. Регулярно проводятся заседания школьных методических объединений, на которых изучается нормативная и методическая документация по вопросам образования, актуальный педагогический опыт, инновационная работа по предмету. Таким образом, обстановка в коллективе способствует развитию творческого потенциала каждого педагога.

У меня есть возможность делиться идеями своей исследовательской работы с коллегами. С представленной системой работы по использованию информационно-коммуникативных технологий на учебных занятиях я неоднократно выступала на заседаниях методического объединения школы и района. Мой опыт применим и поддержан педагогами нашей школы и других школ.

О том, что уроки ИЗО должны создавать условия для формирования и развития художественной культуры, говорится достаточно долго и много, наверное, с самого становления изобразительного искусства (а не рисования) в школе. На протяжении последних лет работы в школе в качестве учителя изобразительного искусства меня изначально занимали вопросы: как сделать уроки искусства более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное “Я”?

Так как каждый урок программы Б.М. Неменского построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной беззвучной картинкой, а динамичными видео– и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

В результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера на уроке ИЗО, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика. Одним из источников повышения мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели.. Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО очевидны:

  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
  • широко использовать показ репродукций картин художников;
  • демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
  • “оживлять” карты;
  • “посещать” крупнейшие музеи мира;
  • “погружаться” в пространство и время;
  • прослушивать записи песен;
  • активизировать учебный процесс.

Информационно-компьютерные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к изобразительному искусству, их активность, а, следовательно, и улучшить качество знаний учеников по этим предметам.

Список используемой литературы

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
  2. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994
  3. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5
  4. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе.
  5. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5
  6. Губайдуллин И. А. “Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения”.
  7. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.; Сентябрь, 1996г.
  8. Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях.
  9. Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства.
  10. Концепция модернизации российского образования на период до 2100года.
  11. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно – методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России,2000. – 224 с.
  12. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М., 1988.
  13. Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. Полат Е.С., – М., АСНДЕМА, 2001
  14. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.
  15. Селевко К.Г. “Современные образовательные технологии” М.; Народное образование, 1998 г -256с.
  16. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. /Преподавание истории в школе. №8 2001. 40 – 46с.
  17. Чернов А.И. Концепция и методика.
  18. Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. – М., 1991. – Вып. 6.
  19. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л “Вопросы Интернет-образования”, № 44.