Урок русского языка по теме "Способы проверки окончаний слабой позиции слов, обозначающих предмет"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Цель урока: формирование контрольно-оценочных действий учащимися в разновозрастном сотрудничестве.

Задачи урока:

  • предметная: определить свою готовность к контрольной работе по теме урока;

  • воспитательная: сформировать собственную оценочную деятельности; повысить учебную мотивацию и активность младших школьников.

  • развивающая: совершенствовать диалогическую речь

Домашнее задание по результатам листов самооценки. Задания готовят пятиклассники.

Используемое оборудование:

  1. Листы самооценки.
  2. Карточки-задания.
  3. ”Ключи” к карточкам-заданиям.
  4. В.В. Репкин, Е.В. Восторгова учебник “Русский язык 3 класс” – М.: Вита-Пресс, 2004.

Лист самооценки

  Прогностическая оценка Рефлексивная оценка
Умею проверять ОСП в окончание слов ж.р. и м.р. с окончаниями -а ,-я    
Умею проверять ОСП окончание слов м.р. с нулевым окончанием и с.р. с окончанием О и Е    
Умею проверять ОСП окончание слов ж.р. с нулевым окончанием    

Рефлексия

5 класс

Чем тебе запомнилась подготовка к уроку и сам урок? Поделись впечатлениями

Примерные ответы:

– Мы к этому уроку много готовились на уроках и дома, пришлось перелистать учебник, заглянуть в словари, другие книги;

– Я всегда сам делал ошибки на правописание окончаний существительных, но теперь так хорошо знаю алгоритм выполнения работы, что, думаю, больше неправильно писать не буду.

– Мне понравилось быть учителем и готовиться к уроку.

– Я понял при подготовке к уроку, что учителем работать очень тяжело, на нем лежит ответственность за знания учеников.

– Меня мой ученик порадовал своими знаниями, мне с ним было приятно работать.

Давайте вернемся к уроку и попробуем проанализировать нашу работу с учащимися. Для этого вспомните и напишите мне на листочках причины того, почему, на ваш взгляд, ученик сделал ошибки в том или ином задании и как вы ему помогли.

Мой ученик сделал ошибку в слове…
Чтобы помочь ему исправить ошибку, я….
Мой ученик написал В автомобилИ, потому что...
Я помог ему так:…
Мой ученик не справился с заданием определения набора слов, потому что…
Я помог ему так…

Листочки с ответами собрать для дальнейшей классификации способов взаимодействия учеников и учителей.

3-й класс

Обмен мнениями о проведенном уроке.

Разновозрастный урок контроля и оценки (5-3-е классы)

“Способы проверки окончаний слабой позиции слов, которые обозначают предмет.

Ход урока №3

Деятельность учителей-пятиклассников

Деятельность педагога

Деятельность учащихся 3-го класса

Этап 1. Организационный момент (1 мин.) Этап 1. Организационный момент (1мин.) Этап 1. Организационный момент (1 мин.)
Приветствие учителя Здравствуйте, ребята! У нас в школе стало хорошей традицией проводить необычные уроки: у вас другой учитель, ребята – пятиклассники, класс разделен на 2 группы. Меня зовут Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы. С вами я познакомлюсь в ходе урока. Сегодня я ваш учитель. Приветствие учителя
Чтение инструктажа для “учителей”

– Ваша задача не показывать нужный ответ, а найти, обнаружить, вспомнить способ действия на данном этапе

– Начать выполнение работы нужно с легкого задания, чтобы создать у ученика “ситуацию успеха”

– Общение должно быть уважительным, корректным.

– Не забывайте о работе с листом самооценки. Старайтесь оценивать работу учащихся объективно.

Сейчас ребята 5 класса еще раз прочитают про себя “Инструкцию для учителя” (Приложени 1), которую мы с ними составили, а ребята 3-ого класса ответят на мои вопросы.  
  – Над какой темой вы работали долгое время на уроках русского языка? – Учились закрывать “дырки” в окончаниях слов, которые обозначают предмет.
  – Все научились? – Да
  А теперь ваши знания проверим на практике. Только учителями у вас будут не ваши учителя, а ребята – пятиклассники. Вы же станете прилежными учениками, проговорите с ними все задания, которые они подготовили, и определите свою готовность к контрольной работе по данной теме  
  – Вспомните, пожалуйста, алгоритм проверки ОСП в окончаниях слов, обозначающих предмет К 1-му набору относятся слова с окончанием А-Я ж.р. и м.р.

Ко 2-му набору относятся слова м. р. с нулевым окончанием, слова ср. р. окончанием О-Е

К 3-му набору – слова ж.р. с нулевым окончанием

К 4-му набору – слова множ. Числа

  Приведите примеры слов на каждый набор слов Примеры слов на каждый набор
  – Что еще необходимо знать, чтобы правильно написать окончание? – Слова-помощники
  Назовите слова-помощники 1, 2, 3, 4 наборов 1 набор стена, лиса, земля
2 набор стол, конь, слон, окно
3 набор рожь, степь
4 набор столы
  Хорошо. Знаем набор слов, знаем слова – помощники, как будем действовать дальше? – Ставим слово в нужный падеж и записываем окончание.
  Молодцы! Давайте начнем урок в парах.  
Ход урока в парах ( разновозрастное сотрудничество)
Этап 1. Организационный момент(1 мин.)
Знакомство с учеником.

