Урок-путешествие "Действия с десятичными дробями". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Место урока в теме: обобщающий урок по теме “Действия с десятичными дробями”.

Тип урока: обобщение и применение полученных знаний по теме.

Форма: игра (космическое путешествие)

Цель урока:

  • Учебная: определение уровня овладения обучающимися знаниями, умениями, навыками по данной теме; формирование навыков коллективной работы, навыков само- и взаимоконтроля, само-и взаимооценки.
  • Развивающая: создание условий для проявления познавательной активности обучающихся, развитие логического мышления, математически грамотной речи обучающихся.
  • Воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, карта путешествия.

Конспект урока

Далёкие туманности клубя,
Всей красотою необыкновенной
Вселенная глядела на тебя,
И ты глядел в лицо Вселенной.
(С.ЩИПАЧЁВ)

Ребята,сегодня 12 апреля - день космонавтики. (слайд №1)

В этот день, ровно 50 лет назад, впервые в мире космический корабль "Восток" совершил полёт вокруг земного шара. Первым человеком, побывавшим в космосе, был гражданин нашей страны - Юрий Алексеевич Гагарин.

Тогда трудно было даже представить, что спустя годы человек сможет жить и работать в космосе, изучать планеты, открывать новые звёзды, галактики и даже путешествовать на космическом корабле в качестве туриста.

- Ребята, давайте представим, что мы с вами сегодня находимся не на уроке, а на суперсовременном корабле , и нам, экипажу 5б класса предстоит совершить космическое путешествие. (слайд №2)

Цель  путешествия - вооружиться знаниями, которые вы приобрели изучая тему: “Действия с десятичными дробями” и познакомиться с красивейшими созвездиями и звёздами нашегонебосвода.

Заправильные грамотные ответы, за верные и быстрые решения, за сделанные дополнительные задания,вы получаете “золотую звёздочку”. Чем больше таких звёздочек вы соберёте за урок , тем выше итоговая отметка.

Начало урока.

ВНИМАНИЕ! Начинаем предстартовую подготовку. (слайд №3)

1. Поставьте необходимый знак действия и поясните, какое правило применяли

1) 7,8 – 3,4 = 4,4;

2) 0,65 + 0,3 = 0,95;

3) 9: 0,2 = 45;

4) 44,2 * 0,2 = 8,84.

Молодцы ! Правила действий с десятичными дробями мы повторили, переходим к следующему заданию. (слайд №4)

2. Перед вами таблица с примерами, которые вы должны решить устно

Цель – расшифровать слово (название созвездия) к которому мы исовершим наше путешествие. Первые 5 человек получат “золотую звёздочку”.

  І Вариант ответы ІІ Вариант
1 5,4 + 2,41 2,95 7,81 3,49 4,8 + 3,01
2 6 – 1,3 5,3 5,03 4,7 9 – 4,3
3 9,25 – 2,16 7,09 7,01 7,19 8,35 – 1,26
4 1,8 * 0,5 0,8 90 0,9 1,5 * 0,6
5 12,5 : 5 25 2,5 0,25 17,5: 7

 

А Р Н И С О Ж Я Д З
2,95 4,7 2,5 7,09 0,25 7,81 ; 0,9 7,19 0,8 90 3,49

ПРОВЕРИМ, как вы справились с заданием.

Верно, мы летим к созвездию ОРИОНА. (слайд №5)

Мифология так рассказывает о легендарном охотнике Орионе. (слайд №6)

Это был стройный, красивый и ловкиймолодой человек. Со своими двумя собаками (Большой Пес и Малый Пес) ходил он охотиться по лесами горам на диких зверей, но сердце у него было добрым. Когда однажды Большой Песпогналсяза зайцем, тот бросился к Ориону, сжался в комочек у его ног, и Орион защитил его.

Следующей нашей задачей перед стартом – это изучение маршрута нашего путешествия. (слайд №7)

Расстояние в космосе измеряется в световых годах. (слайд №8)

1 световой год = 9 460 730 472 580, 82 км

Ученик читает число (слайд №9)

Известно, что расстояние от Земли до Большой Медведицы – 104,3 св. г. , от Большой Медведицы до Малой Медведицы – 367,7 св. г. , от Малой Медведицы до созвездия Ориона – 744,2св. г. .

Задача:1) Найти расстояние от Земли до созвездия Орион (1216,2 св. г. )

2) Рассчитать время полёта, если известно, что скорость нашего корабля

60,81 . (20 мин.)

Время решения – 3 мин.

Молодцы ! Знание правил действий с десятичными дробями помогло нам очень хорошо подготовиться к путешествию.

СТАРТ корабля произведён ! Курс – созвездия Большой и Малой медведиц. (слайд №10)

У древних греков существовала такая легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс влюбился в прекрасную нимфу Каллисто. Супруга Зевса - Гера, узнав об этом, страшно рассердилась и превратила Каллисто и ее подругу в медведиц. Сын Каллисто Аракс во время охоты встретил двух медведиц и хотел убить их. Но Зевс помешал этому, забросив Каллисто и ее подругу на небо и превратил их в яркие созвездия.

ВНИМАНИЕ ! К нашему звездолёту приближается АСТЕРОЙД.

