Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Комплексный анализ текста. Философская сказка». 6-й класс

Разделы: Русский язык, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • выразительное, вдумчивое чтение образцового текста;
  • формирование умения выявлять признаки того, что делает
  • его текстом, как он соотносится с признаками хорошей и
  • правильной речи и благодаря каким языковым средствам
  • достигается его неповторимое своеобразие; формирование
  • речевого творчества учащихся.

Оборудование: карточки-таблицы, интерактивная доска, презентация, портрет писателя, текст сказки для каждого ученика, лингвистические словари.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Слайд № 1. “ Ф. Кривин “Два камня ” Философская сказка ”.

2. Актуализация знаний учащихся по теории предмета и проверка владения ими понятийным аппаратом:

Карточка № 1 “Признаки текста”. Из данного перечня терминов исключить лишние: тема, заглавие, основная мысль, делимость, связность, воспроизводимость, композиция, метафора, эпитет и др.

Объяснить свой выбор, смоделировав схему ответа из разрезных таблиц.

Назвать элементы композиции.

Карточка № 2 “Типы речи”. Из данного перечня терминов исключить лишние: повествование, описание, рассуждение, монолог, диалог, иносказание, цитирование, олицетворение. Объяснить свой выбор.

Каковы особенности повествования и описания? В чём их отличие?

Смоделировать схему ответа из разрезных таблиц на доске.

Вопросы классу:

“Какие из оставшихся терминов относятся к изобразительным средствам языка? Дать определение каждому из них”.

Примечание. Проверка заданий происходит после знакомства с биографией писателя в то время, когда происходит смена слайдов №1,2 слайдом №3 “Вспомним определения ...”, что обеспечит всем учащимся возможность участвовать в дальнейшей работе на уроке.

3. Слово о Феликсе Кривине. Индивидуальное опережающее задание.

Примечание. Биография писателя дана в “Приложении к уроку”.

4. Выразительное чтение сказки по ролям.

5. Проверка индивидуальных заданий “Признаки текста”, “Типы речи”, “Изобразительные средства”.

6. Комплексный анализ текста.

  • 1 блок вопросов: текст как единое целое.
  • 2 блок вопросов: организация текста подбором речевых средств, его структура.
  • 3 блок вопросов: стилистические особенности текста.
  • 4 блок вопросов: семантические особенности текста.

7. Подведение итогов. Рефлексия. “Сегодня на уроке я узнал..”

  • Как удаётся автору передать скрытый, тайный смысл?
  • Что служит основой создания образа-символа?
  • С помощью каких речевых средств организован текст?
  • Какова роль диалога как элемента художественного текста?
  • К какому стилю принадлежит текст?
  • Каков тип речи? В чём преимущество динамического описания?

8. Домашнее задание.

Вопрос: “ Какие средства выразительности помогают автору донести до читателя основную мысль текста?” Привести аргументы.

Написать сочинение или дать связный ответ на вопрос.

Основное содержание урока

Определить тему, основную мысль текста.

О чём вам говорит указание на жанр под заголовком произведения?

Слайд № 2. “Философская от философия, греч.phileo + sofia, т.е. любовь к мудрости, одно из значений – “ мысли о мире и о месте человека в нём”. Сказка – рассказ автора о вымышленных событиях: чудо, закон троичности, композиция, изобразительные средства. Слайд № 3. “Вспомним!” Вопрос об изобразительных средствах.

Слайд № 4. “Запомним!” Вопрос о проблеме текста и позиции автора.

“Проблема – это спорный, важный вопрос (из греческого языка, в значении “нечто выброшенное вперёд”), позиция автора – это ответ на вопрос”.

  • Как доказать, что произведение Ф. Кривина относится именно к сказочному жанру? Вспомните признаки сказки как жанра, уже знакомые вам по фольклору.
  • Прозаический рассказ о вымышленных событиях.
  • Композиция: зачин, испытание героя, концовка.
  • Прочитайте зачин и концовку сказки Ф. Кривина.
  • Индивидуальные задания по первому абзацу и коллективное задание по второму абзацу: орфографический, синтаксический, пунктуационный и лексический разборы .

