Урок-обобщение по теме "Однозначные числа, натуральный ряд чисел"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний.

Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по изученной теме, развивать логическое мышление учащихся.

Образовательные: формирование вычислительных навыков, умения составлять и находить значения выражений, совершенствовать знание о закономерности натурального ряда чисел; закреплять понятия: предыдущее, последующее число, соседи числа; контролирование степени усвоения учебного материала

Развивающие: развитие мыслительной деятельности: анализ, обобщение, систематизация.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за общее дело, коллективизма, умение уступать и слушать других; повышать самооценку учащихся.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Место проведения: учебный кабинет.

Средства обучения:

1. Учебник “Математика-1” (по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, авторы И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина.)
2. Карточки

Этапы урока:

  1. Организационная часть урока.
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
  3. Целеполагание и мотивация.
  4. Закрепление полученных знаний.
  5. Организация контроля.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент. Учащиеся занимают свои места за партами, с помощью МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat, инструмент для управления классом) распределяются в одной команде для организации эффективного учебного процесса.

Прозвенел звонок,
начинается урок.
Урок … (математики).

– Сегодня урок математики у нас не совсем обычный, т.к. к нам пришли гости.
– Мы рады им? (Ответы детей.) Повернитесь и поприветствуйте гостей.
– А теперь поприветствуйте друг друга и пожелайте удачи на сегодняшний день.

III. Проверка готовности к уроку. Целеполагание и мотивация.

Вы готовы к уроку? Проверим! Я буду задавать вопросы, если вы на них отвечаете “Да”, то поднимаете руку.

  • Кто умеет устно считать?
  • Дружно работать?
  • Задачи решать?
  • Другу в работе всегда помогать?
  • Кто любит танцевать?
  • Кататься на лыжах?
  • Кто легко и быстро составляет равенства и неравенства?
  • Решает примеры на сложение и вычитание?

– И так ребята, вы по вопросам не догадались, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? –

Ответы детей.

Да, сегодня у нас урок повторения, я и наши гости проверим, как вы научились считать, решать задачи, умеете ли дружно работать, как помогаете партнёрам, посмотрим, как танцуете и умеете ли кататься на лыжах. Интересно?

IV. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

1. Отработка знания последовательности чисел от 1 до 10:

– Встают все участники под № 1 и № 3 (партнёры А) и считают до 10 и обратно;
– А участники под № 2, 4 (партнёры В) попробуют считать от 10 до 20 и обратно.

Работают с сигнальными досками:

– Какое число идёт при счёте за числом 8? Перед числом 5? Перед числом 10?
– Какое число встречается раньше: 0 или10? 3 или 5?
– Назовите соседей числа 7, 4, 6.
– Какое число больше, чем 5, на 1?
– Какое число меньше, чем 5 на 1?

Рефлексия:

ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) – обучающая структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определенного количества времени.

– Молодцы ребята. А теперь с партнёром по плечу подумайте, что происходит при счёте до 10? (5 секунд.) Подумали? Сейчас, определите у кого в имени больше букв (если одинаковое, то сравнить фамилии). Каждый из вас будет говорить в течение 15 секунд, вы готовы? Тогда партнеры у кого в имени больше букв ваше время начинается сейчас (15 сек.) Спасибо.

Опрос. Узнаем мнения некоторых из вас. Стол №4, участник №3, что сказал ваш партнер по плечу? Стол №…. Участник №….. и т.д. Кто хочет добавить? (У кого другое мнение?) (Возможный ответ: Каждое следующее число увеличивается на 1).

Послушайте следующий вопрос: Что происходит при обратном счёте от 10 до 1? Подумайте 5 секунд, на этот вопрос отвечает партнер, у кого в имени меньше букв. Ваши 15 секунд начинаются сейчас.

Опрос: Стол № 3, участник №4 что сказал Ваш партнер, стол №….. участник № …., и т. д. Опрашиваю нескольких участников. (Возможный ответ: Числа уменьшаются на 1.)

2. Работа с натуральным рядом чисел.

1) Работа по учебнику, стр. 122, №284.

Несколько учеников вслух читают стихотворение:

Один жираф и два кота,
Три львицы – что за красота!
Четыре феи здесь на льду
Танцуют польку с какаду!

Пять мотыльков, шесть домовых,
Семь гномов насчитали вы…

Считайте час, день, месяц, … вечность –
Ведь ряд уходит в бесконечность!

Лишь нулик очень огорчён:
Он в этот ряд не приглашён…
(В.Агафонов)

ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) – обучающая структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определенного количества времени:

О чём это стихотворение? Подумайте с партнёром по лицу (5 секунд).

Подумали? Сейчас, определите у кого светлее волосы (если одинаковые, то сравнить глаза). Каждый из вас будет говорить в течение 20 секунд, вы готовы? Тогда партнеры у кого светлые волосы ваше время начинается сейчас (20 сек). Спасибо.

Опрос. Стол №.., участник №…, что сказал ваш партнер по лицу? Стол №…. Участник №….. и т.д. У кого другие интересные мнения? (Возможный ответ: О натуральном ряде чисел.)

Послушайте следующий вопрос: Как вы думаете, почему в учебник математики помещено это стихотворение? Подумайте 5 секунд, на этот вопрос отвечает партнер, у кого волосы темнее. Ваши 20 секунд начинаются сейчас.

Опрос: Стол №…, участник №… что сказал Ваш партнер, стол №….. участник № …., и т. д. Опрашиваю нескольких участников. Молодцы, поблагодарите друг друга.

