Урок математики по теме "Смешанные числа". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Класс: 5.

Учебник: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2013.

Тип урока: открытия нового знания.

Цель урока: познакомиться с понятием смешанного числа, научиться записывать неправильные дроби в виде смешанных чисел и смешанные числа в виде неправильных дробей.

Планируемые результаты обучения, формирования УУД:

Предметные: расширять понятие числа, формировать умения по переводу неправильных дробей в смешанные числа и применять полученные знания и умения при выполнении различных заданий.

Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.

Познавательные УУД: развивать представления о числе; умение работать с учебником, дополнительными источниками информации (анализировать, извлекать необходимую информацию); умение делать обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: воспитывать уважение друг к другу, развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, соблюдая нормы речевого поведения, умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, умение выдвигать гипотезу.

Регулятивные УУД: определять цель задания, учиться планировать этапы работы, контролировать свои действия, обнаруживать и исправлять ошибки, критически оценивать результаты своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, формировать способность к мобилизации сил и энергии, к преодолению препятствий.

Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, инициативность, развивать навыки грамотной устной и письменной математической речи, способность к самооценке своих действий.

Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация.

Технологическая карта урока математики в 5 классе.

Этапы урока. Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
1. Организционный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания детей.

– Здравствуйте, ребята!
– Проверьте, пожалуйста, всё ли вы приготовили к уроку?
– Откройте тетрадочки и запишите число и классная работа.

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: мотивация учения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

2. Постановка цели урока. Мотивация к учебной деятельности. Координирует деятельность учащихся.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова “Математика — царица наук, а арифметика — царица математики”

Кто автор этих слов? – Карл Гаусс. Как вы думаете, в чем смысл данного высказывания? Презентация. Слайд 1

Отвечают на вопросы учителя.

(Ни одна наука не обходится без математики, а умение правильно выполнять вычисления — это основа всего)

Личностные: мотивация учения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные :анализ, осознанное построение речевого высказывания.

3. Актуализация знаний.

Проблемная ситуация

Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы.

Слайд 2.

Ребята, как вы думаете, использовали ли люди в древности какие-либо приспособления для счёта?
– Выполнив следующие действия вы узнаете как называлось такое приспособление у древних греков.
– У вас в ответах не всегда получалось целое число, встречаются дроби. Как вы думаете для чего же нужны дроби?
– Решите следующие задачи.

(Слайды 3, 4)

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют действия

Отвечают на вопросы учителя.

При решении второй задачи у обучающихся возникает затруднение. Рассуждая, выдвигая гипотезы, с помощью учителя ребята приходят к выводу что получится в ответе и как этот ответ записать.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

4. Принятие учебных целей и первичное усвоение новых знаний. – Чем отличается это число от раннее изученных?
– Как же можно назвать такие числа?
– Запишите тему урока : “Смешанные числа”.
(Слайды 5, 6)

Подскажите какую же цель вы можете поставить себе на сегодняшний урок?
– Давайте подумаем, как можно из неправильной дроби получить смешанное число?
(Слайды 7)
– А наоборот, как смешанное число записать в виде неправильной дроби?
(Слайды 8)

Отвечают: есть целое число и дробь.

При помощи учителя дают название: смешанные числа.

Высказывают мнения и приходят к результату: научиться записывать неправильные дроби в виде смешанных чисел и смешанные числа переводить в неправильную дробь.

Рассуждая, выдвигая гипотезы, с помощью учителя ребята приходят к построению алгоритма, записывают его в тетрадь.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение свих мыслей, аргументация своего мнения.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

Личностные: самоопределение

5. Первичная проверка понимания. Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми изучаемой темы: определения смешанного числа

– Выполните действия.

(Слайды 9)

Дают ответы на вопросы учителя, задают вопросы по теме. Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

6. Первичное закрепление. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления знаний.

Выполните упражнения из учебника №№ 1086 (5 чисел), 1092(а).

– У некоторых обучающихся учитель берет тетради на проверку и выставляет оценки.

Фронтальная работа по заданию № 1088.

Самостоятельно проверяют решение, анализируют и исправляют ошибки, оценивают свою работу.

(Слайды 10)

По 1 учащемуся решают задание с комментарием у доски.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения

Коммуникативные: выражение свих мыслей, аргументация своего мнения.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения

7. Итог урока. Учитель оценивает работу класса и отдельных обучаемых. Комментирует цель, содержание домашнего задания. (Слайды 11)

Инициирует рефлексию детей.

(Слайды 12)

Записывают д/з в дневники.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют самооценку работы на уроке, соотносит цель и результаты.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: аргументация своего мнения.

Регулятивные: оценка уровня и качества усвоения материала.