Урок-игра "Многообразие и значение земноводных. Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс земноводные»"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс: 7

Тип урока: урок изучения нового материала, обобщение и систематизация знаний (сочетание устного и письменного контроля знаний).

Форма урока: урок-игра “За шестью печатями”

Формы познавательной деятельности: групповая и индивидуальная

Средства: фотографии и рисунки земноводных, презентация, ресурсы Интернет, учебник, протоколы команд, листы самоконтроля и рефлексии.

Цель урока:

  • Создать организационные и содержательные условия для систематизации знаний по теме “Класс Земноводные” и развития отношения учащихся к окружающей природе;
  • Содействовать углублению представлений о многообразии, строении и роли земноводных в природе и жизни человека;
  • Проверить усвоение биологических понятий и овладение смысловым содержанием, не вызывая у учеников волнения и дискомфорта, развивать умение работать в группе.

Цели обучения (планируемые результаты):

Личностные Ученики научатся доказывать свою точку зрения, строить рассуждения, анализировать, делать выводы; будут уметь правильно оценивать свою работу и работу своих товарищей, быть честным и справедливым
Метапредметные Ученики научатся видеть проблему, давать определения понятиям, классифицировать биологические объекты
Предметные Ученики научатся
  • определять и классифицировать земноводных по фотографиям и рисункам;
  • характеризовать роль земноводных в природных биоценозах и в жизни человека;
  • устанавливать взаимосвязь строения и функций земноводных со средой обитания;
  • использовать информационные ресурсы для подготовки проектов о разнообразии земноводных, их охране.

 Условные обозначения УУД:

  • познавательные – П
  • коммуникативные - К
  • регулятивные – Р

Технологическая карта урока

Основные этапы Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность обучающихся (УУД)
1. Организационный

(1 мин)

  Приветствует класс, проверяет готовность к уроку

(слайд 1)

К: Занимают места в группах.
2.Актуализация

(2 мин)

Актуализировать жизненный опыт учащихся, который станет предметом анализа Вопрос: Ребята, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки? П: Выдвигают гипотезы и обосновывают их.
3. Целеполагание

(2 мин)

Создание проблемной ситуации. Формулировка познавательной цели Вопрос: А все ли вы знаете о земноводных?

Комментарии: Оказывается далеко не все, точнее очень мало!

Попробуйте сами сформулировать цель нашего урока.

Цель урока: углубить представления о многообразии, строении и роли земноводных в природе и жизни человека;

(слайд 2)

Комментарии: Урок будет традиционно проходить в виде игры, и за каждый конкурс вы будете получать баллы, сумма которых выявит победителя!

(слайд 3,таблица на доске, приложение 1)

Вам предстоит вскрыть шесть печатей, за каждой из которых скрывается какая-то тайна (это 6 конкурсов). И в конце урока мы будем знать о земноводных чуточку больше, чем сейчас. В ходе игры вас будут ожидать сюрпризы и заслуженные награды – хорошие оценки.

Желаю всем удачи и победы!

П: формулирование проблемы, выделение и формулирование цели.
4.Актуализа-ция, проверка домашнего задания

(5 мин)

Создать условия для развития познавательной активности учитывая индивидуальные особенности учеников Каждая команда заранее подготовила эмблему и девиз своей команды в соответствии с выбранной темой.

Конкурс 1. Представление команды (домашнее задание) – 3 балла.

Учитель оценивает работу команд; баллы заносятся в протокол.

Группы ребят по очереди представляют свои команды.

К: Учатся работать в группах, распределять роли

5. Опрос

(8 мин)

Проверить усвоение биологических понятий и владение их смысловым содержанием Загадка 1 (слайд 4, приложение 2)

В следующем конкурсе зашифрованы понятия, характеризующие этих животных.

Конкурс 2. “Слова-перевёртыши”

(слайд 5, приложение 3)

Вопрос: Какие термины зашифрованы в этих словах? – 1 балл за каждый термин.

(1 мин.)

Учитель открывает слайд 6 презентации (приложение 4) и оценивает работу команд; баллы заносятся в протокол.

Конкурс 3. “Ромашка” (приложение 5)

Задание: Каждая команда должна ответить на 2 вопроса по очереди. Кто первым отгадает загадку 2 (слайд 7, приложение 2) , тот первым и начинает игру.

За каждый правильный ответ – 3 балла.

Учитель оценивает работу команд; баллы заносятся в протокол.

 

 

 

П: воспроизведение терминов, основных понятий;

К: распределение ролей в группе и способов взаимодействия

 

П:Построение высказывания в устной форме, ответы на вопросы конкурса.

6. Изучение нового материала

(10 мин)

Ученики будут знать представителей класса Земноводные;

Будут уметь выявлять причинно-следственные связи между условиями обитания и особенностями строения и жизнедеятельности земноводных

Капитаны приглашаются к доске для 4-го конкурса.

