Интегрированный урок (математика + история) по теме "Героическое прошлое Брестской крепости". 4-й класс

Разделы: Математика, История и обществознание


Участники: учащиеся 4-го класса.

Цели урока:

  • закреплять умение рассуждать, делать выводы;
  • совершенствовать вычислительные математические навыки;
  • познакомить учащихся с героическим прошлым Брестской крепости.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • сформировать представление об историческом времени начала ВОВ;
  • создать оптимальные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся.

2. Развивающие:

  • развивать навыки письменного и устного счета;
  • развивать интерес к изучению истории своего народа, страны;
  • развивать умение работать с моделями, умения пользоваться римскими цифрами, расширять активный словарный запас.

3. Воспитательные:

  • учить работать в группах, создавая условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы;
  • воспитывать патриотизм, гордость за героическое прошлое и героические дела наших предков;
  • поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого нашей страны.

Оборудование:

  • карточки с заданиями;
  • слайды-иллюстрации;
  • пазлы пятиконечной звезды;
  • двусторонний скотч;
  • заготовки пятиконечных звезд;
  • элементы военной формы;
  • мультимедийные средства

Роли: сформированы 4 группы ребят по родам войск. Каждая группа готовила выступление по заданию учителя.

Вид урока: нетрадиционный интегрированный урок (математика + урок мужества).

Подготовительная работа к уроку. Ученики получили задания найти сведения:

  • о постройке Брестской крепости и ее стратегическом значении;
  • о нападении гитлеровцев на Советский Союз;
  • о героической обороне Брестской крепости.

Организационный момент.

– Ребята, у нас сегодня необычный урок под кодовым названием МАТИСТ.

Кто сможет его расшифровать?

(Математика + история)

Слайд №1

– Прочитайте числа на доске. (9 14 18 20)

– Запишите эти числа римскими цифрами

– Что чаще всего мы записываем римскими цифрами?

(Века и столетия)

– Как вы думаете, почему я выбрала именно эти века?

Древняя Русь;
Московское государство;
Российская империя;
Советский Союз.

– Какой из этих веков ближе к сегодняшним дням?

– Да, XX век – век страшных войн.

(Читаем на доске ключевые слова первого столбика)

царская армия;
Николай II;
немцы.

– Что это за война?

(Первая Мировая война)

– Прочитайте слова второго столбика

большевики;
Ленин – Ульянов;
красные;
Белогвардейцы.

– Это Гражданская война.

– Чтение слов третьего столбика

Сталин;
Жуков;
Сталинградская битва;
Гитлер.

– Это Великая Отечественная война.

– Страшное слово “ВОЙНА”. Что это?

– Ответим на этот вопрос числами.

Слайд № 2

(Числа читают ученики, а учитель – текст)

Великая Отечественная война с фашистской Германией;

4 долгих года – это 1418 дней – горя и беды;

40 000 000 человек – погибших советских людей;

1 725 – разрушенных и сожженных городов и поселков;

70 000 – разрушенных и сожженных сел и деревень.

Сообщение темы урока.

– Ребята, мы сегодня с вами проведем свое собственное независимое расследование первых дней самой чудовищной войны в истории Российского государства.

Такое расследование нам поможет совершить Школа разведки.

(Работа в группах)

Командир разведчиков пехотинцев – Влад Лаптев.
Командир разведчиков моряков – Кира Кичик.
Командир разведчиков десантников – Лина Пелых.
Командир разведчиков танкистов – Полина Юзмухамедова.

– Карточки-пароли с вариантами ответов у вас на парте. Свой выбор ответов вы будете крепить на пятиконечных звездах, которые в ВОВ стали символом борьбы и героизма.

1 ЗАДАНИЕ

– Сколько времени прошло с момента окончания Гражданской войны до начала ВОВ?

(На трех пазлах записи:

1941 – 1920=21; 1945-1918=27; 1941-1918=23.

Надо выбрать пазл с правильным ответом и прикрепить на заготовку звезды)

Слайд №3

– Фашистская Германия без объявления войны нарушила границы нашего государства. Одной из первых приняла на себя мощный удар Брестская крепость

– Сейчас десантники познакомят всех ребят с историей создания крепости в г.Брест.

(Сообщение учащихся и работа над словарными словами: ЦИТАДЕЛЬ, ФОРТ, КАЗЕМАТ)

Слайд №4

Форт – замкнутое небольшое укрепление, способное к самостоятельной обороне.

Слайд №5

Каземат – военное помещение, защищающее людей от огня и бомб, устраиваемое в крепостях и фортах.

Слайд №6

Цитадель – (небольшой городок) внутреннее укрепление крепости.

