Урок русского языка по теме "Загадки предложения". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Как показала практика, при разборе предложения у детей возникают трудности в определении члена предложения, т.к. дети обнаруживают, что члены предложения могут быть выражены не только определенными частями речи, к которым они будто привязаны, а и неожиданно другой частью речи. В начальных классах по данной теме не выполняется более точный и углубленный анализ предложения, такая работа ведется в старших классах.

Данный урок направлен на:

а) становление и проявление индивидуальности учащихся;
б) развитие творческих способностей школьников;
в) формирование положительной Я-концепции личности учеников;
г) выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения.

Достоинство урока в получении нового знания на высоком уровне сложности, несмотря на возраст и разные способности детей.

Цель урока. Научить определять и различать второстепенные члены предложения.

Задачи урока.

  • Создание проблемной ситуации.
  • Ознакомление с разными случаями выраженности членов предложения частями речи.
  • Формирование навыков исследовательской деятельности.
  • Воспитание культуры речи, расширение словарного запаса и кругозора.

Тип урока: изучение нового материала. 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Демонстрационный и раздаточный материал

Деятельность учащихся

Примечания

Орг.момент Приветствие детей, положительный настрой на урок.      
Актуализация знаний, умений и навыков. – Чтобы понять, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, разгадайте кроссворд!

1. Член предложения, показывающий на какой предмет или явление направлено действие.

2. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? какая? какое? какие?

3. Главный член предложения, который обозначает действие предмета, его состояние, чувства.

4. Член предложения, показывающий как, когда, где, по какой причине совершается действие.

5. Член предложения, говорящий о ком или о чем говорится в предложении.

У детей карточки с кроссвордом – приложение 1

Приложение 1

Ситуация успеха
– Догадались, чем мы будем заниматься на уроке?

– Молодцы! Записываем дату, “Классная работа”.

– Придумайте предложение о сегодняшнем утре. Лучшие предложения запишем в тетрадь!

  – Разбором предложений по членам предложения и частям речи

Хмурое утро испортило настроение надолго.

Проливной дождь хорошо промочил землю.

Ненастная погода плохо влияет на мышление.

По мокрой дороге ветер весело гнал сухие листья.

В осеннем воздухе уныло кружатся сухие листья.

 
– Анализируем предложения:

1. Находим грамматическую основу, какими частями речи выражены главные члены предложения.

2. Выделяем второстепенные члены предложения и какими частями речи выражены.

На доске прикреплена таблица

Приложение 3

Подлежащее утро выражено существительным, сказуемое испортило выражено глаголом, дополнение настроение выражено существительным, обстоятельство надолго выражено наречием. Аналогичная работа с остальными предложениями.
Таблица

Приложение 3

Заполним таблицу. Какой вывод можно сделать? Какими частями речи выражены данные члены предложения?   – Подлежащее выражено обычно существительным, сказуемое – глаголом…  
Исследовательская работа. – Запишите предложение и продолжим заполнение таблицы!

От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро!

– Найдите подлежащее! О ком или о чем говорится в предложении? А сказуемое где?

  От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро! Пауза незнания
Что непонятно? В чем проблема?   Предложения в нашей речи разные, и, оказывается, члены предложения могут быть выражены не только определенными частями речи, к которым они будто привязаны, а и совсем неожиданными частями речи. Формулирование проблемы
– Чему вы сегодня хотите научиться, что хотите понять и узнать для себя?   Узнать, какими частями речи могут быть выражены различные члены предложения, отойти от устоявшегося мнения, т.е. стереотипа, и научиться более глубокому и точному анализу предложения. Целеполагание
Формулирование темы урока   Открывается на доске тема урока Тема нашего урока “Загадки предложения”  
Решение подводящих творческих заданий – Разбираем предложение и заполняем таблицу частей речи и членов предложения. Приложение 4   Новые открывающиеся знания отмечаем в таблице другим цветом
От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро! Подлежащее выражено местоимением, сказуемое выражено наречием
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли (ЧТО?) сыграть Квартет. Дополнение, выражено сочетанием глагола и существительного
Сидеть без дела скучно. Подлежащее выражено глаголом в неопр.форме, сказуемое – наречием
Своя земля и в горстке мила. Сказуемое выражено прилагательным.
Собралися (С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ, ЗАЧЕМ) пировать гости, званные царем. Обстоятельство, выражено глаголом.
Молоденький умок – вешний ледок. Сказуемое выражено существительным.
Маленький, да удаленький. Подлежащее и сказуемое выражены прилагательными.
Жизнь прожить не поле перейти Подлежащее выражено глаголом, сказуемое выражено сочетанием глагола и существ.)
Жить – родине служить. Подлежащее выражено глаголом.
Жил добрый царь Матвей с царицею своей в согласье много лет. Обстоятельство образа действия выражено существительным.
Формулирование выводов. – Посмотрите на нашу таблицу! Что мы можем сказать теперь о членах предложения и частях речи, которыми они выражены?

– Как не ошибиться? Как правильно разбирать предложение? Как отличить обстоятельство от дополнения?

  Члены предложения могут быть выражены совершенно разными частями речи!

Ставить вопросы к словам разумные, анализировать сочетания слов!

Если слово отвечает на вопрос косвенных падежей – дополнение, если смысловой вопрос – обстоятельство

 
Закрепление. – Запишем предложение под диктовку.

И повел их славный князь Пожарский за славный Москву-град сражатися.

  Подлежащее князь (сущ) Сказуемое повел (глагол) определение славный (прилаг) дополнение Москву-град (сущ) обстоятельство цели сражатися (глагол) Решаем орфографические задачи и разбираем предложение по членам предложения и частям речи
Самостоятельная работа. – Попробуйте поразмышлять над предложениями, которые я заготовила на карточках. Карточка – приложение 2    
Подведение итогов урока. – Что нового вы сегодня узнали?

– Какая проблема встала перед вами?

– Что помогло решить эту проблему?

– Было трудно или легко?

Оцените свой сегодняшний труд в таблице самооценки

Таблица самооценки – приложение 5 Нам помог наш опыт, т.е. имеющиеся знания, умение применять их в решении проблемы, некоторое умение размышлять и большое желание узнать и понять!  
Домашнее задание. – Обратите внимание на пробелы в таблице. Попробуйте составить предложение, в котором определение было бы выражено глаголом, и не просто глаголом, а глаголом “учиться”.