Загадка 3 (слайд 8, приложение 2).

Комментарии:Оказывается не все земноводные ведут себя так, как героиня этой загадки. Да и выглядят иначе.

Конкурс 4. Конкурс капитанов “Убери лишнее”

Приложение 6

Задание: Капитаны должны убрать из своей колонки две лишних картинки, подобрать для оставшихся название, объяснить свой выбор. Конкурс оценивается в 3 балла.

(приложение 8)

В это время оставшиеся без капитанов команды участвуют в 5-м конкурсе.

Конкурс 5. “Включи логику”

(слайд 9, приложение 9)

Задание: Используя знания, полученные на предыдущих уроках, решите задачу. Цена правильного ответа – 3 балла.

На обдумывание – 1 минута.

Проверка: Заслушиваются ответы команд и сравниваются с эталоном (слайды 10-13, 27-30, приложение 7)

Учитель оценивает работу команд; баллы заносятся в протокол.

Капитаны команд выходят к доске, отгадывают загадку

 

 

П: Капитаны команд определяют и классифицируют земноводных по рисункам и фотографиям на основании критериев.

П: Решая задачи ребята устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждений.

К: Инициативное сотрудничество для решения задачи.

Р: Учащиеся сличают способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отличий

7. Валеологическая пауза

(1 мин)

Снятие мышечного напряжения при сидячей работе, активизация умственной деятельности Комментарии: Прежде чем продолжить игру, давайте немного разомнёмся (слайд 14, приложение 10) К: Один ученик показывает упражнения, остальные за ним повторяют.
8.  Изучение нового материала (продолжение)

(7 мин)

 

Ученики будут использовать информационные ресурсы для подготовки проектов о разнообразии земноводных, их охране;

характеризовать роль земноводных в природных биоценозах и в жизни человека.

Комментарии: Проверим теперь, как справились со своей задачей капитаны.

Задание: Сравните ответы с эталоном и сами оцените их.

(слайды 15-18, приложение 9)

Учитель заносит баллы в протокол.

Комментарии: Каждая команда заранее получила задание на заданную тему. Результат мы сейчас увидим.

Конкурс 6. Конкурс презентаций. Цена задания –2 балла.

(слайды 19-22)

П: Капитаны доказывают свою точку зрения, делают выводы.

Р:Остальные учащиеся оценивают работу капитанов.

П: (опережающее задание) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств;

К: Сообщение учащихся по ходу презентаций – владение монологической формой речи

9. Контроль и оценка знаний и умений

(6 мин)

Выявление уровня усвоения знаний и умений Комментарии: Теперь вам предстоит доказать, что время, потраченное на игру, не прошло даром. Если вы успешно ответите на вопросы теста, значит, цель нашего урока достигнута.

Тест. (слайд 23, раздаточный материал-приложение 11)

Задание: Теперь поменяйтесь с соседом тестами и проверьте его выполнение. Оценитепо эталону (слайд 24, приложение 11). Капитаны выставят оценки в оценочный лист.

Оценочный лист.

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы теста (да – нет) письменно в своих листах (приложение 13).

Р: Самоконтроль и самопроверка

10. Подведение итогов. Рефлексия.

(3 мин)

Воспитывать правильную самооценку и оценку деятельности товарищей, деловые качества, необходимые для работы в группах Комментарии: Давайте подведём итоги. Шесть печатей открыты. Как вы считаете, мы достигли цели, которую поставили в начале урока? Я думаю, что вы согласитесь со мной: мы не кросс на уроке бежали, а получали знания, поэтому то, о чем нам не хватило времени узнать, вы прочитаете дома в параграф 39. Вам еще о многом предстоит узнать самостоятельно. В этом вам помогут книги (выставка дополнительной литературы), справочники и Интернет.

Свои выводы и впечатления об уроке пожалуйста запишите в табличку “Рефлексия”.

(слайд 25, приложение 12)

“Я” - как чувствовал себя в процессе учения, с каким настроением работал, доволен ли собой.

“Мы” - насколько мне комфортно работалось в группе, я помогал товарищам – они помогали мне (чего было больше), были ли у меня затруднения при работе в группе.

“Дело”-я достиг цели учения, мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы, практики, просто интересен, в чём я затруднялся, как мне преодолеть свои проблемы.

Комментарии: Оценки я сообщу на следующем уроке. Спасибо за урок.

Р: Учащиеся оценивают себя в процессе деятельности

Капитаны сдают оценочные листы.

Примечания:

1.Оценочные листы заполняют капитаны с учетом требований в них.

2. Аналогичные игры я провожу два раза в четверть после окончания крупных тем. Это четвертая игра, поэтому протокол под номером 4.

3. Обязательным условием является появление в каждой игре нового конкурса, либо усложнение требований к существующим. В данной игре такими условиями являются:

  • обязательное участие каждого;
  • самопроверка тестов;
  • оценивание капитана самой командой.