Урок литературы по теме "Я счастлив, моя пьеса сыграна…" (творчеству А.Н. Островского посвящается)

Разделы: Литература


Звучит произведение П.И. Чайковского “Времена года (ноябрь)”.

Ведущий 1. Есть в Москве у знаменитого малого театра своеобразный памятник. Создатель русской национальной драматургии А.Н. Островский в глубоком раздумье, “по-домашнему”, сидит в кресле посреди столичной суеты. Он и в самом деле здесь дома. С Малым театром неразрывно связана человеческая и творческая судьба Островского, все его неудачи и вершины, его бессмертие.

Ведущий 2. В 1823 году, в Москве родился будущий драматург. Подлинной школой жизни стали для молодого Островского быт и нравы старого Замоскворечья, с его традиционным хлебосольством и гостеприимством.

Москва прошлого века поражала всех, кто приезжал в нее, своей необычайной, своеобразной красотой. В детстве Саша читал знаменитые пушкинские строки о Москве из “Евгения Онегина”:

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва…как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Ведущий 1. “Самый памятный для меня день в моей жизни: 14 февраля 1847 года” – такую запись сделает Островский в конце своего творческого пути. В тот день, затаив дыхание и едва владея собой, Островский пришел к профессору Шевыреву, чтобы прочитать в кругу ученых, литераторов, студентов только что законченную им комедию “Картина семейного счастья”.

“Поздравляю вас, господа, с новым светилом в отечественной литературе”, – торжественно провозгласил Шевырев, когда чтение было закончено и присутствующие заключили в дружеские объятия до крайности смущенного автора.

Ведущий 2. 3 декабря 1849 года на чтении новой комедии Островского “Свои люди – сочтемся” неожиданно появился Гоголь. Он “подкрался коридором…и стал в дверях, прислонившись к притолоке и так оставался во все время чтения”.

Новая комедия произвела сильное впечатление, вся Москва заговорила о ней.

(Сцена из комедии А.Н. Островского “Свои люди – сочтемся”

Ведущий 1. 21 февраля 1852 года умер Гоголь. Эта весть потрясла Островского. После отпевания в университетской церкви драматург стоял на улице без шапки. Он почувствовал вдруг такой страшный озноб, такую слабость, что побоялся упасть и на мгновение прикрыл глаза. Кто-то из стоявших рядом приятелей предложил сесть в сани.

Это были сани актрисы Косицкой. Вместе со всей громадной толпой они медленно двигались вслед за гробом на кладбище, поминутно останавливаясь. Прежде чем показались купола Донского монастыря, они услышали колокольный звон. Косицкая заговорила вдруг о своем деревенском детстве, надеждах, безудержной вере в счастье. Ах, как многое не сбылось!

В летописях русского театра осталась легенда, что эта неожиданная исповедь натолкнула Островского написать драму о женской душе. Он дает ей название “Гроза”.

Ведущий 2. Островский, обычно вовсе не склонный всерьез принимать наплывы нежных чувств, уверен – он влюблен. Оттого так быстро, так счастливо пишется “Гроза”. Оттого рука нечаянно, как бы невзначай выводит инициалы Любови Косицкой. Без ее голоса, слов, движений, шелеста платья каждая бы строчка омертвела. И триумф “Грозы” 16 ноября 1859 года – это не только триумф таланта драматурга и актрисы, но и триумф любви. Косицкая была совершенна в этой роли. Зал затих пораженный. А после спектакля разразился такой овацией, которую едва ли когда слышали стены Малого театра.

(Сцена из драмы А.Н. Островского “Гроза”)

Ведущий 1.Со многими интересными людьми свела его жизнь, каждый из них самобытен, ему легко, свободно в их обществе, но за этими людьми океан – море беспредельное, имя которому Россия, русский народ. И он – в этой жизненной пучине. Каждая его пьеса – это новые картины русской жизни. Начиная с 1856 года Островский каждый год писал по пьесе, а иногда две: “В чужом пиру похмелье”, “Доходное место”, “Не сошлись характерами”, “Старый друг лучше новых двух”, “Праздничный сон – до обеда”.

(Сцена из комедии А.Н. Островского “Праздничный сон – до обеда”

Ведущий 2. “Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно “Снегурочку”, – писал проникновенный критик А.Р. Кугель. В “Снегурочке” собрано все то лучшее, высокое, доброе, что рассыпано по всем произведениям драматурга. Островский назвал ее “весенней сказкой”. Мечта о мире, братстве, гармонии нашла свое воплощение в изображенном Островским сказочном царстве Берендеев:

Давно живу, и старые порядки
Известны мне довольно. Берендеи,
Любимые богами, жили честно.

И ни разу
Изменою венок поруган не был,
И девушки не ведали обмана,
Не ведали обиды.

(Сцена из произведенияА.Н. Островского “Снегурочка”

Ведущий 1. Ах, театр, театр, какая сила свела его с тобою, какая судьба! Писатель говорил: “Я задыхаюсь и задохнусь без хорошего театра, как рыба без воды”.

Несколько лет Островский жил “Бесприданницей”, временами только на нее, свою сороковую по счету вещь, “устремлял все внимание и все силы”, желая отделать ее самым тщательным образом. В сентябре 1878 года он писал одному из своих знакомых: “Я работаю над своей пьесой изо всех сил; кажется, выйдет не дурно”.

Поэтическая натура героини пьесы летит над миром на крыльях музыки. Лариса Огудалова прекрасно поет, гитара звучит в ее руках. Мечтательная и артистичная, она склонна не замечать, не видеть в людях пошлых сторон, она воспринимает мир глазами героини романса.

(Звучит романс из кинофильма “Жестокий романс” “А напоследок я скажу…” (Музыка А. Петрова, слова Б. Ахмадулиной))

Ведущий 2. О чем думает Островский в тиши кабинета в Щелыково? Почему именно сейчас, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина, обращается он к теме любви? Были ли сказаны те слова? Или сердце болело оттого, что опоздал их произнести? Что хотел сказать нам Островский? И не в этом ли секрет “Бесприданницы”, который предстоит разгадать будущим поколениям? Мечется человек, объятый страстями, ненавистью, жаждой наслаждений. И ни в чем не успокаивается душа его. Но вот слышатся в этом мире, лежащем во зле и преступлениях, ТИХИЕ СЛОВА МОЛОДОЙ УМИРАЮЩЕЙ ЖЕНЩИНЫ: “Я ни НА КОГО НЕ ЖАЛУЮСЬ, НИ НА КОГО НЕ ОБИЖАЮСЬ…вы все хорошие люди…я вас всех…всех люблю”.

(Сцена из драмы А.Н. Островского “Бесприданница”

Ведущий 1. Как быстро пролетело время! Давно это было – университет, совестный, затем коммерческий суд, золотое время творчества… Если вспомнить всех ушедших, то выходит, что он зажился на земле.

Неисповедимы пути людские. И только когда уже время подходит к концу, мы начинаем понимать, что дело не в пьесах и не в службе, а в жизни человеческой: как прожил ее и чиста ли совесть? И совесть Островского может быть спокойна: хорошо ли, худо ли, но всю жизнь свою трудился честно, с желанием людям блага. Он подарил своему народу праздничное искусство русского театра.