Ваша задача – скорректировать курс корабля в сторону хвостаБольшой Медведицы. (слайд №10 *)

У Большого Ковша
 Больно ручка хороша!
 Три звезды - и все подряд,
 Как алмазные, горят!

 Среди звёзд, больших и ярких,
 Чуть видна ещё одна:
 В середине рукоятки
 Приютиласяона.

 Ты получше приглядись,
 Видишь,
 Две звезды слились?

 Та, которая крупнее,
 Называется Конём.
 А малышка рядом с нею -
 Всадник,
 Скачущий на нём.

Решите уравнения и вы отгадаете их названия. (слайд № 11)

Перед тем, как вы приступите к выполнению задания, давайте обсудим этапы решения каждого из уравнений.

Решить уравнения.

Каждому корню уравнения соответствует буква.

Задание: найти зашифрованное слово

А Ц К М О Т И ЛЬ Р
3,27 2,7 11,7 47,1 22,56 2,6 0,56 2,55 2,06
 
1 Вариант   2 Вариант
у: 10 = 4,71

2,34 х + 2,66 х = 2,8

(7,2 – х): 5 = 0,9

16,35: х = 5

3,5 * а = 7,21

  10 * х = 32,7

1,73 х + 0,27х = 5,1

(х – 7,2): 5 = 0,9

а: 3,2 = 7,05

2,5 * у = 5,15

(Мицар и Алькор)

Замечательный наездник,
 Этот звёздный принц Алькор,
 И несет его к созвездьям
 Конь Мицар во весь опор.

Названия этим звездам даны арабами, и обозначают они соответственно "конь" и "всадник". По этим звездам арабы проверяли силу зрения: тот, кто мог разглядеть звезду Алькор, имел хорошее зрение.

МОЛОДЦЫ! Выполнив верно вычисления и правильно решив уравнения мы отработали не только правила действий с десятичными дробями, но правила нахождения неизвестных компонентов уравнений.

Физкультминутка

Потрудились - отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

Наш полёт продолжается и путь теперь лежит на север. (слайд № 12)

Всю ночь созвездия блестящие
 Не замедляют хоровода
 Вокруг одной звезды, стоящей
 Как будто в центре небосвода.

Определите, как она называется. (слайд № 13)

Возможные варианты: Северная – 50,4 Сириус – 5,04 Полярная – 5,64

Произведите вычисления по блок-схеме на рисунке:

Давайте проверим ваши вычисления. (слайд № 13*)

ВЕРНО ! Молодцы !

К ней наклонилась ось земная,
 Её назвали мы ПОЛЯРНОЙ.
 Где север, мы по ней узнаем
 И ей за это благодарны.

Полярная звезда нам укажет путь к созвездию ОРИОН. (слайд № 14)

Посмотрим на карту нашего путешествия. Двигаясь от Полярной звезды к Ориону мы пересекаем созвездия ЖИРАФА и ВОЗНИЧЕГО.

Играем в игру “В мире звёзд”. Возьмите лист с заданием.

Время работы – 7 минут. (слайд № 15)

Ребята! Наше путешествие достигло своей цели, мы в созвездии ОРИОН. (слайд № 16)

Орионов поясок – три звезды наискосок,

Если влево ты пойдёшь
Чудо – Сириус найдёшь!
Он прекрасен, несомненно!
Чтобы сей алмаз бесценный
Злой воришка не унёс,
Сторож здесь – огромный пёс!
Пёс поменьше – чуть повыше
В караул небесный вышел.

* * *  

Римляне называли звезду Сириус Каникула (Собачья звезда - от латинского слова canis - собака). Для них появление этой звезды в лучах восходящего Солнца служило признаком наступления невыносимой жары. Начиналось время пожаров и различных эпидемий. Патриции в такое время уезжали на свои загородные виллы, а народу приходилось переносить все последствия жары. Для римлян эта летняя жара была "собачьей порой" - каникулами (вакациями).

Ребята! Наше космическое путешествие заканчивается, летим домой.

И наш урок близится к своему завершению, давайте подведём итог.

Что мы сегодня делали на уроке ?что нового узнали ?

(говорят дети, я поправляю)

(- Повторили правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей, закрепляли теоретический материал на практике (решали примеры, уравнения, задачи), учились думать, анализировать свои действия, делать выводы, узнали много нового о звёздах.)

Домашнее задание у вас будет тоже необычным.

Перед вами фрагмент карты звёздного неба. Найдите на нём созвездие ЖИРАФА, которое мы пересекали , двигаясь от Полярной звезды к созвездию ОРИОНА. Для этого выполните задания и соедините последовательно звёзды, которым соответствуют найденные ответы.

Подсчитайте количествозаработанных звёздочек.

У кого их 5 - это “ОТЛИЧНО”, у кого их 4 – “ХОРОШО”, у кого меньше – у вас будет возможность доработать на следующем уроке.

Дорисуйте, пожалуйста, рот смайлику в зависимости от вашего эмоционального состояния. (слайд 18)

  • все понравилось, чувствовал(а) себя уверенно.
  • все понравилось, но испытывал(а) чувство неуверенности, что отвечу неверно.
  • не было желания работать; сегодня не мой день.

Тетради со своей работой всем сдать на проверку.

Урок окончен, спасибо за активную, творческую работу!

Приложение.