Тренинг толерантности для обучающихся 12–14 лет

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.

Задачи:

  • Обучающие:
    • познакомить учащихся  с понятием «толерантность»;
    • раскрыть характеристики толерантного и не толерантного человека;
    • сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
    • научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
  • Воспитательные:
    • воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
    • воспитывать внимательное отношение  к себе и другим.
  • Развивающие:
    • развивать навыки рефлексии;
    • развивать способность осознавать свои чувства;
    • развивать навыки саморегуляции;
    • развивать коммуникативные навыки.

Методы: групповой дискуссии,  игрового моделирования, рисуночный.

Возраст участников: 12-14 лет.

Материалы: бумажные обручи с надписями различных социальных ролей, клубок ниток.

Структура занятия:

Первый этап – организационный: создание психологической комфортности в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом.
Второй этап – формулирование темы занятия, основных целей;
Третий этап – игровой:  система упражнений.
Заключительная часть: рефлексия занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Первый этап – организационный (15 мин.)

Учащиеся называют свои имена (они написаны на бейджиках) и отличительное качество.  Психолог делает акцент на важности называть людей по именам (одно из известных правил общения).
Ведущий – рассказывает о правилах поведения на занятиях.

Правила поведения:

  • Доверительный стиль общения.
  • Общение по принципу "Здесь и теперь".
  • Искренность в общении.
  • Конфиденциальность всего происходящего в группе.
  • Активное участие в происходящем.
  • Оцениваем не участника, а его действия и поступки.
  • Уважение говорящего.

Второй этап: формулирование темы занятия, основных целей (5 мин.).

Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия – толерантность. Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.
Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (ответы: языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом).

Третий этап – игровой (60 мин.)

Упражнение «Линейка»

Цель: осознание характеристик толерантного и нетолерантного человека.

Психолог: Давайте посмотрим, поняли ли вы, что такое толерантность. У двери класса встаньте те, кто считает, что для толерантного человека характерно «неприятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна – те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу (учащиеся располагаются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора).
Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать свое мнение, но в тоже время с уважением относиться к мнению других.
А как ведет себя не толерантный человек? Он позволяет себе: оскорбления, насмешки, предубеждение.
Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:

«Я хороший – ты плохой»;
«Я плохой – ты хороший»;
«Я плохой – ты плохой»;
«Я хороший – ты хороший».

Последний вариант отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе, своей стране, своим традициям.

Упражнение на невербальную поддержку

Цель: развитие лучших качеств детей – желания помочь ближнему,  видеть нуждающихся в помощи.

Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из участников, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».
Затем проводится интервью с «терпящим бедствие» – что ты почувствовал, когда по твоему  сигналу к тебе подошли «спасатели»?

Упражнение «Примерка социальных ролей»

Цель: формирование  милосердия и эмпатии к различным социальным группам.
Осознание  степени толерантности по отношению к мнению другого человека.
Формирование коммуникативных навыков.
Участникам группы анонимно одеваются на головы  бумажные обручи с надписями социальных ролей (президент, банкир, бомж, директор школы, алкоголик, «панк», ВИЧ инфицированный, пенсионер, "гасторбайтер", олигарх и др.).
Участники должны подходить друг к другу и обращаться с просьбами, вопросами, но при этом не называть социальную роль, которую играет человек.
Затем следует обсуждение: комфортно ли чувствовали себя? Догадывались ли о социальном статусе своего героя, если да, то по каким признакам? Насколько мы терпимы к другим людям?

Упражнение "Мостик"

Цель: формирование способности анализировать ситуацию с позиции другого человека. Формирование механизмов социальной  перцепции: эмпатии, идентификации.

На полу рисуется узкая дорожка – "мостик", по которому с разных сторон должны одновременно пройти два человека. Внизу под мостиком "река". Участники делятся на две равные группы и расходятся по разным "берегам". Способы преодоления "мостика" могут быть любые, но с одним условием, – участники не должны друг с другом заранее договариваться.
Рекомендации ведущему: Необходимо обратить внимание на способы взаимодействия членов группы, и каким образом достигается взаимопонимание.
Затем следует обсуждение: что можно сказать о способах преодоления мостика? Насколько мы готовы уступать другому человеку? Часто ли это происходит в жизни?

Упражнение «Эмблема толерантности»

Цель: обобщение понятия толерантности с позиции группы.

Учащиеся объединяются в микрогруппы. Их задача – нарисовать эмблему толерантности.
Представители от каждой команды демонстрируют и поясняют свои рисунки.

Четвертый этап – рефлексия (15 мин.)

Упражнение на рефлексию "Клубок"

Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия.

Каждый участник называет то, что ему понравилось сегодня, говорит, что нового узнал на занятии, что ему удалось, а что не удалось сделать во время занятия и почему. После чего клубок передается соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является психолог, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, приглашает на следующие занятия.

Литература:

1. Девина, И. Мы с тобой одной крови [Текст] / И. Девина // Школьный психолог – 2009.– №20 – 46-47 с.
2. Казарова, Е. Эмблема толерантности [Текст] / Е. Казарова // Школьный психолог – 2009.– №23 – 8-9 с.
3. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова – М: Генезис, 2000.
4. Харрис, Т.Э. Я – ОК, ты – ОК. [Текст] / Т.Э. Харрис  – М: Академия, 2006.
5.  Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О.В. Хухлаева – М.: Генезис, 2001.