Урок-путешествие «Квадрат и куб числа». 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени и он увидит, что без них далеко не уедешь.
(М.В.Ломоносов)

Цели урока: закрепить навыки вычисления квадрата и куба числа; повторить действия с натуральными числами при решении упражнений и задач; развивать математическое мышление; с помощью игровых форм работы повысить активность учащихся на уроке; пробудить интерес к предмету.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.  

Оборудование: карта движения; рыбки-уравнения; “ромашка”, коробка из-под чая, сигнальные карточки, карточки с примерами, жетоны, игра “Лото”, компьютер с проектором; презентация к уроку.

Ход урока

I. Оргмомент.

Сообщается тема и цель урока.

- Сегодня мы с вами мысленно пойдем на “гору”, где вы часто бываете летом. Наша задача – найти камень и прочитать волшебное слово, спрятанное под ним. Перед вами висит карта нашего движения (слайд 4). Для того чтобы попасть на гору, нам нужно пройти несколько пунктов.

II. Формирование знаний и умений.

Пункт 1. Школа (слайд № 5).

1) Среди выражений выберите верные:

1) 9 * 9 = 81; 2) 8 * 9 = 64; 3) 1 дм = 100 см;
4) ; 5) 7 * 9 = 63; 6) ;
7) 12 * 2 = 22; 8) 5 * 3 + 2 =10; 9) ;
10) ; 11) .

Показываются и называются примеры с ответами. Если ответ правильный, то показывают зеленую сторону сигнальной карточки, если неправильный, то – красную.

2) Ответить на вопросы (слайд № 6):

  1. Что такое квадрат числа?
  2. Что такое куб числа?
  3. Как вычисляем значение числового выражения, если в него входят квадраты и кубы чисел?
  4. Чему равны значения выражений: ; ;

Пункт 2. Рыбалка (слайд № 7) .

Перед вами расстилается речка, в которой много-много рыб попали в беду. Ребята, если мы сможем справиться с заданиями, то сможем им помочь. (Всего 5 рыб – по количеству пар учеников. На каждой рыбке по два уравнения и указаны фамилии учеников. Решают парами, затем сверяют ответы):

1-я рыбка:

  • 7х + 2х = 918;
  • у – 28 = 260

2-я рыбка:

  • 5m – 3m = 222
  • (3x + 5x) * 3= 144

3-я рыбка:

  • 9х – х + 14 = 94
  • (х – 65) * 5 = 400

4-я рыбка:

  • х + 6х – 5 = 72
  • 8 * (36 + х) = 1288

5-я рыбка:

  • х + 17х + 68 = 572
  • 44 + (а – 85) = 105

Пункт3. Мост (слайд № 8) .

Найдем длину моста, который нам нужно перейти. Для этого нам нужно составить выражение и найти его значение при х = 2:

Пункт 4. Родник (слайды № 9, 10).

На роднике висит № 658. Мы сможем попить воды, если сделаем № 658 из учебника. (Один ученик делает на магнитной доске, потом ответы сверяются)

Пункт 5. Зеленая тропинка (слайд № 11).

Дальше идем по тропинке, вдоль которой растут березы и яблони. Всего 40 деревьев, причем яблонь в 3 раза больше, чем берез. Сколько яблонь и сколько берез растут вдоль тропинки?

(Краткая запись написана на доске)

Решить задачу, составив уравнение.

Физкультминутка (слайд № 12).

Мы дружно трудились,
Немного устали.
Быстро все сразу
За партами встали.
Руки поднимем,
Потом разведем.
И очень глубоко
Всей грудью вдохнем

Пункт 6. Цветочная поляна (слайд № 13).

Вы решили отдохнуть на поляне и нарвать цветы. Но цветы на ней необыкновенные. На каждом лепестке цветка задание. (Диктую задания математического диктанта, срывая лепестки) (слайд № 14) :

1. Число 7 возвести в квадрат. (49)
2. Уменьшите 126 в 42 раза. (3)
3. Увеличьте число 28 на 32. (60)
4. Квадрат какого числа равен 81? (9)
5. Делимое равно 45, частное 15. Найдите делитель. (3)
6. Найдите произведение чисел 24 и 3. (72)
7. Вычислить значение выражения: (49)
8. Куб какого числа равен 8? (2)
9. Запишите ответы в один ряд по порядку и прочитать полученное число. (Ответ: 493609372492)

Пункт 7. Коробка (слайд № 15).

Ребята, на нашей дороге коробка валяется. На каждой грани коробки написано задание.

Представьте произведение в виде квадрата или куба числа и прочитайте полученное выражение:

1) 2 * 2

2) 3 * 3 * 3

3) 46 * 46 * 46

4) 501 * 501

5) 200 * 200 * 200

6) 7 * 7

(Читают пример с ответом, передавая коробку).

Пункт 8. Вершина горы (слайд № 16).

Вот мы и дошли до нужной точки, т.е. до вершины горы, где лежит камень. Чтобы узнать, что лежит под ним, нам нужно сыграть в “Лото”.

Перед вами лежат примеры и ответы к ним. Вы должны решить эти примеры и закрыть данный пример ответом. Затем переворачиваем ответы и прочитаем волшебное слово, которое было спрятано под камнем

(слайд № 17).

1) Ответ: 2 (М)
2) Ответ: 25 (О)
3) Ответ: 289 (Л)
4) Ответ: 3007 (О)
5) Ответ: 65 (Д)
6) Ответ: 1000 (Ц)
7) Ответ: 57 (Ы!)

(Волшебное слово – молодцы)

Тот, кто раньше заканчивает, решает следующие задания на карточках:

  1. Вычислить значение выражения при п=1; 8; 12; 15; 20; 200.
  2. Вычислить значение выражения при т=0; 1; 6; 11; 30; 50.
  3. Упростить выражение: 2а + 612 + 7а + 324.
  4. Сумма двух чисел равна 549. Одно из них в 8 раз больше другого. Найдите эти числа.
  5. Сравните значения выражений:
    а) и ;
    б) и
  6. Упростить: а) 23а + 37а; б) 27р – 17 р + 5
  7. Решить уравнение: 43m – 215 = 473
  8. Применяя распределительное свойство умножения вычислить:
    а) 23 * 65 + 77 * 65;
    б) 140 * 815 + 140 * 185;
    в) 300 * 144 + 256 *  300
  9. Выполните деление с остатком:
    а) 12085 : 63;
    б) 7978 : 89;
    в) 384 : 10

III. Итог урока. Выставление оценок.

Подсчитываются жетоны у каждого и выставляются оценки.

IV. Домашнее задание.

№ 668, 670.