Урок математики по теме "Задачи на стоимость с учетом скидки"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с новым видом задач на определение цены товара с учетом скидки.

Образовательные задачи:

  • повторить способы нахождения 1% и нескольких процентов от числа;
  • закрепить алгоритм нахождения нескольких процентов от числа;
  • рассмотреть геометрический способ осмысления расчета подоходного налога и доли зарплаты, отчисляемой в пенсионный фонд;
  • вырабатывать беглость устного счета;
  • формировать представления о величинах “процент”, “часть числа”, “скидка”, “цена”;
  • формировать умение устанавливать зависимости между этими величинами;
  • учить решать простые и составные задачи на нахождение цены товара с учетом скидки.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать целенаправленность и быструю переключаемость внимания;
  • работать над формированием умений сравнивать, анализировать, обобщать, комментировать свои действия;
  • развивать словесно-логическую память;
  • учить применять полученные математические знания на практике, в новой ситуации.

Воспитательные задачи:

  • развивать познавательную и творческую активность учащихся;
  • воспитывать самостоятельность в принятии решений, вырабатывать настойчивость;
  • прививать интерес к новым математическим знаниям;
  • организовать предметно-практические действия учащихся, формировать умение работать в парах, развивая чувство товарищества и умение доводить начатое дело до завершения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Задачи на стоимость с учетом скидки”, раздаточный материал (наборы цветных кругов, наборы для составления алгоритма нахождения процентов, листы для записи результатов, карточки для индивидуальной работы, карточки с готовым планом решения задачи), дидактический материал (папки для учащихся “Задачи на стоимость. 9 класс”), иллюстративный материал (словари, энциклопедические издания), газетный материал (рекламы скидок).

Используемые методы (по источнику знаний): беседа, работа по печатному дидактическому материалу, самостоятельная работа, наблюдение, демонстрация геометрического материала, нахождение значений числовых выражений.

Используемые методы (по характеру познавательной деятельности): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, изложение с проблемным началом.

Используемые приемы формирования мышления учащихся: специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи учащегося; наблюдения за действиями сверстников, а затем словесный отчет о последовательных действиях; припоминания; организация целенаправленных наблюдений за событиями, происходящими на уроке, приводимых к изменению величин; установления причинно-следственных связей между величинами; классификация и систематизация известных фактов; формирование выводов.

Ход урока

I. Организация учащихся на урок

Приветствие. Настрой.

Слайд №2.

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучение новой для вас темы “Проценты”. Проценты настолько глубоко вошли в нашу повседневную жизнь, что без них невозможны современные отношения между людьми. Вы умеете находить 1% от числа, несколько процентов от числа, применять эти знания при расчете доли зарплаты, отчисляемой в пенсионный фонд, и при расчете подоходного налога. Сегодня на уроке мы продолжим формирование практико-ориентированных знаний, умений и навыков по этой теме и еще на шаг приблизимся к пониманию значимости процентов в быту.

II. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний

Задание 1. Слайд №3. “Повторяем, закрепляем”

По 1-му клику мыши на слайде появляется набор цветных кругов по вертикали.

Учитель: Слово “процент” произошло от латинского слова “pro centum”, что в переводе означает…

По 2-му клику мыши на слайде появляются надписи “на десять, на тысячу, на сто”.

Учитель: Вам необходимо выбрать верный ответ. Воспользуйтесь набором цветных кругов.

Верный ответ: на сто (зеленый круг).

По 3-му клику мыши на слайде исчезают две неверные надписи.

Учитель: Что напоминает вам цветовая гамма? Учащиеся: Светофор. Учитель: Какая существует связь между выбором цветов светофора и вариантами ответов? Предполагаемые ответы учащихся: красный сигнал светофора запрещает движение пешеходов, поэтому перевод слова не означает “на десять”; желтый сигнал - предупреждает о предстоящей смене сигнала и необходимости настроиться на переход, поэтому перевод слова не означает “на тысячу”; зеленый сигнал - разрешает движение пешеходов, поэтому перевод слова означает “на сто”. Учитель: Как найти 1% от числа? Учащиеся проговаривают правило нахождения 1% от числа.

Задание 2.

Учитель: На обратной стороне каждого из ваших зеленых кругов записано либо число, либо деление. Нужно найти 1% от числа или выполнить деление.

