Тема урока: "Человек и природа в прозе писателей ХХ в."

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: проектная деятельность


Цели:

  • Подвести итог работы по микромодулю “ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА – ЧЕЛОВЕК”, в основу которого положен анализ произведений писателей 20 Обратить внимание учащихся на определение ситуаций, изображенных писателями, вникнуть в их смысл, почувствовать биение авторской мысли, любовь, ненависть, тревогу писателей.
  • Развивать активную гражданскую позицию, довести до философского понимания данную тему: чтобы изменить этот мир, необходимо начать с себя.

Проблема урока: Когда человек стал (становится) ЧЕЛОВЕКОМ?

Методы и приемы:

  • Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ учителя, выразительное чтение отрывков из текстов, чтение наизусть, защита своих работ и др.).
  • Репродуктивный (применение знаний на практике).
  • Частично-поисковый.
  • Исследовательский.
  • Проблемный (через проблемные ситуации, домашнее задание).

Оборудование: выставка “Добро и зло”, иллюстрации к уроку мультимедиа презентация, экологические проекты, видеоряд  к песне А. Розембаума «Охота на волков», эпизоды из фильмов «Плач волчицы», «Не стреляйте белых лебедей», эссе обращение к современнику

ХОД УРОКА

Презентация

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя

Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем? – спросили философа афиняне.
Я ищу человека, – ответил он.
Кого? Меня? Его?
Я ищу Человека, – повторил мудрец.

Английский драматург Бернард Шоу сказал: «Мы уже научились летать в воздухе, как, птицы, плавать под водой, как рыбы, теперь нужно научиться жить на земле, как люди».
Писателю 20 века В. Распутину принадлежит фраза: «Плохо, когда не подготовлен своему ремеслу строитель, когда не обучен для боя воин… Но ещё хуже, когда не состоялся человек».
Проблемный вопрос: Определите, в чем смысл этих высказываний, и какая связь между ее авторами?
Действительно, проходят годы, века, а мечта о совершенном человеке не осуществляется. Ответ на вопрос, как сохранить в себе духовную и нравственную чистоту искали многие мыслители. Сегодня я приглашаю вас  в творческой мастерской присоединиться к диалогу с писателями 20 века В. Астафьевым, Б. Васильевым и нашим соотечественником Ч. Айтматовым

– Попробуйте сами сформулировать тему урока.

Запись темы урока.

Эпиграфы:

Человек – сын природы.

В.А.Сухомлинский.

Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящее лицо.

М.Пришвин.

Быть человеком – значит чувствовать свою ответственность.

Антуан де Сент-Экзюпери.

Эти эпиграфы не случайны, поскольку цель урока – вместе с писателями  распутать тот узел, в котором туго стянуты воедино добро и зло, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, ответственность и вседозволенность.
Раскрыть, какие проблемы современности поднимают авторы. Ну и ответить на главный вопрос: Что значит: быть на Земле Человеком?  Как жить, как мыслить, как любить и как изменить этот мир? Что такое человек не как личность, а как часть природы?

Работа для исследования была распределена на три группы, кроме того, что вы прочитали произведения, вам необходимо было найти факты потребительского и жестокого отношения человека к природе, созвучно с темой романа, над которым вы работали, выполнить иллюстрации к роману «Человек и зверь», изготовить макет «Добро и Зло», написать  эссе – обращение к современнику

– Итак, мы начинаем. По ходу работы заполняем две таблицы «Добро и зло», «Человек и зверь».