Карточки с деформированным текстом 1 и 2 абзацев.

Слайд № 5. Проверка задания с помощью проекции текста на доске.

Можно ли считать их самостоятельными микротемами?

Сколько микротем в основной части сказки?

Как озаглавить микротемы?

1. Два приятеля.

2. Шторм.

3. Другой Камень и комья глины.

4. Встреча старых друзей.

5. “Где же правда?”

Примечание: выделение микротем целесообразно произвести при первом знакомстве учащихся с текстом, при обучении выразительному чтению.

Объясните, в чём состояло испытание героя. Вспомните типологическую схему русской волшебной сказки.

1. Три звена сюжета: потеря, действия героя, приобретение.

2. Испытание героя: потеря уюта, покоя, в результате чего он обрёл “настоящую жизнь”, “настоящие бури”, побывал “в пучине”, в итоге стал “блестящим Кремнем”, твёрдым, решительным, воодушевлённым, активным и т.д.

Другой камень пережил страх, сумев удержаться за “гнилую корягу”, затем нашёл новых друзей, “комья глины”, не рисковал, но выдумывал “опасности”, уверовал в то, что он “герой”.

Какие языковые средства использует автор для создания художественного образа чаще всего? Привести примеры из текста.

* Эпитет, метафора, олицетворение, иносказание.

Докажите, что камень, ставший Кремнем, - художественный образ.

* Художественный образ создаётся фантазией художника, в конкретном предмете (явлении) обобщается и отражается действительность, выражается сущность явления.

* Образ-символ. Камень-кремень. Авторская оценка.

Что характеризует это произведение как сказку (сказочные формулы,повторы, волшебные числа, наличие чуда и т.д.)?

* Говорящие камни, комья глины, волшебное число, троекратно набежавшая волна.

* Море – тоже герой сказки.

Понаблюдаем, как оно ведёт себя. Определите тип речи, используемыйавтором в этом случае.

* Тип речи - повествование. Можно создать несколько кадров.

* 1 кадр. “Шумит в стороне, не нарушает их мирного покоя”.

* 2 кадр. “Однажды, когда разгулялся шторм...”, “набежавшая волна” подхватила одного из приятелей и унесла далеко в море.

Почему это случилось?

* Море потеряло терпение, даже разгулялся шторм: слишком долго бездействовали давние приятели, только “ грелись в лучах южного солнца и, казалось, были счастливы”.

* Испытание и беда не укрепили эту дружбу, а разрушили. Другой камень предал своего приятеля.

* 3 кадр. Через годы снова “набежавшая волна” выбросила на тот же берег уже “блестящий Кремень”, подарив встречу с “Растрескавшимся камнем”, которого он немедленно позвал с собою туда, где “ здорово”, где “бури”, где “настоящая жизнь”.

Как он обратился к старому приятелю?

* “Здравствуй, дружище!”

Определите эмоциональную окрашенность предложения, наличие осложнения, оттенок лексического значения суффикса в обращении, грамматическое значение глагольной формы “здравствуй”.

* Это эмоционально окрашенное обращение к большому другу, на “ты”, как прежде. Наличие суффикса -й- и нулевого окончания в глаголе в форме повелительного наклонения, единственного числа, а также оценочный суффикс -ищ- в существительном.

Каков ответ?

* “Извините, я вас впервые вижу”.

О чём сигнализирует форма вежливого ответа, на “вы”? Какие морфемы вносят это значение?

* Суффикс -и- , окончание -те в глаголе повелительного наклонения, в форме множественного числа.

* Вовсе не вежливость, а другое: “ дружба кончилась”.

Когда это произошло? Почему камень “растрескался”? Какие морфемы в глаголе объясняют состояние Другого камня, манеру его речи?

* Сам совершил над собою то, что окончательно лишило его твёрдости, прочности, привело к предательству, разрушил себя.

* Приставка рас- и суффикс возвратного глагола -ся-.