Для I группы учащихся – 7362р., 9850р., 3460р., 1450р., для II группы – 1200р., 2700р., 4600р., для III группы – 1200:100, 3200:100, 900:100. Все ответы учащихся заслушиваются. Учитель: Если представить, что это ваша зарплата, которую вы получите в первый месяц работы после окончания училища, то именно сотая доля в рублях будет отчислена в пенсионный фонд.

Задание 3. Слайд №4. “Повторяем, закрепляем”

По клику мыши на слайде появляются условие задания и варианты ответов.

Чтобы найти 13% от числа 8000р., надо:

8000р. разделить на 13
8000р. разделить на 100
полученное частное разделить на 13
полученное частное умножить на 13

Учитель: Составьте алгоритм нахождения 13% от 8000р.

Каждый ученик имеет набор действий для составления алгоритма и выполняет это задание самостоятельно. По клику мыши убираются неверные действия. Учащиеся проверяют правильность составления алгоритма. Учитель: Как найти несколько процентов от числа? Учащиеся проговаривают правило. Учитель обращает внимание на допущенные ошибки и разбирает их.

Учитель: Допустим, ваша зарплата 8000р., 13% - величина подоходного налога, ежемесячно отчисляемая в местный и федеральный бюджеты. Рассчитайте величину подоходного налога.

Одна группа учащихся вычисляет в уме, другая группа – письменно “столбиком”, третья группа – по карточке 8000р.:100х13=? с помощью калькулятора. Ответ: 1040р. По клику мыши появляется запись 8000р.:100х13=1040р. (13%), 80р. (1%). Учитель: Какая сумма денег будет выдана вам после отчисления этого налога? Ответ учащихся первой группы: 6960р. Учитель: А если и 1% отчислить в пенсионный фонд? Ответ учащихся первой группы: 6880р. Другие учащиеся вычисляют “столбиком”. По клику мыши появляется запись 8000р.-1040р.-80р.=6880р. Вывод: На руки получите 6880р.

Слайд №5. “Геометрический смысл”

Учитель с помощью прямоугольника, разделенного на 100 равных частей (ячеек), объясняет смысл 1% и 13%. Каждая ячейка соответствует 1%, то есть 80р., 13 ячеек – 13%, то есть 1040р., а остальные ячейки - ?%, то есть 6880р. Какая же часть зарплаты в процентах будет выдана вам на руки? – 86%.

III. Устный счет

Слайд №6. “Устный счет”

Учащимся предлагаются программированные задания с возможными вариантами ответов. Правильный выбор ответов приводит к расшифровке ключевого слова “скидка” - величине, смысл которой необходимо рассмотреть на материале близкой учащимся повседневной жизни.

По клику мыши последовательно появляются 6 заданий. На листах для записи результатов слева фиксируются ответы, а справа – соответствующие буквы для получения слова. Учащиеся, владеющие навыками устного счета, вычисляют в уме, не владеющие – выполняют задания по готовым образцам. Работают ребята в парах.

1). Найдите 1% от 3500

2). Найдите 5% от 6000р.

3). Найдите 15% от 4000р.

4). 700-250+50

5). Какая часть прямоугольника выделена в процентах?

6). Какая часть прямоугольника выделена в процентах?

   
   

По клику мыши появляется таблица с вариантами ответов.

350 35 30р. 300р. 60р. 600р. 550 500 1/2 50% 1/4 25%
З С Г К Е И Т Д П К О А

По клику мыши появляется слово “скидка”.

IV. Физкультминутка

V. Сообщение новых знаний

Учитель: Что означает это слово? При каких обстоятельствах вы сталкивались с этим понятием? Актуальность? Как определить ее величину и рассчитать изменившуюся цену? – Мнения и высказывания учащихся. Учитель: Обратимся за расшифровкой к толковым словарям.

Слайд №7. “Толковые словари под редакцией”

Д.Н. Ушакова “Скидка – сбавка, уменьшение, понижение назначенной цены на товар при продаже, уступка”; С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой “Скидка – сумма, на которую понижена цена чего – н. Большая скидка” Уменьшение назначенной цены на товар при продаже.