3. Первый этап. Литературное обозрение (вопросы на карточках для каждой группы)

1 группа: Б.Васильев. “Не стреляйте в белых лебедей”

– Расскажите о главном герое  Егор Полушкине?
– Как называла его жена, односельчане? Почему?
– Как относился к делу Егор? Почему же на работе его не понимали?
– Как реагировал Егор на насмешки и упреки?
– Когда Егор почувствовал себя настоящим  счастливым человеком?
– Найдите в тексте эпизод, зачитайте

Чтение отрывка:

Егор упорно чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучу валежник и сухостой. Он соорудил шалаш, где жил вместе с Колькой, чтобы не тратить зазря время на поездки домой. И все равно времени ему не хватало, и он был счастлив оттого, что ему не хватает времени, и если бы сутки были вдвое длиннее, он бы и тогда загрузил их от зари до зари. Он работал с азартом, с изнуряющим, почти чувственным наслаждением и, засыпая, всегда успевал подумать, какой он счастливый человек.

– Какую главную цель преследовал  герой свое  деятельностью?
– Какие главные ценности были важны Егору? А  людям в деревне?
– Какая трагедия случается с Егором?
– Для чего люди убили лебедей?
– Как описана сцена убийства Егора?

Просмотр эпизода из фильма «Не стреляйте белых лебедей».

– Символом чего являются лебеди? (Чистоты, целомудрия благородства святая птица)
– Что олицетворяет в романе убийство лебедей?

Коллективное заполнение таблицы «Человек – зверь».

– Какими мы видим человека и зверя в этом романе?

2 группа: новелла из романа В.П.Астафьева. “Царь-рыба”

– Расскажите о Командоре, на что указывает отсутствие имени героя?
– Как относился герой к людям, как складываются его отношения с братом?Что является главной причиной раздора с братом?
– Какой случай из жизни Командора лежит в основе новеллы?
– Почему Командор не зовет на помощь брата. Найдите в тексте ответ.
– За какие грехи наказывает героя Царь-рыба?
– Что заставляло Командора заниматься браконьерством?
– Сознает ли это герой?
– Какой герой противопоставлен Командору в романе?
– Чем отличается он от Командора?

Коллективное заполнение таблицы «Человек – зверь».

– Какими мы видим человека и зверя в этой новелле?

3 группа: сага о волках из романа «Плаха» (Приложение 1)

– С чего начинается повествование  в романе «Плаха» ?
– На что настраивает начало романа читателя?

Примерный ответ:

Вступительная глава, знакомящая нас с семейством волков, прячущихся от грохота вертолета, от адского шума которого сотрясается степь, является и прологом к истории волчицы Акбары, и ключом ко всему повествованию.

– Как описывает автор волков их отношения к потомству, друг другу?
– Какие средства выразительности использует автор в их описании? Найдите в тексте

Прислушиваясь к тому, что творилось помимо воли в ее ожившей утробе, Акбара заволновалась. Сердце волчицы учащенно заколотилось – его наполнили отвага, решимость непременно защитить, оградить от опасности тех, кого она вынашивала в себе. Сейчас она бы не задумываясь схватилась с кем угодно. В ней заговорил великий природный инстинкт сохранения потомства. И тут же Акбара почувствовала, как на нее горячей волной нахлынула нежность – потребность приласкать, пригреть будущих сосунков, отдавать им свое молоко так, как если бы они уже были под боком. То было предощущение счастья. И она прикрыла глаза, застонала от неги и томно, медленно-медленно потянулась всем телом, насколько позволяло логово, и, окончательно успокоившись, снова придвинулась к своему сивогривому Ташчайнару.

– Как волки оказались в горах? Ведь волки не живут в горах?
– Какие испытания выпали на долю волчьей стаи (часть 1 глава 3)
– Расскажите о гибели второго выводка в  приалдашских степях. (2 часть, 5 гл.)
– Чем окончилась третья попытка продолжения рода? (3 часть 5-6 гл.)
– Случайно ли введены в роман волки?
– Как переводятся их имена? Символом чего является волчья пара?

 Примерный ответ: Айтматов хотел показать, что с образами волков связана в романе и проблема человечности. Волки не просто очеловечены, они наделены высокой нравственной силой, благородством. Именно в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и высокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Ташчайнара.
Волки выбраны потому, что у них неистребимая сила, неиссякаемая жизнеспособность. Они поставлены над другими обитателями природы, и если им грозит уничтожение, то, что говорить о других представителях природы.