На остальные вопросы отвечаем фронтально:

– А почему нулик огорчён?

(Его не берут в натуральный ряд чисел.)

– С какого числа начинается натуральный ряд чисел? (С единицы.)
– Какое свойство натурального ряда чисел вы знаете? (Каждое следующее число больше предыдущего на один. Натуральный ряд чисел бесконечен.)

ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН (Take off-Touch down).

Если высказывания верные – встаём, если не верные – сидим:

– 5 – натуральное число? (Верно – встают.)
– 0 – натуральное число? (Неверно – сидят.)
– 1 – самое маленькое число? (Неверно – сидят.)
– 1 – самое маленькое натуральное число? (Верно – встают.)
– Натуральный ряд чисел заканчиваются числом 9? (Неверно – сидят.)
– Натуральный ряд чисел начинаются с числом 0? (Неверно – сидят.)
– Натуральный ряд чисел бесконечен? (Верно – встают.)
– В натуральном ряду числа последовательно уменьшаются? (Неверно – сидят.)

3) Самостоятельная работа.

Поработаем в тетрадях на печатной основе, стр. 46, № 4. Каждый ряд нужно превратить в запись натурального ряда чисел (записывать в нужном месте то, чего не хватает; зачёркивать лишнее; менять с помощью стрелки числа местами):

1 3 4 5 6 8 9 …

1 2 4 3 5 6 6 7 8 …

1 2 3 4 5 6 7

0 1 2 3 4 5 6 7 …

Взаимопроверка: передайте свои работы партнёрам по плечу, проверьте работы по ответам на доске. Ошибки зачёркиваем зелёной ручкой.

У кого нет не одной ошибки? Поднимите руки. Молодцы!
У кого одна ошибка? Хорошо!
У кого две? Не переживайте. Нужно ещё немного позаниматься и потренироваться.

4. Физкультминутка.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group)

Звучит музыка. Ученики, молча, смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на вопрос.

Вопросы:

– Сколько ушей у двух мышей? (4)
– Сколько хвостов у двух ослов? (2)
– Сколько пальцев на левой ноге? (5)
– Сколько огоньков у светофора? (3)
– Сколько цветов у радуги? (7)
– Какого числа нет в записи натурального ряда чисел? (0) – “Ловушка”.
– Сколько яблок на дереве? (Много. Объединяются в одну группу.)

– Спасибо ребята. Вы справились с заданием.

5. Чтение и запись выражений на сложение и вычитание.

Работа по учебнику. ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Think-Write-Round Robin) – “подумай-запиши-обсуди в команде”. Обдумывают ответ на какой-либо вопрос, записывают и по очереди обсуждают.

Открываем учебник, стр. 120, № 283.

– Ребята, что вы видите на рисунке? – Бассейн. Дельфинарий.
– Какие животные там выступают? – Дельфины, моржи и тюлени.
– Всего в дельфинарии 8 дельфинов, 4 моржа и 9 тюленей. Здесь в учебнике показан только 1 бассейн, есть ещё и второй. Некоторые животные отдыхают там. Мы должны найти, сколько животных каждого вида отдыхают во втором бассейне? (Записывать разности и найти их значения.)
– Чтобы ответить на вопрос математического рассказа, каждый внимательно посмотрите рисунок и подумайте 30 секунд, и запишите ответ в тетрадях. На это даётся 1 минута.

Обсудим ваши ответы по кругу один раз, начиная с участника № 1. Для этого вам дается 1 минута времени. Говорят участники № 1, молодцы, говорят участники № 2, говорят участники №3, говорят участники № 4.

– Мы тоже хотим услышать ответы некоторых участников. Отвечает стол №…, участник №… Что сказал твой партнер по лицу, по плечу и т.д. Опрашиваю нескольких участников.
– У какой группы получился другой ответ?

6. Равенства и неравенства. Работа по рисунку, стр.120-121 (по учебнику).

РЕЛЛИ Тейбл (Ralli тайбл) – структура, в которой два участника поочерёдно записывают короткие ответы в виде списка на одном листе бумаги.

– Посмотрите, каких животных на рисунке больше, а каких меньше. Подумайте. Запишите неравенства.

Работаете с партнером по лицу. Начинают записывать ответы партнеры А. Для этого Вам дается 3 минуты времени. 1 листок на двоих.

– Проверим, что у вас получилось. Отвечает стол № 2 …., отвечает стол № 1…

(5>4, 5>3, 4>3, 3<4, 4<5, 3<5).

7. Подведение итогов урока.

Заканчиваем наш урок катанием с горки.

– Ребята, на чем можно прокатиться с горы?
– Кто ходил на лыжах по снегу?
– А как называется след, оставленный лыжами? (лыжня)
– Сейчас и мы будем прокладывать лыжню.

Дети стрелочками соединяют примеры с ответами. Кто закончил, сдаёт карточку.

Прокатились…
В горку – вверх,
С горки – вниз.
Знания ваши лучший приз.

Ребята, ваши знания для меня не только приз, а суперприз. Сегодня проверю, какой вы мне приз приготовили. На следующем уроке я скажу вам, сколько у меня в классе настоящих лыжников, спортсменов.

Рефлексия:

– Что было сложно?
– Что понравилось на уроке?
– За что вы можете похвалить себя?

Пантомима.

Руки вверх – довольны,
Голова вниз – не довольны,
Закрыть лицо руками – безразлично.