Взаимодействие родителей и учителя как обязательное условие воспитательного процесса

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


В жизни любого человека бывают особо значимые события и даты. Для меня одним из таких событий стала осень 2004 года, когда в наш областной центр (г. Благовещенск) приехал Ш.А. Амонашвили.

Великий практик и теоретик педагогики, который знакомился с нами со страниц учебников, предстал пред моими глазами. После этой встречи я шла к детям с новыми идеями и новыми взглядами на свою систему работы.

Своим педагогическим кредо считаю слова великого педагога Ш.А. Амонашвили:

“Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения”.

Моя педагогическая концепция: “Гуманизация образовательного процесса в школе”.

Программа воспитательной деятельности 2 “а” класса, в котором я являюсь классным руководителем второй год, построена на гуманистических принципах воспитания. В своей работе я опираюсь на опыт Ш.А.Амонашвили (педагогика сотрудничества). Я согласна с позицией Ш.А.Амонашвили, который считает, что главный принцип такого воспитания – расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его нашим добровольным помощником в своём же воспитании. Поэтому в основе построения моей воспитательной системы лежат четыре принципа:

1. Принцип принятия. Человек принимается другими людьми таким, какой он есть. В нашем коллективе ребёнок принимается полностью со всеми его достоинствами и недостатками. При этом каждый член коллектива чувствует, что его любят и ценят несмотря ни на что, и сам он учится принимать других, уважать их мнение. В общении с ребятами на уроке или во внеклассной деятельности я строю отношения таким образом, чтобы каждый ребёнок почувствовал, что он мне интересен, что для меня важен его успех, что я вместе с ним переживаю его неудачу и, что я ценю его уже за то, что он мой ученик.

2.“Воспитание – это постоянное духовное общение учителя и ученика”. Сухомлинский В.А.

Принцип диалогического общения. Общение – диалог – построено на уважении прав учащихся, взаимном доверии друг к другу, желании педагога слышать не только себя в общении с детьми, но и самих учащихся. Доверительное общение с детьми создаёт в нашем классе благоприятный эмоциональный климат, создаёт атмосферу радости. Каждый день мы радуемся нашей новой встрече, возможности поделиться друг с другом своими мыслями, чувствами, творческими идеями. Я всегда с радостью принимаю труд ребят, хвалю их, благодарю за доставленную мне и окружающим радость.

3. “Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что – то своё”. Сухомлинский В.А.

Принцип соразвития. В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и развитие. Сотрудничество взрослых и детей помогает преодолеть страх, беспокойство, при этом сохранить и развить положительные эмоции обеих сторон. Создаёт благоприятные ситуации для развития творческих индивидуальных особенностей каждого. Это повышает результативность выполняемой работы, стимулирует её успешность. Всё, что происходит в нашем классе, мы готовим вместе с детьми и родителями. В совместной деятельности сотрудничества каждый не только вносит что-то своё, но и учится у других, берёт что-то для себя.

4. Принцип увлечённости. Я учитываю индивидуальные особенности характера учащихся, особенности эмоциональной сферы; пытаюсь объединить их творческой деятельностью, которая для них интересна и значима. Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны. Им хочется много знать, им всё интересно, они желают активно участвовать во всех делах. Это значит, проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания. Такая жажда деятельности формирует жизненно важное качество личности – трудоспособность. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью.

Встречаюсь с родителями будущих своих учеников задолго до начала учебного года. Свои первые родительские собрания провожу в детских садах, где вместе с воспитателями готовлю ребят и родителей к школе. На собраниях обращаю внимание родителей на физическое развитие детей, даю практические советы, объясняю, как правильно подготовить ребенка к школе.

С первого дня знакомства с родителями убеждаю их в том, что необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях, согласованная работа.

Учитель и родитель должны находиться в постоянном взаимодействии, чтобы способствовать успехам ребенка в школе, его развитию и воспитанию.

В 2012 году набирая первоклашек, решила организовать работу семейного клуба, который даёт позитивные результаты.

Программа семейного клуба “Школа жизни”.

Цель: сплотить общими идеями, увлечениями учителей, детей и родителей в единый коллектив.

Задачи:
– привлечь внимание родителей к школе, ребенку-ученику;
– педагогическое просвещение родителей;
– создать атмосферу взаимопонимания в системе: Ученик родитель учитель;
– помочь ребенку в творческом и интеллектуальном развитии.

Принципы воспитательной деятельности:
– духовности и душевности;
– защищенности и комфортности;
– доверия и открытости;
– сотворчества, содружества, сотрудничества и веры в силы ребенка;
– индивидуальности и личностной ориентированности.

Темы заседаний:

Первый год обучения:
– “Давайте познакомимся”,
– “Когда все вместе”.
– “Вот и стали мы на год взрослей”.

Второй год обучения:
– Папа, мама, я – спортивная семья”,
– “Папа, мама, я – дружная семья”,
– “Традиции моей семьи”.

Третий год обучения:
“Легко ли быть родителями”,
– “Путь к сердцу ребенка”,
– Игра “Счастливый случай”.

Четвертый год обучения:

– “Ребенок учится тому, что видит себя в дому”.
– Новый год собрал нас вместе”,
– “Выпускной вечер”.

Сроки реализации программы: Программа рассчитана на четыре года. Заседания проводятся три раза в год (осень, зима, весна).

Формы:
– круглый стол – час вопросов и ответов,
– творческий отчет – игровой творческий вечер,
– праздник – пресс-конференция.
– КТД – дискуссия, практикум.

При проведении родительских (совместных) встреч в семейном клубе “Школа жизни” я придерживаюсь правил:

1. Для проведения встречи за неделю выбираю наиболее благоприятный день и час и стараюсь, чтобы на это время ни у меня, ни у родителей моих учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Тематику заседаний (из предлагаемых тем) родители выбирают сами на первом организационном родительском собрании в первом классе.
3. Особое внимание обращаю на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготавливаю визитки с именами родителей, если они ещё недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумали правила для участников клуба:

  • снимать верхнюю одежду обязательно;
  • не молчать при обсуждении проблемы;
  • отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное;
  • называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6. Придерживаюсь регламента.
7. В ходе встречи использую игры и групповые формы организации взаимодействия родителей, а также различные совместные (с детьми) мероприятия, праздники.
8. Делаю общение на собрании непринужденным и откровенным.
9. При обсуждении проблемных вопросов опираюсь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета.
10. Стремлюсь к тому, чтобы были приняты конкретные решения после проведенного заседания.

Реализация мероприятий (в том числе и работа семейного клуба “Школа ЖИЗНИ”), направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения, позволяет:

  • Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей;
  • Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни;
  • Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка;
  • Сформировать общие подходы к воспитанию;
  • Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей;
  • Выработать близкие по сути требований к уровню воспитанности ребёнка;
  • Организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося;
  • Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами.

Только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителя и родителей содержательной, интересной, радостной.