Бинарный урок обобщающего повторения с ИКТ по теме "Физические свойства стекла в литературном наследии М.В. Ломоносова (на примере "Письма о пользе стекла")". 9-й класс

Разделы: Физика, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные:
    • активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке;
    • повторить законы геометрической оптики  и физические свойства стекла;
    • актуализировать представление о проблематике и поэтике поэмы на примере анализа «Письмо о пользе стекла» М.В. Ломоносова.
  • Развивающие:
    • развивать умение применять свои знания для определения и  объяснения конкретных физических явлений в необычной ситуации;       
    • развивать филологическое и абстрактное мышление учащихся;
    • развивать монологическую и диалогическую речь;
    • развивать умение и навыки анализа стихотворного текста;
    • продолжить  формирование умения обобщать
    • формирование коммуникативной компетентности;
    • продолжать формирование убежденности учащихся в возможности познания законов природы путем раскрытия понимания ими явлений, фактов окружающего мира через  художественное слово;
    • развитие самостоятельности;
    • умение работать в группе,  оценивать личный и общий вклад в работу группы.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к поэтическому слову;
    • воспитывать чувство патриотизма;
    • формирование культуры общения.

Оборудование:

  • портрет М.В. Ломоносова;
  • тексты  «Письмо о пользе стекла» (Приложение 1)
  • раздаточный материал – инструктивные карты (Приложение 2)
  • бумага,  чертежный инструмент;
  • ВУП; 
  • плоскопараллельные стеклянные пластины; 
  • набор линз;
  • источники света;
  • экраны;
  • настольная лампа;
  • плоское зеркало;
  • оптические приборы: микроскоп, увеличительная труба, телескоп;
  • прозрачные разноцветные стеклянный сосуды; 
  • разноцветные стекла;
  • лего-модель автомобиля на солнечных батареях;
  • ПК для учащихся,
  • Интернет-ресурсы, на рабочем столе ПК учащихся текстовый документ «Письмо о пользе стекла».

Опережающее домашнее задание:

  • изучить текст дидактического послания «Письмо о пользе стекла», повторить размеры стихосложения, теорию трех стилей, жанровое своеобразие «Письма…»;
  • повторить законы геометрической оптики, построение изображений в зеркале и линзах, применение оптических приборов в жизни.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин.)   Слайд 1.

II. Актуализация знаний (5 мин.)  Слайд 2.

Учитель физики.  Сегодня наш бинарный урок по теме «Физические свойства стекла в литературном наследии  М.В. Ломоносова (на примере «Письма о пользе стекла»), посвящен обобщению и повторению раздела «Оптические явления» курса физики,  и темы «Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка» курса литературы, в рамках проведения фестиваля «300-летие со дня рождения М.В. Ломоносова». Мы с вами очередной раз убедимся, что «Мир един, хотя и многообразен», и применим полученные знания из различных областей науки на практике.  Слайд 3.

Учитель литер. Цель урока:
1. Повторить законы геометрической оптики и физические свойства стекла.
2. Актуализировать представление о проблематике и поэтике поэмы на примере анализа «Письма о пользе стекла" М. В. Ломоносова. Слайд 4.

Учитель физики. Слайд 5. Наш урок сегодня посвящен изучению деятельности М.В. Ломоносова – великого ученого, поэта, филолога, публициста, химика, физика, астронома, художника …

Учитель литер. Слайд 6. Первому человеку, который провел фундаментальные научные исследования по химии стекла, потребовавшие около четырех тысяч опытов, человеку, который начал своими руками осваивать в России технику мозаичного набора. Им восстанавливалась и совершенствовалась традиция «смальтоваров» Киевской Руси, за шесть веков до Ломоносов прославивших русскую культуру созданием бессмертных мозаичных творений.

Учитель физики. Слайд 7. Для ученого имели интерес только те научные работы, которые можно было воплотить в жизнь. Он добился внедрения разработанных им методов варки цветных стекол на Санкт-Петербургском стекольном заводе. Заводы, выпускавшие ранее кроме белого лишь зеленое и синее стекло, после Ломоносова начали выпускать многокрасочные изделия.

Учитель литер. Да, Ломоносов поистине был отцом новой русской науки и культуры. Он был гениальным сыном русского народа, горячо любящим свою страну. В нём воплотились лучшие черты, свойственные русскому народу: необыкновенная энергия и трудоспособность, железная сила воли, разносторонняя творческая одарённость, беззаветное служение народу.

Учитель физики. В своей научной деятельности Ломоносов всегда стремился поставить науку на службу человечеству, своему отечеству в первую очередь, старался сделать науку достоянием общества.

Учитель литер. Современное Ломоносову общество вследствие низкого уровня своего образования признавало за наукой действительно серьёзные заслуги только тогда, когда научные открытия имели непосредственное отношение к повседневной жизни и облегчали выполнение тех или других практических задач.

Учитель физики. Однако вернемся к истории открытия стекольного завода… В августе 1751 года Ломоносов уже решился представить императрице, через графа Воронцова, пробы мозаичных составов. Первый опыт вышел весьма удачным. Но правительство не утвердило этот проект; вероятнее всего, что затраты исчисленные Ломоносовым, показались несоизмеримо большими по сравнению с той пользой, которую могло принести это предприятие.

