Урок биологии по теме "Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"

Разделы: Биология


Задачи урока:

  • повторить, закрепить и расширить знания о признаках класса паукообразных, раскрыть многообразие паукообразных, их роль в природе и жизни человека;
  • развитие критического мышления учащихся;
  • воспитание личности с активной жизненной позицией.

Оборудование. Таблица “Класс Паукообразные”, карточки с заданиями и упражнениями по теме “Паукообразные”,

Тип урока: урок с использованием элементов технологии развития критического мышления учащихся.

Ход урока

I. Актуализация знаний о ракообразных.

1. Проверка знаний, используя метод синквейна (каждому учащемуся выдана карточка с синквейном.

1 Тема называется одним словом (существительным) Речной рак (Циклоп) (Дафния)
2 Описание темы в двух словах (прилагательные)  
3 Описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)  
4 Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме  
5 Синоним из одного слова, которое повторяет суть проблемы.  

2. Задание: “Немые рисунки”. Назовите животное. (Приложение №1)

II. Активизация познавательной деятельности.

Представителями какого класса являются представленные животные?

Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.

В те далекие времена в Лидии жила Арахна-дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем. Что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята. Век тя плети паутину,
Будь безобразной Арахной, котроу люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобой:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков. Которых по-латыни называют арахнидами.

Как называется наука о пауках? Арахнология!

Итак, сегодня на уроке речь пойдет о пауках и о животных, сходных с ними по определенным признакам.

III. Работа по изучению темы.

Предлагаю заполнить таблицу: З – Х – У.(Работа в парах, заполнение 1 и 2 колонки. Затем фронтально на доске записываем, что хотим узнать)

Знаем Хотим узнать Узнали
  Отделы тела  
  Конечности  
  Среда обитания  
  Питание  
  Кровеносная система  
  Органы выделения  
  Органы дыхания  
  Нервная система  
  Размножение  
  Многообразие и значение  

(Учащиеся сами ставят задачи урока: Что они хотят узнать?)

А теперь прослушайте рассказ о паукообразных. Во время рассказа вы делаете пометки в тетради, то есть заполняете третью колонку таблицы.

Класс Паукообразных объединяет более 36 тысяч видов разнообразных по внешнему облику животных. Обитающих исключительно (за редким исключением) на суше: в поле, лесу, саду, на огороде, в жилищах человека. Немало среди них и паразитических форм. Характерной чертой паукообразных является отсутствие усиков и сложных глаз. Глаза простые и количество их может быть разное у разных видов паукообразных, например, у пауков их 4пары, у скорпионов до 5 пар, некоторые паукообразные, например, клещи вообще слепы.

Тело паукообразных состоит из двух отделов: слитной головогруди и брюшка. На головных сегментах располагаются ротовые органы – видоизмененные членистые конечности. Первая пара конечностей расположена перед ротовым отверстием и получила название хелицер. Они состоят из 2-3 члеников и заканчиваются клешней. Крючком или стилетом. При основании хелицер имеются ядовитые железы, и когда челюсти вонзаются в тело жертвы. Яд через отверстие в коже попадает в ранку и убивает добычу. Вторая пара конечностей расположена позади рта. Ее называют ногощупальцами или педипальпами. Они состоят из нескольких члеников и могут иметь вид клешни или ходильных ног. Щупальца педипальп служат органами осязания, но иногда участвуют в передвижении (сольпуги). Остальные 4 пары головогрудных конечностей – ходильные ноги, состоящие из 6-7 члеников и заканчивающихся коготками.

Брюшко у паукообразных не всегда сегментировано. Так, у пауков сегменты брюшка сливаются, но головогрудь четко отделена. У скорпионов брюшко сегментировано. У многих клещей все членики брюшка сливаются, а само оно срастается с головогрудью, образуя единое несегментированное тело. Конечностей на брюшке нет, но у пауков некоторые из них видоизменились в паутинные бородавки.

