Урок литературы по теме "Секреты пушкинской эпохи". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Предмет: внеклассное мероприятие.

Продолжительность: 1 урок - 45 минут.

Класс: 9.

Оборудование: выставка книг А.С. Пушкина, высказывания поэтов, писателей о Пушкине (Приложение 1), 2 лампы, 2 цветные скатерти, компот из ягод брусники, гонг, чёрный ящик, карта России, музыка, одежда времён Пушкина, текст письма Татьяны.

Форма проведения: обобщение изученного материала, “Брейн-ринг”.

Цели:

- выявить уровень знаний по теме;

- обобщить и закрепить сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина;

- познакомить с множеством интересных факторов из истории русской культуры, используя богатый внепрограммный материал;

- развивать познавательный интерес к творчеству писателя.

Ход мероприятия

Ведущий: Сегодня у нас необычное мероприятие и проведём мы его в виде игры “Брейн-ринг” “Секрет пушкинской эпохи”. В игре будут принимать участие 2 команды – это команда учителей и команда учащихся старших классов.

Мы с вами вспомним строки из бессмертного романа “Евгений Онегин” и моменты из жизни великого поэта А.С. Пушкина.

(Представление команд)

За красный игровой стол приглашается команда учителей:

Учитель математики.

Учитель математики.

Учитель химии.

Учитель истории.

Педагог-психолог.

За синий игровой стол приглашается команда учащихся:

Ученица 9 класса.

Ученица 9 класса.

Ученик 9 класса.

Ученица 9 класса.

Ученик 9 класса.

(Представление жюри)

Судить сегодняшнее состязание будут:

Учитель русского языка и литературы.

Ученица 11 класса.

Ученик 11 класса.

Ученица 9 класса.

Ученик 9 класса.

- Послушайте правила игры.

Ведущий читает вопрос, команда даёт на него ответ не позднее, чем через минуту после удара гонга.

Право ответа принадлежит команде, которая первая подаст сигнал (зажжёт настольную лампу). В случае фальстарта (лампочка загорелась до удара гонга) команда лишается права дать ответ на поставленный вопрос. При правильном ответе команда получает очко, а неправильном – право ответа получает другая команда. Если правильного ответа не дала ни одна команда, в следующем раунде разыгрывается 2 очка.

Выигрывает та команда, которая наберёт большее количество очков.

В конце игры, подведение итогов и награждение, объявление лучшего игрока.

- Итак, я желаю всем командам успехов в состязании. Да, победит сильнейший!

- Объявляется начало 1 тура! (Удар гонга)

- Тишина в зале! Разыгрывается одно очко.

- Итак, внимание, вопрос!

1. Где родился А.С. Пушкин? (В Москве)

2. Назовите художников, современников Пушкина, написавших его портреты. (Тропинин, Кипренский)

3. О какой “мамушке” пишет поэт в следующих строчках?

Ах, умолчу ль о матушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня… (О Няне)

4. Какое время года особенно любил А.С. Пушкин и почему? (Осень. Это время года вдохновляло его)

5. Какой великий русский поэт слушал стихи А.С. Пушкина на лицейском экзамене? (Г.Р. Державин)

6. У Пушкина есть поэма “Бахчисарайский фонтан”. Покажите на карте, где находится этот фонтан. (Рисунок 1) (П-в Крым)

7. Внимание, чёрный ящик.

- Какому безалкогольному бодрящему напитку отдавала предпочтение аристократия Петербурга? Что находится в чёрном ящике? (Кофе)

- Вот и закончился 1 тур – разминка. Подведём итоги.

(Слово жюри)

- Объявляю начало 2 тура. Разыгрывается одно очко.

- Внимание, вопрос!

1. Сколько времени поэт писал роман “Евгений Онегин”? (7 лет, 4 м-ца, 17 дней)

2. Кто из героев романа потерял малиновый берет? (Татьяна)

“Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?”
Князь на Онегина глядит.
“Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я”. –
“Да кто ж она?” - “Жена моя”.

3. Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар.

Вопрос. Что надел Онегин? (Шляпу)

4. Пока не дремлющий брегет,
Не позвонит ему в обед.

Вопрос. Что или кто должен позвонить Онегину? (Карманные часы с боем. Они названы так по имени их конструктора, французского механика Брегета)

5. (Звучит песня девушек, записанная на кассете)

- Вот такую песню в саду пели служанки Лариных, собирая ягоды

- Внимание вопрос. Почему они пели?

(Наказ, основанный на том,
чтоб барской ягоды не ели
И пеньем были заняты)

6. Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил…

Внимание вопрос. Многозначное слово “уборная” сейчас стало просторечным. Назовите синоним этого слова, также многозначного. (Туалет)

7. На страницах романа то и дело мелькают названия целого ряда кушаний, чувствуется, что поэт разбирается в них, как настоящий знаток.

Вопрос. Что было одним из излюбленных некрепких алкогольных напитков на Руси? Их приготовляли из всяких ягод и фруктов. (Наливка)

- Вот и закончился 2 тур. Подведём его итоги.

(Слово жюри)

- Объявляю начало 3 тура. Разыгрывается одно очко.

1. Слушаем фрагменты музыки.

Внимание вопрос. Под какую музыку не танцевали на балах во время А.С. Пушкина? Назовите, под каким номером она звучала. (№ 3, турецкий марш)

2. Перед вами письмо. Подпишите его полными инициалами и найдите ошибку. (Приложение 3)

(Ларина Татьяна Дмитриевна.
Она писала его на французском языке.
Итак, писала по-французски.
Что делать! Повторяю вновь:
Доныне дамская любовь
Не изъяснялася по-русски,
Доныне гордый наш язык
К почтовой прозе не привык.)

(Пауза. Всем в стаканчиках подносят брусничную воду)

3. А, кстати: Ларина проста,
Но очень милая старушка;
Боюсь: брусничная вода
Мне не наделала б вреда.

Вопрос: Какой вред может нанести брусничная вода? (Это слабый алкогольный напиток)

4. Перед вами вешалка. (Халат, капор, цилиндр, шаль, галстук)

Вопрос. Какой делали туалета не было во времена Пушкина? (Галстука)

5. Бывало он ещё в постели:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом дела,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.

Вопрос. Куда ж поскачет наш проказник? (Успеет везде побывать + театр)

6. “Моэт”, “Вдова Клико”, “Аи”.

Вопрос. Что это такое? (3 сорта шампанских вин)

7. Вот едет Ленский
На тройке чалых лошадей…

Вопрос. Что означает слово “чалых”?

Покажите на картинке этих лошадей. (Приложение 2) (Масть животного. Светлые с чёрной или чёрные с белой гривой)

Вот и закончился 3 тур. Подведём его итоги. (Приложение 4)

(Слово жюри)

Пока жюри подводит окончательные итоги, мне бы на правах ведущего хотелось бы сказать несколько слов: во-первых, поблагодарить всех участников и гостей нашего интеллектуального шоу за активные участие и помощь в проведении игры. Надеюсь, все вы получили большое удовольствие и в очередной раз освежили в памяти бессмертные строки из великого романа в стихах “Евгений Онегин”.

Вот верная примета настоящего поэтического шедевра: сколько бы лет назад мы не окончили школу, но до сих пор звучат в нашей памяти незабываемые строки… (Ведущий читает стихи)

Слово жюри.

Команда-победительница – это _________________________

Лучшие игроки – это __________________________________

Если будет спорная ситуация, можно задать такой вопрос

Вопрос. Как называется ночной халат на вате во времена Пушкина? (Шлафор)