Учитель: Сегодня на уроке нам необходимо разобраться в вопросе понижения первоначальной цены товара с учетом скидки. Поэтому тема урока звучит так “Задачи на стоимость с учетом скидки”. Исторически скидки появились и стали использоваться в условиях уличной торговли товарами, когда продавец в результате торга предоставлял скидку тому покупателю, который приобретал больше товаров. В настоящее время практика предоставления скидок используется средними и крупными компаниями, организациями малого бизнеса. Некоторые виды скидок: скидка розничным продавцам, сезонная скидка, скидка на новый товар.

Слайд №8. “Скидки”

Демонстрация рекламы на сезонные скидки, распродажи. Разъяснения учителя.

Из дидактического материала “Задачи на стоимость. 9 класс” устно рассматривается задача №2.

Задача №2. Осенние ботинки стоят 1600р. На распродаже их можно купить дешевле на 30%. На сколько рублей …?

Учащимся предлагается закончить вопросительное предложение. Варианты предложений: а). На сколько рублей дешевле можно купить ботинки? б). На сколько рублей понизится цена на ботинки?

Слайд №9. Появляется вопрос: на сколько рублей дешевле можно купить ботинки?

Учитель: Какова первоначальная цена ботинок? Как изменится ее значение? Что повлияет на уменьшение цены? Как рассчитать величину скидки? Вывод? – На 480р. дешевле можно купить ботинки. На слайде последовательно появляются ответы к вопросам.

Далее под руководством учителя учащиеся составляют план решения задачи №3, проговаривают вопросы и действия, оформляют запись в тетрадях и на доске.

Задача №3. Школьный костюм стоит 1950р. На распродаже его можно купить со скидкой 40%. Рассчитайте новую цену костюма.

- Можно ли сразу рассчитать новую цену костюма? Почему нельзя? Что произойдет с первоначальной ценой костюма? На сколько изменится цена? Как определить величину скидки? Новую цену?

План и решение.

1). На сколько рублей дешевле на распродаже можно купить костюм?

1950р.:100х40 = 780р. (40%)

2). Какова новая цена костюма?

1950р.- 780р. = 1170р. Ответ 1170р. новая цена костюма.

Слайд №10. “План задачи”

Учитывая трудности, возникающие у учащихся при решении составных задач, целесообразно рассмотреть вариант использования готового плана задачи.

1). Цена : 100 х количество % = Величина скидки
2). Цена – Величина скидки = Новая цена

С этой целью отдельным учащимся предлагаются карточки с дифференцированной помощью.

VI. Первичное закрепление знаний, применение в новых условиях

Слайд №11. Учащимся предлагается рассчитать цены словарей и энциклопедических изданий с учетом 10-процентной скидки.

Учитель: Существует понятие “Дисконтная карта” магазина, позволяющая ее обладателю осуществлять постоянные скидки на все товары. Мы поработаем с 10-процентной дисконтной картой магазина “Дом книги”. Вашему вниманию представлены книги с ценниками: “Толковый словарь” В.И. Даля, “Толковый словарь” С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, “Иллюстративный фразеологический словарь для детей”, “Иллюстративный толковый словарь пословиц и поговорок”, “Большая книга знаний”, “Великие композиторы”, “Наши любимые праздники”. Выберете понравившуюся книгу и определите ее новую цену с учетом скидки.

Учащиеся работают по двое, сообща. Самостоятельно производят расчеты, результаты вычислений записывают в тетрадях. Предусмотрена проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок. С трудом усваивающие материал ребята работают по готовому образцу.

VII. Подведение итога урока. Оценивание учащихся

Слайд №12. Учитель:

  • О каком новом понятии шла речь на уроке?
  • Что такое скидка?
  • Как рассчитать величину скидки, выраженную в процентах?
  • Как рассчитать новую цену товара?
  • Какое математическое знание понадобилось для определения скидки на товар?

Оценивается работа класса в целом, уровень ответственности и старательности каждого ученика в отдельности.

VIII. Разъяснение домашнего задания

Слайд №13.

Из дидактического материала “Задачи на стоимость. 9 класс” задача №5 (для основной группы учащихся).

Зимняя куртка стоит 3500р. На весенней распродаже ее можно купить со скидкой 20%. Рассчитайте новую цену куртки.

Примеры (для учащихся, с трудом усваивающих материал).

3500р.:100х20; 1800р.:100х30; найти 10% от 1200р.