Урок литературы по теме "Сопоставительный анализ поэтических текстов"

Разделы: Литература


Анализ стихотворения – один из самых сложных видов работы в школе, поэтому сопоставительный анализ поэтических текстов (ЕГЭ, С4) – одно из самых сложных заданий на экзамене. Данное задание требует привлечения литературного контекста, проведения “литературных параллелей”. При этом привлечение литературного контекста следует обосновывать в первую очередь с литературоведческой точки зрения, и только во вторую — с позиции пишущего. Главное – правильное понимание смысла вопроса, содержащегося в задании. При подготовке важно научить основным учебным действиям, направленным на успешное выполнение задания.

Задачи занятия:

  • повторить необходимые для анализа термины, выучить новые;
  • освоить универсальные учебные действия, выполняемые на каждом этапе работы по сопоставительному анализу поэтических текстов.

Основные этапы работы (материалы к учебному занятию)

I. Произведение (поэтический текст) - это

Содержательная сторона: о чём? что?

тема
идея проблематика
мотив
лейтмотив
настроение
пафос
и др.

+

Формальная сторона: как? какими средствами?

особенности
композиции
стилистики
языковых средств
стихотворного размера и др. (см. Презентацию, Приложение 1)

II. Настроение стихотворения (эмоции, настроение лирического героя - читатель)

КАКОЕ?

грустное
радостное
приподнятое
лирическое
философское
элегическое
романтическое
возвышенное и др.

Пафос стихотворения (чувства, эмоции автора - читатель)

КАКОЙ?

героический
гражданский
сатирический
комический
трагический
обличительный
утверждающий
романтический и др. (см. Презентацию)

III. Формулировка задания С4:

Каковы настроение и пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”, произведения каких русских поэтов сопоставимы по своему настроению и пафосу с данным стихотворением? =

Каковы настроение и пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”?

Произведения каких русских поэтов сопоставимы по своему настроению и пафосу с данным стихотворением?

Две позиции сопоставления (позиция сопоставления - указание автора и его произведения):

М.Ю. Лермонтов “Бородино”, 1837 г.

+ Д. Давыдов, “Песня” (“Я люблю кровавый бой”), 1815 г.

+ А.С. Пушкин поэма “Полтава”, 1828-1829 гг.

(см. Презентацию, Приложение 2)

IV. Этапы работы над сопоставительным анализом.

(УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ)

  1. Прочитать стихотворение = прочувствовать эмоциональное содержание стихотворения.
  2. Этап рефлексии: эмоциональное содержание стихотворения – моё настроение (настроение читателя).
  3. Проанализировать содержательную сторону стихотворения (настроение, тема, идея, мотив, основные образы и т.д.)
  4. Ответить на первый вопрос задания.
  5. Найти 2 позиции сопоставления в заданном направлении (настроение, пафос), убедительно обосновать сопоставление, не искажая авторской позиции.
  6. Ответить на второй вопрос задания, используя необходимые термины и небольшие цитаты из стихотворений (отдельные слова, словосочетания, 1-4 строки).
  7. Написать сочинение в объёме 5-10 предложений (см. Презентацию).

V. Домашнее задание

  1. Повторить (выучить) термины.
  2. Написать сочинение в формате ЕГЭ, задание С4.