Урок по теме "Корни с чередованием гласных". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока – урок-исследование

Цели.

  • Организовать исследовательскую деятельность учащихся на базе уже известного  им материала, углубляя и расширяя знания учеников по изучаемой теме.
  • Помочь лицеистам найти новые подходы к решению проблемы выбора гласной в корнях с чередованием. 
  • Формировать навык правописания гласных в корнях с чередованием.
  • Развивать аналитические способности учащихся, используя учебный диалог, проблемные вопросы, игровую ситуацию.

Оборудование урока:

  • компьютер
  • проектор
  • экран
  • раздаточные материалы к уроку в файлах

Проектирование учебной деятельности

1. Постановка учебной задачи

Возможно, вы обратили внимание на то, что сразу после темы «Вид глагола»  учебник предлагает изучить параграф 75-й: «Корни с чередованием гласных Е-И». Случайно ли это?   (Слайд 1 презентации к уроку)
– Наверное, нет. Может быть, есть связь между этими  двумя  темами?

Учебная задача. Связана ли категория вида глагола с правописанием  корней с чередованием гласных? (Слайд 2 презентации)

2. Решение учебной задачи

– Какие пути решения УЗ вы предлагаете?
– Посмотреть в учебнике.
– Посмотреть справочники, памятки.
– Послушать объяснение учителя.
– Провести наблюдения над языковым материалом и найти ответ.
– Давайте попробуем пойти первым путём – посмотреть учебник. Откройте параграф 75–й на странице 201-й. Чтение лингвистического текста.
– Сформулируйте основное правило!
– Нашли ответ на поставленную УЗ?
– Нет.
– Посмотрите имеющиеся у вас памятки «Правописание гласных в корнях с чередованием». Есть ли здесь ответ на вопрос?
– Нет.
– Остаётся один способ, который поможет вам самим найти ответ на поставленный вопрос: исследование языкового материала и решение УЗ.
– Анализ материала для наблюдений (Слайд 3 презентации).
(Один ученик работает за компьютером, комментируя свои действия по выбору написания, определяя вид глагола. Материал проецируется на большой экран. Класс ведёт записи в тетрадях.)

Вывод 1-й (делают учащиеся): правило, данное в параграфе 75-м нужно дополнить: в глаголах несовершенного вида в корнях с чередованием Е-И пишем И, совершенного вида – Е.) (Слайд 4 презентации появляется после того, как ученики сформулируют вывод)

3. Решение частных УЗ

– Выполнение упражнения 600: списать предложения, вставляя подходящие по смыслу глаголы с корнями, в которых чередуются буквы е - и.
– Сделать морфемный анализ слов по вариантам (слайд 5):

расстилаются                                                   разжигать 

(Двое учеников работают на крыльях доски. Проверка с комментариями)

4. Постановка УЗ-2 (слайд 6 презентации)

– Возможно ли это правило применить к другим корням, правописание которых тоже зависит от суффикса А?
– Назовите эти корни. (Слайд 7 по ходу ответов учащихся)
– Проведение лингвистического эксперимента (ученик работает на доске):

Касаться  (? вид)             –       прикоснуться (? вид)
Излагать  (? вид)             –       изложить (? вид)

Вывод 2-й. Да. Выбор гласной в корнях с чередованием -кас-/ -кос- ,-лаг-/ -лож- зависит от вида глагола: несовершенный вид – пишем А, совершенный вид – пишем О. (Слайд 8)

5. Постановка УЗ-3 (Слайд 9 презентации)

–  Как же быть со словами других частей речи, ведь там тоже встречается эта орфограмма?

6. Решение частной УЗ

Распределительный диктант. (3 ученика работают на доске. Остальные – в тетрадях) (Слайд 10)

Заложить программу, располагать информацией, удачное вложение, неукоснительно соблюдать, положительный герой, блистательный танцор, прикоснуться к тайне.

Вывод 3-й. Это правило применимо только к глаголам, так как именно глаголы имеют категорию вида. При написании слов других частей речи нужно  применять традиционное правило. (Слайд 11)

7. Постановка УЗ-4. (Слайд 12)

– Подчиняются ли открытому нами правилу правописание корней -раст-/ -ращ-/ -рос-?
– Проведение ещё одного лингвистического эксперимента (слайд 12)
(Один из учеников работает у доски: вырасти – расти – выросли.)

Вывод 4-й. Выбор написания гласных в корнях с чередованием Е-И, А-О в зависимости от вида глагола имеет ряд ограничений:
– он применим только к глаголам,
– выбор А-О относится только к корням, написание которых зависит от суффикса А.
(Слайд 13 презентации)

8. Решение частных УЗ

– Работа с тестами (Один ученик на крыле доски. Класс в тетрадях. Затем открываем доску – самопроверка. Определение успешности  выполнения.)

9. Игровая учебная ситуация

(Учитель пытается дать следующее задание, но на экране появляется надпись: «ВАМ ПИСЬМО!»   (Слайд 14)

– Какое ещё письмо, нам необходимо работать дальше. Может быть, не будем его смотреть?
– Нет. Давайте прочитаем!
– Открываем слайд, учитель или ученик читают письмо вслух. (Слайды 14-15 открываем постепенно)
– Беседа по содержанию послания Бабы-Яги.
– С чего бы это Баба-Яга нам помогала? Наверное, здесь есть какая-то ловушка или ошибка. Посмотрите внимательно на текст письма.
– Да. Одно из слов в каждом наборе лишнее. Какое? (Зорька, заря)
– Как нужно исправить? Смотрите при необходимости памятки.
– (Нужно так: – тварь, кланяться, огарок; – творить, поклонись, сгорать.)
(Слайд 16)
– Убедимся, что правило полное.
– Нет, есть исключения (смотри памятку)
– Какой способ запоминания правила подсказан Бабой-Ягой?
– Использования опорных слов.

10. Самостоятельная работа с текстом  (карточки  в файле)

– Вставить пропущенные буквы и знаки препинания  (часть работ проверить на оценку,
возможен устный комментарий изучаемой орфограммы на уроке)

11. Рефлексия. (Слайд 18)

– Что нового о правописании корней с чередованием вы узнали на уроке?
– Что было вам  особенно интересно?
– Как вы оцениваете работу класса?
– Кого из одноклассников хотели бы похвалить? За что?

12. Домашнее задание: (слайд 19) написать сочинение на лингвистическую тему «Корни с чередованием – это интересно!» или: трудно, сложно… Ваш вариант формулировки темы.
Возможно, кто-то из вас решит написать ответ Бабе-Яге.