Примерные вопросы

– Здравствуй, меня зовут.., а тебя как?

– Готов ли ты со мной работать?

  Знакомство с учителем.

Примерные вопросы:

– Меня зовут…

– Я согласен с тобой работать – А что мы будем делать?

Этап 2 Основной момент. Работа в парах   Этап 2 Основной момент. Работа в парах
Первичная работа с листами самооценки

– Вспомни, алгоритм проверки ОСП в окончаниях слов.

  – Чтобы правильно написать окончание в слове, которое обозначает предмет, надо определить его набор.

к 1-му набору относятся слова с окончанием А-Я ж.р. и м.р.

к 2-му набору относятся слова м. р. с нулевым окончанием.

слова ср. р. с окончанием О-Е

к 3-му набору – слова ж.р. с нулевым окончанием

к 4-ому слова мн. Числа.

 

 

Что еще необходимо знать, чтобы правильно написать окончание?   Слова – помощники

1 набор — лиса, земля

2 набор — слон, конь, окно

3 набор — степь, рожь

– Давай отметим твои результаты в листе самооценки. Поставь прогностическую оценку   Работа с листом самооценки. Выставление прогностических оценок по всем критериям

+ хорошо знаю
– не знаю
(-) сомневаюсь

– Как ты хорошо знаешь алгоритм выполнения задания! Выполним теперь упражнения. Перед тобой три карточки с 3-я заданиями: одна с простыми заданиями, вторая посложнее, а третья самая сложная. С какой начнем работать?   Ученик выбирает задание в зависимости от знания алгоритма, усвоения темы или самооценки.
Работа с карточкой №1. (2, 3). Примерные вопросы, побуждающие ученика самостоятельно ставить цели собственных действий:

– Есть ли орфограмма в слове?
– Как проверим окончания слова?
– Как пишется это слово?
– Как буква в окончании?

  Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

“Учитель” проверяет задание по карточке – ключу

   
– Со словами какого набора слов, обозначающих предмет, мы сейчас работали?   Примерные ответы

– 1 набора, ж. м. рода с окончаниями А-Я

– 2 набора

– 3 набора

– Результаты работы учитель заносит в лист самооценки, обговаривая с учеником итоги работы по 1-му заданию    
– Сравним прогностическую оценку и рефлексивную оценку.

– Можем ли мы считать, что ты овладел способами проверки СП в окончаниях слов 1 набора.

  Если ошибок много, учитель предлагает взять карточку №1 или №2.
Если ошибок нет, то приступаем к выполнению задания №2   Карточка №1(2,3)
– Со словами какого набора слов, обозначающих предмет, мы сейчас работали   М.р. с нулевым окончанием, ср.р. с окончанием О-Е 2-3-ой наборы
– Результаты работы учитель заносит в лист самооценки, обговаривая с учеником итоги работы по 2-ому заданию.    
– Сравним прогностическую оценку и рефлексивную оценку.

– Можем ли мы считать, что ты овладел способами проверки СП в окончаниях слов 2 набора.

  – Да
Если ошибок нет, то приступаем к выполнению задания №3    
– Со словами какого набора слов, обозначающих предмет, мы сейчас работали   Примерные ответы

– 1 набора, ж. м. рода с окончаниями А-Я
– 2 набора
– 3 набора
– 4 набора

– Результаты работы учитель заносит в лист самооценки, обговаривая с учеником итоги работы по 3-ому заданию.    
– Сравним прогностическую оценку и рефлексивную оценку.

– Можем ли мы считать, что ты овладел способами проверки СП в окончаниях слов 3набора.

   
Как ты считаешь, можем ли мы утверждать, что ты овладел способами проверки СП окончаний слов, обозначающих предмет?   Да
Этап 3 Рефлексия урока(10 минут)    
Листы самооценки прикреплены к доске За 10 минут до окончания урока – анализ совместной деятельности  
  – Ребята, как вы думаете, готовы ли мы к выполнению контрольной работы по теме урока?

– Можно ли нам приступить уизучению следующей темы или стоит еще поупражняться в закрывании “дырок” у слов, обозначающих предмет

Примерные ответы детей:

– Я выполнил задания карточки без ошибок.
– Мне, кажется, можно начинать изучать новую тему
– Я сделал ошибки на окончание 3 набора, мне стоит поупражняться дома в этом задании
– Да, мы можем приступать к изучению новой темы

– Мой ученик хорошо усвоил тему. Он не сделал ни одной ошибки

– Я считаю, что моему ученику стоит немножко позаниматься на эту тему

– Для того, чтобы ликвидировать пробелы в этой теме, я предлагаю конверт №1 и №3

– Мой ученик готов к контрольной работе по данной теме

– На основе листа самооценки я могу сделать вывод, что мой ученик, разбирается в данной теме и может переходить к изучению новой темы

Опытным глазом посмотрите еще раз на результаты и определите, что знают и умеют ребята 3-его класса. Анализ совместной деятельности.  
  Ребята, ваши домашние задания находятся в конвертах, под номерами. Вы выбираете тот набор, на который вы сделали ошибки. А у кого ошибок нет, берет № конверта произвольно.