Пищеварительная система состоит из передней, средней и задней кишок. Обыкновенно они питаются полужидкой пищей. Паук прокалывает покровы добычи, выпускает в ранку слюну. Которая растворяет ткани жертвы, а затем всасывает полужидкую пищу. Передняя кишка включает в себя рот. Глотку. Пищевод и сосательный желудок. Средняя кишка образует 5 пар выростов, которые увеличивают ее всасывательную поверхность. В среднюю кишку открываются протоки хорошо развитой печени. На границе между средней и задней кишками открываются протоки выделительных органов – чаще всего пары ветвящихся мальпигиевых сосудов, или трубочек. Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.

Органы дыхания паукообразных – легкие (у скорпионов), трахеи (у клещей) – система ветвящихся трубочек. Доходящих до различных органов, а также легкие и трахей вместе (у пауков). И легкие и трахеи связаны с внешней средой через специальные отверстия – дыхальца.

Развитие кровеносной системы зависит от величины тела и от развития дыхательной системы. У мелких клещей сердце очень маленькое или его нет совсем. У более крупных пауков и скорпионов сердце трубчатое, от которого отходят кровеносные сосуды. Кровь из них изливается в полость тела.

Основными органами выделения паукообразных служат мальпигиевы сосуды. В выделении продуктов распада сложных органических веществ принимает участие также обычно слабо развитые выделительные железы.

Нервная система паукообразных – надглоточный ганглий, связанный с брюшной нервной цепочкой. Характерны концентрации и слияние брюшных ганглиев в один нервный узел или в небольшое их число.

Паукообразные раздельнополые. У многих видов половые различия достаточно хорошо выражены. Так, у пауков самцы значительно меньше самок. А их ногощупальца превращены в совокупительный аппарат. Некоторые скорпионы живородящи. Новорожденные скорпионы не покидают самку, и она носит их некоторое время на спине. Развитие у большинства прямое.

Главная особенность многих пауков способность плести паутину.

Живет в наших водоемах паук-серебрянка. Живет под водой, но дышит атмосферным воздухом. Тело его покрыто густым пушком. И когда он с поверхности воды ныряет вглубь, то уносит с собой застрявшие между волосками пузырьки воздуха и оттого кажется серебристым и блестящим, точно капелька ртути. Под водой он устраивает жилище в виде колпака или колокола из паутины величиной с наперсток, прикрепляя его к какому– нибудь водному растению. Затем паук начинает носить в своё жилище воздух, всплывая наверх, а потом отряхиваясь под колпаком. На зиму серебрянка остается либо в своем подводном колоколе, заделывая его снизу, либо устраивает себе убежище в пустой раковине, заклеивая наружный вход тонким слоем паутины.

Есть такие пауки-волки. Они не плетут ловчих сетей и по волчьи преследуют свою добычу – на ходу или же бросаются на неё из засады. Такие пауки устраивают себе норки в земле выстилая их паутиной.

Крупные виды пауков. Известные под именем тарантулов, считаются ядовитыми, их укусы вызывают болезненную опухоль, но опасности для жизни не представляют.

Наиболее опасен другой, знаменитый как раз этим, паук – каракурт.

Скорпионы имеют когтевидное ядовитое жало. Яд сразу убивает насекомых, смертелен и для мелких млекопитающих, для человека укол скорпиона не смертелен, но известны случаи со смертельным исходом, особенно у детей и в жарком климате.

Учитель: Что вы узнали? (проверка третьей колонки таблицы ).

IV. Закрепление.

Задание №1. “Немые” рисунки (приложение №2).
Задание №2. Отметьте верные высказывания (взаимопроверка в парах).

Паукообразные.

  1. Тело снаружи имеет хитиновый покров.
  2. Брюшко членистое.
  3. Имеет 4 пары ног.
  4. На головогруди имеется 2 пары усиков.
  5. Имеют простые глазки или совсем их не имеют.
  6. Дыхание трахейно-легочное.
  7. Замкнутая кровеносная система.
  8. Выделение осуществляется благодаря мальпигиевым сосудам.
  9. Раздельнополые животные.
  10. Развитие прямое.

V. Домашнее задание.

Выполнить творческую работу по теме: “Паукообразные”.

VI. Итоги урока.

VII. Рефлексия. (Я узнал что...).