– О людях Айтматов  иронично восклицает: «Люди, люди! Человекобоги!»
– Что звучит в этих словах.

Просмотр эпизода финала фильма «Плач  волчицы».
Заполнение таблицы характеристику человеку и зверю.

– Дайте характеристику человеку и зверю в этом романе.

4. Подведение итогов по первой части урока

– Посмотрите на таблицу, сформулируйте самостоятельно  вывод. С какой целью мы ее построили?
– Чем отличается по своей природе человек от зверя?
– Какой прием лежит в основе нашей работы?
– Кем возомнил себя человек?

5. Экологическое обозрение. Реализация домашнего задания

– Вам необходимо было найти факты потребительского и жестокого отношения человека к природе, созвучно с темой романа, над которым вы работали

  • 1 группа: браконьерство на реках, озерах;
  • 2 группа: запрещенная охота на птиц;
  • 3 группа: запрещенная охота зверей;

– Только лишь жадность и алчность и жажда наживы движет человеком?

«Человек единственное животное, которое убивает ради удовольствия». Б.Шоу

– Согласны вы с писателем? Какие развлечения придумал себе человек, наслаждаясь кровью и муками животных
                                                       
6. Презентация песни Розембаума «Охота на волков»

– Как перекликается тема песни с нашей беседой?
– Какое впечатление вызвали у вас кадры?
– Что больше всего поражает?
– Еще раз обратите внимание на нашу таблицу

(Проанализировать отрицательные эпитеты в  колонке ЗВЕРЬ)
Почему  природа может быть….(перечислить отрицательные эпитеты)

7. Обобщение. Составление таблицы «Добро и зло»

– Напишите по группам имена героев, разделяя их на круг добра и зла
– Почему  на плахе оказываются невиновные люди: Авдий, Бостон, Егор, ребенок? Чего больше? Почему? (Природа обязательно отомстит человеку за причинённый ей вред. Только неразумная, она не выбирает объект мести, а мстит слепо: её кара падёт как на виноватых (Базарбай, заслуживший кару),  так и на невиновных (маленький ребёнок).
– Неужели ЗЛО всесильно и непобедимо? (Зло всегда порождает только зло)
– Каким же путем можно побороть зло?
– Почему роман Васильева кончается повествованием о Кольке, сыне Егора? (Каждый может воспитать в себе нетерпимость ко злу, способность открыто выражать свою точку зрения, умение найти единомышленников. И, если большинство будет отстаивать на земле добро, восхождение на плаху не понадобится).

8. Творческая мастерская

– Дома вы попытались образно изобразить добро, зло и составить письмо-обращение к современнику

 Как это у вас получилось?

  • 1 группа – защита рисунков;
  • 2 группа – защита икебаны;
  • 3 группа – письмо современнику

9. Выводы

– Какие проблемы  ставят авторы в романах ?
– Что является источниками зла, жестокости?
– Актуальны ли эти проблемы сегодня?
– Прочитайте еще раз эпиграфы к уроку, какой эпиграф, на ваш взгляд, более полно раскрывает содержание нашего урока?
– Ваши отзывы об уроке, что вы вынесете сегодня с этого урока?

10. Заключительное слово учителя

– Есть люди, от которых всегда идет свет и тепло. Встречаясь с таким человеком как  Аким, Егор, поневоле приободряешься и вспоминаешь слова Достоевского: «Красота спасет мир». А красота – это все, что нас окружает и  что нас наполняет. Eсли вы хотите изменить мир – начните с себя!

– Вы, ребята, заканчиваете школу, стоите на пороге новой жизни, хочется, чтобы в дорогу вы взяли ту частичку добра, о которой сегодня говорилось на уроке. Это и будет вам лучшей оценкой за урок.

11. Домашнее задание: сочинение-эссе “Начать с себя!”