Развитие критического мышления в чтении и письме

Разделы: Организация школьной библиотеки


Чтение и письмо открывают человеку новый мир, особенно в наше время,  при нынешних успехах разума.

Н. Карамзин

Критическое мышление  – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Немного истории:

Технология РКМЧП была разработана учеными и преподавателями Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являются членами консорциума «За демократическое образование». С 1996 года данная технология  прошла апробацию в школах многих стран.  Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях:  (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и,  для учащихся разных возрастных групп: (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации).  Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач.
В России ТРКМЧП появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.

С недавних пор данную технологию стали применять и у нас, в Якутске.

Акценты целей технологии РКМЧП

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость,  осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического, критического мышления.

Задача научить школьников:

  • отвергать ненужную или неверную информацию;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки в рассуждениях;
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  • избегать категоричности в утверждениях;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  • подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
  • отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
  • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Особенности концептуала  (направления)

  • Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
  • Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
  • Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
  • Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии –  «вызов – осмысление – рефлексия». 
Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.

Алгоритм подготовки к занятиям:

  • Ознакомить уч-ся с содержанием занятия;
  • Проанализировать каждое задание;
  • Подготовить вопросы, которые будут задаваться в ходе обсуждения;
  • Определиться с топографией занятия (где и как рассадить уч-ся, каким способом разделить на группы и т.д.);
  • Подготовить раздаточный материал и оснащение для того, чтобы сделать урок ярче, а общую обстановку комфортной;
  • Точно спланировать время для выполнения каждого задания.

Несколько правил для библиотекаря, ведущего урок:

  • Точно планируйте время проведения каждого элемента занятия.
  • Не пытайтесь форсировать – быстрее не значит лучше.
  • Во время обсуждения не торопите уч-ся.
  • Помогая уч-ся формулировать ответ, не подменяйте их мысли своими.
  • Заставляйте высказываться менее активных уч-ся (стеснительных, замкнутых, внешне безразличных) и деликатно «гасите» безудержную говорливость всезнаек.

ЛОГИКА КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В логике критического мышления существует набор общих условий, создание которых необходимо для инициации (лат. совершения таинств) осуществления учащимися критического мышления:

  • давать возможность учащимся размышлять;
  • предоставлять возможность знакомиться с различными идеями и мнениями;
  • убеждать учащихся, что они могут высказывать любые мнения, не рискуя быть высмеянными;
  • помогать им задавать вопросы;
  • способствовать активной дискуссии;
  • стимулировать рефлексию;
  • выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения;
  • ценить проявления критического мышления, развивая уверенность в себе и понимание ценности своих мнений и идей;
  • приучать их с уважением выслушивать мнения других учащихся.

10 правил обсуждения в группе:

1. «Уважение к говорящему» (когда один говорит, остальные внимательно слушают);
2. «Критикуй, не обижая»
3. «Критикуешь – предлагай»;
4. «Говори сначала о хорошем, потом критикуй»;
5. «Говори точно, не повторяясь»;
6. «Говори от себя, высказывая личное мнение»;
7. «Активно участвуй в работе группы»;
8. «Откровенность и искренность в выступлении»;
9. «Понимать, что цель обсуждения – узнать больше о себе и других, сделать мир лучше»;
10. Уметь видеть хорошее в каждом.

КАКИЕ НАВЫКИ ПРИОБРЕТАЮТ УЧАЩИЕСЯ ПРИ РАБОТЕ  ПО ТРКМЧП?

1) способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания;
2) способность взаимодействовать с окружающими;
3) адекватно  оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть;
4) адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей;
5) адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас;
6) способность конструктивно и «цивилизованно» выстраивать отношения с другими людьми;
7) способность принимать взвешенные решения;
8) грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях;
9) способность объективно анализировать, систематизировать, и умело использовать информацию любого вида;
10) нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свои знания, а также на знания других людей.

ВЫВОД: Применение новой технологии «Развитие критического мышления» очень эффективно, так как она повышает интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; формирует навыки написания текстов различных жанров,  развивает способности самостоятельной  аналитической  и оценочной работе с информацией любой сложности.
А также, что немаловажно – формирует атмосферу «свободы обучения», то есть учащиеся, свободно обсуждают проблемы, ведут диалог, не боятся высказывать и отстаивать своё мнение, понимать и принимать мнение других. Нужно заметить, что ТРКМ оказывает эффективное влияние на процесс воспитания учащихся.
Данную технологию так же можно считать интегрирующей, потому что в ней обобщены наработки многих технологий.

Используемая литература:

1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 /Е.А.Генике.  под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во "Бонфи", 2002. – 239 с.
2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. /С.И.Заир-Бек.– М.: Просвещение, 2004. – 236 с.
3. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТ и ИП РАО, 2004. – 524 с.
4. Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.: АПК и ПРО, 2002. – 88 с. Составила: заведующая библиотекой МОБУ СОШ №21 г. Якутска Республики Саха (Якутия) Гусевская Е.В.