Преобразование России. Россия при Петре I

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели: формировать представление о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра I; выявить значение этих преобразований.

Оборудование: компьютер, презентация урока, портрет Петра I, карта Россия в начале XVII века.

Ход урока

I. Проверка усвоения предыдущего материала.

Учитель: Вспомните, какие исторические события произошли в Западной Европе в XVII веке.

Ученик: С XIV века в Западной Европе начались большие перемены: создавались крупные государства, быстро развивались города, стала развиваться техника, совершались научные открытия.

У-ль: Расскажите по подробнее.

У-к: Появились ветряные, водяные мельницы, ткацкие станки, люди научились делать огнестрельное оружие.

У-к: В середине XV века немецкий мастер Иоганн Гуттенберг напечатал первую в Европе книгу.

У европейцев началась Эпоха Возрождения. С этой эпохой связаны имена таких художников, как Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. (показ слайда)

Стал меняться облик городов. Замки стали строить не как крепости, а как красивое и удобное жильё. Неуклюжие корабли сменялись лёгкими каравеллами. Китайцы изобрели компас.

Благодаря открытию градусной сетки на карте древнегреческим учёным Птоламеем начались большие открытия новых земель. Христофор Колумб открыл Америку, Фернан Магеллан совершил кругосветное путешествие.

У-ль: Вспомните. Кто создал гелиоцентрическую систему мира с Солнцем в центре.

У-к: Польский учёный Николай Коперник, Галилео Галилей доказал, что Земля вращается вокруг Солнца.

У-ль: Вспомните также об английском учёном Исааке Ньютоне.

У-к: Исаак Ньютон открыл Закон всемирного тяготения.

II. Изучение нового материала.

У-ль: Большое государство, каким была Россия к началу XVII века, переживала тяжёлые времена. Земледельцы крепко прикрепили крестьян к земле. Крестьяне стали крепостными. Сами бояре вели праздный образ жизни. Стали возникать восстания крепостных недовольных такой жизнью, которые жестоко подавлялись царскими войсками.

Давайте рассмотрим карту России. Граница России в то время проходила по берегам Каспийского моря на юге и Белого моря на севере. Доступа к Балтийскому морю и Чёрному не было. Поэтому страна была бедной и отсталой. Государем, который осознал, что Россия может быть расхищена внешними врагами, если в ней останутся прежние порядки, был младший сын царя Алексея Михайловича Петр I, названный ещё современниками ВЕЛИКИМ. (слайд)

Наша задача - познакомиться с деятельностью Петра, с тем, каким он был человеком и правителем. К уроку- семинару вы подготовили много важной информации, работали над проектами по данной теме, работали с компьютером, мы совместно подготовили презентацию к уроку. Накануне урока мы просмотрели подготовленный материал, установили последовательность его изложения. Вы внимательно слушайте, если есть дополнения прошу выступить.

(На экране появляется портрет Петра I.)

У-к: Пётр I Алексеевич Великий родился 20 мая 1672 года. Он был последним сыном царя Алексея Михайловича (слайд) и Натальи Нарышкиной (слайд). В 1676 году отец Петра умер. До 10 лет он воспитывался под присмотром старшего брата Фёдора Алексеевича (слайд). Он подобрал для него учителя подьячего Никиту Зотова, который обучал будущего императора грамоте.

У-к: Хочу добавить Пётр был 12 ребёнком в семье царя Алексея Михайловича.

У-к: 22 марта 1677 года маленький Петр начал своё обучение. К началу учения пришли царь Фёдор Алексеевич и патриарх, отслужили молебен, окропили святой водой мальчика и посадили за азбуку. Н. Зотов поклонился царевичу и начал обучение.

У-ль: Учил он Петра точно так же, как учили в то время других детей. Сначала царственный ученик разучивал азбуку, затем принялся за письмо. Петр получил скромное образование. Его учителя не принадлежали к числу образованных людей. Большинство знаний Пётр приобрёл в зрелые годы, не уставая учиться. Но писал всегда неразборчиво и с ошибками, часто забывая отделить одно слово от другого.