* 4 кадр. В третий раз набежала волна и не унесла, нет, напротив, “Кремень сам вскочил на подбежавшую волну и умчался в море”.

Примечание: тип речи – повествование с элементами динамического описания, которое не прерывает события, протекающие во времени.

Как организован текст в основной части, в момент испытания героя?

Почему именно эта часть является диалогом? Что такое диалог как элемент художественного текста?

* Диалог - это речевое общение между двумя и более лицами, часть художественного текста, один из его элементов, воспроизводящий речевое общение персонажей.

* Драматизм, взволнованное состояние, напряжённое переживание.

Видеоклип “ Море”. Песня композитора Ю.Антонова.

Итак, финал. Каков он? Может быть, счастливый, как в фольклорной волшебной сказке? Удовлетворены ли читатели таким финалом? Почему?

Как прокомментировать вопросы “Где же правда? Где же справедливость?”

На чьей стороне автор? Кому он симпатизирует? Чья “правда” ему ближе?

Слайд № 6 “Поразмышляем...” Вопрос о синониме и антониме к слову “правда”.

* Словарная работа: правда и справедливость – слова исторически однокоренные? Правда - знание истины, жизни, реальности.

Справедливость – жизнь со знанием правды, умение жить по правде.

Какую проблему поставил автор?

* Как жить по правде, со знанием правды, истины?

* Как не ошибиться в выборе жизненной позиции?

Ещё раз сформулируйте позицию автора, охарактеризовав каждого из героев.

* Один камень - смелый, бесстрашный, активный, верный в дружбе, решительный, твёрдый, прочный, способный на поступок.

* Другой камень - пугливый, пассивный, способный на ложь и на предательство, бесхарактерный созерцатель.

Вывод: Человек не должен быть равнодушным созерцателем, за этим может последовать и предательство. Только активная жизненная позиция, только сопричастность к делам, к тому, что происходит вокруг, преодоление страха, инертности и всегда стремление туда, где “здорово” и “интересно”!

Где проходила граница между чудесным и реальным в сказке Ф. Кривина?

* Подвижная линия, полоска, граница между берегом и морем.

Где граница между необычным и обычным в жизни?

* Каждый должен решить для себя сам: сетовать и завидовать или рисковать и преодолевать, бездействовать и быть созерцателем происходящего или быть человеком, способным на поступок.

Каждый из нас имеет право выбрать то место в жизни, где “здорово”, где “интересно”, где можно себя создавать и совершенствовать, но не разрушать.

Подытоживание.

О чём этот текст? Его основная мысль? Проблема? Авторская позиция?

Как автор передаёт скрытый, тайный смысл? Что служит основой для создания образа-символа? Какие средства художественной выразительности использует автор?

Слайды № 7,8. “ Подытожим? ” Решение теста.

Задание: ответить на вопросы, вставляя слова на месте пропуска.

Основная функция текста – 1... - осуществляется за счёт использования следующих изобразительных средств 2,3,4,5... .

Часть художественного текста, воспроизводящая речевое общение героев, называется 6... .

Повествование ведётся от лица *... с элементами 7... .

Образное определение – 8... – передаёт впечатление автора и его отношение к героям. Например, “*...”, “*...”.

Образ, содержащий скрытый смысл, называется 9... . Например, “*...”.

Уподобление живому – 10...- предполагает более глубокое осмысление изображаемого. Например, “*...”.

Слайд № 9. “Проверим!”

  • воздействие на читателя;
  • эпитет, олицетворение, метафора, иносказание (в любом порядке);
  • диалог;
  • динамическое описание;
  • эпитет;
  • иносказание;
  • олицетворение.

Рефлексия. “Сегодня на уроке я узнал... я постарался... мне было трудно... мне было интересно... я пришёл к выводу...”

  • В чём преимущество диалогичности речи?
  • В чём прелесть чтения философских сказок?
  • Что осталось неясным, спорным, несказанным?

Слайд № 10. Домашнее задание.

Приложение 1

Приложение 2