Слайд №7 (чтение текста)

ЗАДАНИЕ №2

– Сколько человек проживало в одном каземате?

(На доске числа 10.000 и 500)

Ученики выполняют решение и выбирают верный ответ на пазле

20 ч.; 200 ч.; 100 ч.

– Слово танкистам (Краткий экскурс по ленте времени и сообщение о лучших укреплениях России в 19 веке)

ЗАДАНИЕ №3

– В каком веке Брестская крепость стала одним из лучших укреплений России?

(Выбор верного пазла)

XX век; XVIII век; XVII век.

Слайд №8

– О первых минутах начала ВОВ и вероломных ударах фашистов расскажут пехотинцы.

(На доске часы)

ЗАДАНИЕ №4

– Сколько времени отвёл Гитлер своим войскам на захват Брестской крепости?

(Выбор верного пазла)

8 часов; 4 часа; 6 часов.

ФИЗМИНУТКА

(Марш под любую музыку военных песен)

Слайд №9 (чтение текста слайда)

– А чтобы узнать сколько суток понадобилось фашистским войскам для захвата героической Брестской крепости, вам необходимо за определенное время выполнить следующие вычисления, соотнести результаты значений с буквами и выбрать верный пазл.

(У каждой группы таблица)

ЗАДАНИЕ № 5

640 900 300 1 1000 340 640 160
               

 

320+20 А
1000+500 О
320*2 Т
500:500 Д
500+500 Ц
1000-100 Р
320:2 Ь
500*1 Г
320-20 И

(Выбор верного пазла)

30 суток; 31 сутки; 29 суток.

– Да, несколько десятков дней и ночей сражались советские солдаты, умирали,но крепость не сдавали.

Слайд № 10 (чтение текста слайда)

Задание №6

– Гитлер планировал захватить крепость за 8 часов. А сколько же часов на самом деле длилось сражение?

(Выполнение вычислений 24*30 =720 и выбор верного пазла-середины звезды)

72 ч; 720 ч; 620 ч.

Слайд №11 (чтение)

Все группы выходят к доске со своими звездами. Если вычисления были выполнены верно, то звезда красного цвета. Если же есть ошибки, то звезда разноцветная

(На доске числа 8 часов и 720 часов)

– Ребята, устно сравните эти числа и дайте ответ:

– Во сколько раз число 720 больше, чем 8?

– На сколько число 720 больше числа 8?

Итог урока.

Слайд№ 12

– Почему не осуществились планы Гитлера и его солдатам пришлось потратить времени на 712 часов больше, что в 90 раз больше планируемого?

………( ответы детей)

Слайд № 13

(Чтение текста слайдов)

– 9 мая 1945года наступила долгожданная Победа. Наши солдаты-защитники Отечества, как и в былые войны победили врага, освободили многие страны и дошли до Берлина.

В этой победе есть немалая доля заслуги защитников Брестской крепости, которая сегодня стала совсем другой и напоминает всем людям о тех страшных годах войны и о мужественных защитниках нашего Отечества

Слайд №14

(На фоне музыки ученики читают стихотворение).

Макаров. Брестская крепость

Каждый год у развален Бреста
Старый дед с сигаретой сидит,
И не может найти себе место
Груз былого на сердце лежит.

Вспоминает тот день жарким летом,
Птицы смерти летели к стране.
И немецкий сапог с рассветом
Нагло встал на русской земле.

Это было начало сражений,
Это было начало войны,
Отступали, несли пораженья,
Немец гнал нас вглубь нашей страны.

И один “островок” на границе,
Тот который не взяли враги,
Он на карте словно крупица,
Крепость Брест долго взять не могли.

Долго немцы крепость бомбили,
Долго взять его не могли,
Сколько сил они положили,
Об этот осколок земли.

С каждым днём оборона слабела,
Не слабел только дух боевой,
Но немецкая рать одолела:
Пал под натиском “гордый герой”.

Каждый год у развален Бреста,
Старый дед с сигаретой сидит,
Вспоминает защитников Бреста,
Честь и слава под камнем лежит.

Учитель: – Помните, ребята, вы – наследники Великой Победы!

Урок закончен. Всем спасибо.

Использованная литература:

  1. Диски “Большая Советская Энциклопедия” 3-е издание. Компания “Аутопан”, 2006 г.
  2. Адрес в интернете http:// elik-jk.narod/ru/makarov.html
  3. Фрагменты презентаций:
    – Ковтун Дарьи, школа №345, “Крепость Герой-Брест”;
    – Середа Егора, МБОУ Кулешовская СОШ №17, “Брестская крепость”;
    – Старицкого Георгия, школа № 345, “Крепость герой”.

Презентация

11.04.2014