У-к: Живой и любознательный Пётр рос в окружении деревенских мальчишек, любил играть в войну. Ему было позволено создавать свои собственные “потешные” полки, с которыми он разыгрывал сражения и манёвры. Образовался целый “потешный полк”, который назвали “Петровым”. Одев солдат в тёмно-зелёную форму, Пётр приказал иноземному офицеру обучать их военному делу. И сам начал службу простым барабанщиком.

У-к: случайная находка оказала огромное влияние на всю дальнейшую жизнь царевича и жизнь всей России. В сарае на острове Измайловского пруда он обнаружил лодку .Это был ботик, который мог ходить против ветра (слайд) Пётр увлёкся кораблестроением мечтал о море.

У-к: Для того, чтобы царевич усвоил прикладную сторону арифметической, астрономической, артиллерийской премудрости к нему был приставлен учитель – иностранец Франц Тиммерман. К тому же его обучали токарному мастерству, питотехнике.

У-к: В 17 лет Пётр ста во главе России. Страна нуждалась в сильном, умном правителе, так как она была отрезана от других стран. Петр передоверил правление Россией матери и дяде Нарышкину. Его привлекали морские забавы, он на долго уезжал в Переяславль-Залесский и в Архангельск, где участвовал в постройке и испытании кораблей.

У-к: (Разрешите подойти к карте). В 1695году царь предпринял настоящий военный поход на турецкую крепость Азов (показывает на карте). Поход закончился неудачно. Во время второго похода в 1696году Азов был взят. На месте его был основан город Таганрог. Это была первая победа молодого Петра.

У-к: в 1697 году царь отправился за границу. Он побывал в Голландии, Саксонии, Венеции, учился корабельному мастерству, знакомился с техническими достижениями в Европе, её образом жизни, которую впоследствии стал внедрять в жизнь в России, знакомился так же с политическим устройством Европы. За границей царь освоил 14 ремёсел. Во время этой поездки был основан союз России, Польши, Дании против Швеции, которая захватила издревле русские земли у берегов Финского залива Балтийского моря.

У-к: Вернувшись домой, Пётр стал строить флот, развивать науку, укреплять армию. Народ говорил о нём как об удивительном царе, талантливом организаторе, военноначальнике, который доходил до всего сам, личным примером показывал, что и как надо делать.

У-ль: Откройте учебник на странице 78. давайте прочтём, как описывает его рабочий день иностранец бывший в России.

У-к: Наступил 1702 год. Русские войска пробившись с боями в устье реки Невы, впадающей в Финский залив (показывает на карте), была решена главнейшая задача.

Россия, после тяжёлых боёв со шведами, добилась выхода к открытому морю. В 1703 году в устье Невы началась строительство Петропавловской крепости (слайд), которая охраняла вход в устье реки.

У-к: Вокруг крепости стали расти дома и постройки. В этом же году был основан Санкт – Петербург. Говорили : “Россия пробила окно в Европу”. Благодаря этому стала развиваться торговля с Европой.

У-к: По инициативе Петра I открылись учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука, в Амстердаме была создана типография для издания светских книг на русском языке, были открыты: Навигаторская, артиллерийская, медицинская школы, основана первая газета, заложены основы русской национальной культуры, стал меняться быт дворян и бояр, введено обязательное изучение иностранных языков, ношение светского платья (слайд). Петр I ввёл в России празднование Нового года 1 января. Но самое главное он обеспечил страну сильной и обученной армией и флотом.

У-к: Я хочу добавить, что царь Пётр возглавлял армию не только в Азовских походах, но и в войне со Швецией, которая длилась 21 год, а так же Прусском походе, Персидском походе, командовал войсками при взятии Нотебурга, в сражениях при деревне Лесной и под Полтавой.

У-ль: Молодец! После окончания войны со шведами, которую назвали “Северной”, Россия была провозглашена империей, Петр был провозглашён ИМПЕРАТОРОМ ВСЕЯ РУСИ. Империями тогда называли наиболее крупные и могущественные государства.

