Использование мультимедийных логокроссвордов в коррекционно-логопедической работе

Разделы: Логопедия


Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.

Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией (Г.К. Селевко).

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Применение компьютера на логопедических занятиях помогает создать ситуацию занимательности, заинтересованности, интерес и желание трудиться на занятии.

Применение компьютерных технологий позволяет:

  • использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
  • задействовать как визуальный канал восприятия информации (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы – дикторский текст, музыка), что помогает лучше понять и усвоить материал;
  • оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;
  • интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Педагог видит перспективы использования созданных с помощью компьютерных программ дидактических пособий в коррекционном процессе.

Одним из направлений в работе мы предлагаем рассмотреть использование логопедических кроссвордов в коррекционном процессе.

Кроссворд – это игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется словами со значениями, заданными по условиям игры. Существует множество видов кроссвордов, для дошкольников чаще всего используются следующие виды:

Тематические (лексические) кроссворды. Такие кроссворды приятно решать, особенно если тема кроссворда хорошо вам известна.

Алфавитные кроссворды эти кроссворды характерны тем, что все слова имеют один общий признак (например, все слова начинаются с одного звука, или звук расположен в середине или в конце слова).

Мультимедийные логокроссворды позволяют решать задачи по формированию и развитию всех компонентов речи:

  • звукопроизношение,
  • фонематический слух и восприятие,
  • лексические и грамматические средства языка,
  • слуховое и зрительное восприятие,
  • внимание,
  • словесно-логическое мышление,
  • коммуникативные навыки.

Изучение психолого-педагогической и методологической литературы по применению компьютерных игр: “Игры для тигры”, “Гарфилд для малышей”, “Гарфилд для дошкольников”, “Игры для развития речи и слуха”, способствовало созданию системы мультимедийных логокроссвордов используемых на коррекционных занятиях в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Мультимедийные логокроссворды используемые нами на коррекционно-логопедических занятиях созданы с помощью программы Microsoft PowerPoint.

Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль качества постановки звуков. Поставленные перед ребенком цели помогают ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру.

Были разработаны мультимедийные логокроссворды по следующим разделам:

  1. Звукопроизношение – “Звуковик”: [С];[З];[Ц];[Ч];[Щ];[Ш];[Ж];[Р];[Л]. (Приложение 1)
  2. Ознакомление с окружающим (“Мир природы”, “Игрушки”, “Приключения с Незнайкой”). (Приложение 2)

Мультимедийные логокроссворды по автоматизации поставленных звуков учат детей самоконтролю над собственным произношением в процессе выполнения заданий.

Логокроссворды по ознакомлению с окружающим направлены на обогащение словаря, классификацию, развитие высших психических функций – внимания, памяти, мышления.

После занятий с использованием в ходе коррекционно-логопедической работы логокроссвордов в компьютерной обработке отмечается более быстрое формирование качественных изменений в речевом развитии детей по сравнению с традиционными методами занятий. Дети могут самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий, у них вырабатывается самоконтроль правильности звукопроизношения. Каждая игра может быть подготовлена в нескольких вариантах, с разным уровнем сложности, что позволяет дифференцировать задания с учетом степени подготовленности ребенка.

Оптимальная периодичность проведения занятий 2–3 раза в неделю с общей продолжительностью 10-15 минут для детей старшей группы, и 15-20 минут для детей подготовительной группы. На коррекционных занятиях с использованием компьютера, необходимо проводить физминутки для глаз, например – гимнастика “Снежинка”. Приложение 3)

Применение информационных компьютерных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Эффективность коррекции и выбор коррекционных приемов определяется индивидуальными особенностями ребенка в каждом конкретном случае.

Рекомендуется активнее использовать в коррекционно-логопедической работе компьютерные словесно-дидактические игры по формированию фонематического восприятия у дошкольников, так как, дети с удовольствием и интересом выполняют задания, предложенные в электронном варианте.

Литература:

  1. Бесова М.А. Давайте играть! Игровые программы для дошкольников и младших школьников/ М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2007.
  2. Берестова Л.В. Использование инновационных технологий на логопедических занятиях с детьми-логопатами старшего дошкольного возраста с ОНР. – Материалы научно-практических конференций 2006-2008/ Под. ред. Яковлевой Н.Н.– АППО, 2008.
  3. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Сборник материалов научно-практической конференции: Санкт-Петербург, 2011.

Интернет ресуры:

  1. http://www.tc-sfera.ru
  2. http://knowledge.allbest.ru