Урок литературы по теме "И живет в сердце вина… И некому прощать" (В.П. Астафьев "Последний поклон"). 8-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26 МБ)


Цель: Формирование понятий об истинных нравственных ценностях через анализ художественного произведения. (Демонстрация слайда)

Задачи:

  • Развивать устную монологическую речь у восьмиклассников;
  • Обогащать словарный запас;
  • Учить анализировать текст;
  • Развивать умение видеть композицию, особенности стиля писателя, ёмкость художественного слова;
  • Прививать культуру диалога и умение слушать товарищей.

Оборудование: мультимедийный проектор, флэш-карта с презентацией к уроку и СD-диск с видеоклипом с тематической подборкой слайдов к содержанию урока с фоновым звучанием “Осенней песни” П.И.Чайковского.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит разговор об одном из интересных произведений К.Г.Паустовского “Телеграмма”. Рассказ прочитан, и мне хочется, чтобы вы высказали своё мнение о поступках Насти, об её отношении к самому близкому человеку – матери, поговорили о том, как понимать отзывчивость, человечность. В Словаре Ожегова даётся следующее толкование этих понятий (демонстрация слайда)

Гуманный – направленный на благо других, человеколюбивый и отзывчивый.

Человечный – достойный человека, отзывчивый, гуманный.

Словарь С.И.Ожегова

Для названия урока я выбрала слова В.П.Астафьева из его повести “Последний поклон” (cлайд). Астафьев говорит о своей вине перед бабушкой, Паустовский – о вине Насти перед самым близким человеком. В чём эта вина?

2. Беседа с элементами анализа текста рассказа.

1. Какие чувства вызвал рассказ?

(Рассказ нас взволновал, нам не безразлична судьба Катерины Петровны, отношение к ней дочери недостойное, её жалко, за неё обидно...)

2. Рассказ о жизни Катерины Петровны начинается с описания природы. (Читаю начало.)

3. Почему именно так начинает Паустовский свой рассказ?

(Через описание природы создаётся эмоциональный фон. Все события происходят осенью. Писатель словно подготавливает нас к тому, что рассказ о жизни Катерины Петровны будет мрачным, безрадостным.)

4. Давайте посмотрим, так ли это? Какое слово находит Паустовский для описания одинокой жизни Катерины Петровны?

(Доживает.)

5. Расскажите, как доживает Катерина Петровна? Иллюстрация учебника помогает понять нам её состояние. Какие строчки, по-вашему, могут стоять за этой иллюстрацией?

(Те, в которых говорится о её душевном состоянии, о думах о дочери. Ребята зачитывают фрагменты текста рассказа.)

Однажды ночью она услышала стук.

(Чтение наизусть эпизода “Катерина Петровна в саду”, данного в качестве индивидуального задания подготовленному ученику.)

6. Какова роль пейзажа в этом эпизоде?

(Метафора “позабытые звёзды”, олицетворение помогают понять одиночество, неустроенность Катерины Петровны, её переживания, настроение. Все мысли её – о дочери, о которой она думает с любовью, несмотря на то, что Настя не приезжает вот уже три года.)

7. Послушайте фрагмент “Осенней песни” Чайковского, посмотрите слайды, представьте себе одинокую маленькую женщину, сидящую у окна или бродящую по саду, тоскующую о дочери... (Демонстрация клипа. Приложение2)

...Тоска, безысходность, встреча с клёном... Катерина Петровна решила написать Насте письмо.

(Чтение письма подготовленной ученицей.)

8. Что удивляет в письме героини? Какова роль пейзажа?

(О приближении смерти Катерина Петровна пишет спокойно. Она одинока, хотя её окружают люди. Пейзаж – это действующее лицо рассказа. Катерина Петровна живёт только воспоминаниями о прошлом, которое связано с клёном, с садом. Страдает человек, и природа ему сочувствует.)

3. Диспут.

Дальше писатель переносит нас в Ленинград, рассказывает о жизни Насти в большом городе.

1. Как могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Можно ли её понять, оправдать?

Да, Настя – хороший работник, и, по словам сослуживцев, внимательна и отзывчива. Но мерилом всех ценностей в человеке считается его отношение к матери.

(Чтение эпизода “Настя в доме матери”)

2. О чём плакала Настя? В чём её вина?

(Настя проявила чёрствость по отношению к матери. Она равнодушна к ней. За этот поступок никто её не простит, так как некому прощать. И человеку жить с этой мукой, с этой виной всю оставшуюся жизнь...)

4. Продолжение аналитической беседы по тексту рассказа.

1. Но Паустовский рассказывает и об отзывчивых по-настоящему людях.

Кто они?

(Манюшка, Тихон, молодая учительница.)

2. Почему вы так считаете?

(Ребята подкрепляют своё мнение эпизодами из произведения, пересказывая их.)

3. Почему рассказ назван “Телеграмма”?

(Одну телеграмму Тихон послал Насте о болезни Катерины Петровны, другую сочинил сам и отправил её от имени Насти. В обеих – большая душа простого человека, отнюдь не родного героине, но более человечного, чем её родная дочь.)

5. Обобщение.

В основу рассказа положены реальные факты из жизни. Так может случиться и с нами, если мы забудем о тех, кто живёт нами, счастлив нашими удачами и близко к сердцу принимает наши промахи. Помните ли вы о своих родителях, об их любви к вам всегда? Чтобы не было в ваших сердцах вины перед ними...

6. Домашнее задание (слайд)

а) Написать письмо Насте

  • от имени Манюшки (1 ряд);
  • от имени Тихона (2 ряд);
  • молодой учительницы (3 ряд).

б) Составить план рассказа;

в) Подготовить сжатый пересказ текста рассказа.

Задание разного уровня сложности, каждый выбирает себе то, что по душе и по силам.