Как вы думаете, в честь кого назван город Санкт – Петербург?

У-к: Санкт означает святой, а святой Пётр – один из учеников Иисуса Христа, проповедник христианства. Святой Пётр считался покровителем этого города.

У-ль: Пётр очень любил свой город, там строились красивые дома, был организован первый музей – Кунсткамера(слайд). И поэтому царь перевёл столицу из м Москвы в Санкт – Петербург. Только через 200 лет в 1918 году, старая Москва вновь стала столицей.

Много мы сегодня говорили о Петра Великом, о его преобразованиях и всё же, как вы думаете, какова была цель жизни царя?

У-к: Я думаю, что конечная цель его - это создание сильного государства, основанного на всеобщем ему служении.

У-ль: Умница! Верно! Сам Петр считал себя первый слугой Отечества, добивался укрепления за Россией авторитета великой державы в Европе. Петр I – пример для подражания всех поколений россиян, для тех, кто по-настоящему любит Россию. Но, как же закончилась жизнь этого великого человека и императора?

У-к: Санкт – Петербург строили на берегу реки Невы, её берега не были укреплены. Во время наводнения вода почти полностью затапливала город. Спасая людей во время наводнения, Пётр простудился и долго болел, умер он 28 января 1725 года.

У-ль: Известные художники писали портреты Петра(слайд), поэты и писатели писали стихотворения, романы исторические книги о нём (показывает роман – эпопею А. Толстого “Пётр Первый”, Робетра Масси “Пётр Великий”). (Слайд А.С. Пушкина) Сейчас мы вместе прочтём отрывок из поэмы А. С Пушкина “Медный всадник” (слайд), затем посмотрим несколько достопримечательных мест Санкт – Петербурга.

У-к: (поднимает руку) Можно добавить. Старший сын Петра Алексей и его сторонники семья Нарышкиных были против преобразований Петра. Они готовили переворот, но он был раскрыт и по веление царя сын был казнён.

У-ль: Молодец! Действительно, сын Петра Алексей и его сторонники хотели бы жить под лозунгом средневековья “Желание улучшить, есть зло…”, но этого Пётр не мог допустить, так как не хотел чтобы Россия была отсталой, малоразвитой, порабощенной страной.

Ну, а сейчас давайте немного попутешествуем по Санкт-Петербургу по красивейшему городу основанному Великим Петром.

  • (слайд “Эрмитаж”) Это самый знаменитый музей в мире.
  • (слайд “Государственный русский музей”) Это один из самых крупнейших музеев. В нём собраны произведения изобразительного искусства таких известных художников как: Репина, Айвазовского, Васнецова, Сурикова, Левитана. Основан он в 1703 году.
  • (слайд “Исаакиевский собор”) Он один из самых крупнейших соборов, строился 40 лет.
  • (слайд “Александро-Невская лавра”) Это бывший православный мужской монастырь.
  • (слайд “Храм спаса на крови”) Построен на месте убийства царя Александра II .

У-ль: Мы познакомились с крошечной частью достопримечательных мест великого города. (Обращается к учащимся) Может кто-нибудь хочет добавить что-то интересное по теме?

(Дети добавляют)

IV. Релаксация

У-ль: Что понравилось на уроке?

(Ответы учащихся)

У-ль: Почему же в истории России много внимания уделялось и уделяется жизни и деятельности Петра великого?

У-к: Пётр I отвоевал у шведов древние русские земли, “прорубил окно в Европу”, превратил Россию в мощную империю с сильной армией и флотом.

У-к: Можно добавить, что Пётр I покорял всех своей физической и духовной силой, умом, трудолюбием.

У-ль: Умница! Вы много узнали на уроке о преобразованиях в России при Петре I. Перед вами “график самооценки”. Найдите и обозначьте ступеньку, на которую вы поднялись за урок.

V. Домашнее задание. Учебник с.76–82.

Объявляются оценки.

У-ль: Спасибо за урок.