Учитель литер. Слайд 8. Но Ломоносов был не из числа людей, складывающих оружие при первой же неудаче.  И тогда ученый поэт решается изложить высоким слогом  важные свойства стекла через «ПИСЬМО О ПОЛЬЗЕ СТЕКЛА К ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬНОМУ ГОСПОДИНУ ГЕНЕРАЛУ-ПОРУЧИКУ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМУ ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАМЕРГЕРУ, МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КУРАТОРУ И ОРДЕНОВ БЕЛОГО ОРЛА, СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА И СВЯТЫЯ АННЫ  КАВАЛЕР»
“Письмо о пользе стекла”, своеобразного эстетического манифеста, в котором наука, промышленность, художество и поэзия выступают в нераздельной связи.

Ученик. О причинах, побудивших Ломоносова написать это стихотворение, рассказывали следующий анекдот. Однажды наш поэт, в кафтане со стеклянными пуговицами, обедал у И. Шувалова. Один из знатных людей, рассматривая знаменитого ученого, заметил эти пуговицы и, будучи, надо полагать, аккуратным последователем моды, не удержался от замечания, что таких пуговиц теперь больше не носят. Ломоносов возразил, что носит стеклянные пуговицы не по моде, а из уважения к стеклу, и наш ученый с таким воодушевлением стал рассказывать о пользе, приносимой стеклом в домашнем быту, в ремеслах, художествах, науках и так далее, что хозяин пришел от этих изъяснений в восторг и просил его написать все это в стихах. Ломоносов исполнил его просьбу.

Учитель физики. Слайды 9-10. В 1750 году наш учёный вместе с Шуваловым был принят государыней в Царском Селе, при этом она оказала ему «Высочайшую монаршескую милость». Ломоносов был уверен, что его покровитель и друг И. Шувалов замолвит за него доброе словечко. Расчёт оказался верным, и поездка в Москву увенчалась полным успехом. 15 марта 1753 года состоялось именное повеление, в котором жаловалась Ломоносову фабрика.

Учитель литер. Основным мотивом  научного  труда  М.В. Ломоносова  была бескорыстная жажда постижения законов природы. В «Письме о стекле» ученый обращает внимание на физические свойства стекла, которые нашли широкое применение в быту.

Учитель физики. Слайд 11. Источниками физических знаний являются наблюдения и опыты. М.В Ломоносов в  своих трудах писал: «Один опыт я ставлю выше 1000 мнений, рожденных воображением». И сейчас вы, работая в группах  (10-12 минут) и следуя указаниям инструктивных карт,  представите результат вашей работы по исследованию физических свойств стекла, их описанию в «Письме о стекле»  в течение 5-6 минут. В процессе работы вы заполняете оценочные ведомости (Приложение 7) и инструктивные карты

III. Работа в группах по инструктивным картам. Слайд 12.

Задания:

Группа №1.

Тема: «Прозрачность, твёрдость, прочность, хрупкость стекла» (Приложение 2)

  • Найдите отрывки в тексте оды, где повествуется о прозрачности, твёрдости и прочности стекла, и выразительно прочитайте их.
  • Приведите примеры использования этих свойств стекла в быту (продемонстрируйте и объясните).
  • Рассказать о реформах стихосложения М.В. Ломоносова. Определить размер стиха дидактического послания М.В. Ломоносова «Письмо о пользе стекла».

Группа №2.

Тема: «Физическое свойство стекла – теплопроводность» (Приложение 2)

  • Найдите отрывок в тексте оды, где повествуется о теплопроводности стекла. Выразительно прочитайте его.
  • В чем заключается суть явления теплопроводности стекла? Приведи примеры применения данного свойства стекла в быту.  Как используются оконные стекла в качестве солнечных батарей. Продемонстрируйте работу Легоавтомобиля на солнечных батареях.
  • Определите способы рифмовки. Ответ обоснуйте.

Группа №3.

Тема: «Отражательная способность стекла» (Приложение 2)

  • Найдите отрывок в тексте оды, где повествуется об отражательной способности стекла, и выразительно прочитайте его.
  • Постройте изображение в плоском зеркале, дайте его характеристику. Какие законы геометрической оптики вы использовали? Применение зеркал в быту.
  • В чём заключалась жанрово-стилевая реформа М.В. Ломоносова? Определить жанр «Письма о пользе стекла».

Группа №4.

Тема: «Преломление световых лучей» (Приложение 2)

  • Найдите отрывок в тексте оды, где повествуется о преломляющей способности стекла, и выразительно прочитайте его.
  • Постройте: – ход световых лучей при переходе из одной среды в другую;– изображения в линзах, дайте их характеристику. Какие законы геометрической оптики вы использовали? Какое свойство линз позволяет широко использовать их в оптических приборах?
  • Каким стилем написано «Письмо о пользе стекла»? Обоснуйте ответ.

IV.  Результаты исследования групп

Группа №1. (Приложение 3) Слайды 13-16
Группа №2. (Приложение 4) Слайды 17-20
Группа №3. (Приложение 5)  Слайды 21-25
Группа №4. (Приложение 6) Слайды 26-31

V.   Итоги урока (5 мин.) Слайд 32.

Учитель физики. Спасибо всем за работу. Вы показали хорошие знания по физике и литературе. Мы с вами еще раз убедились как велико значение слова, которым можно растревожить умы, заставить посмотреть на предмет другими глазами, принять его значимость. Что и сделал М.В. Ломоносов, описав физические свойства стекла высоким штилем.

Учитель литер. Изучая стекло, наш соотечественник никогда не думал использовать результаты своей деятельности в личных интересах. Наоборот, он стремился как можно скорее поделиться с другими плодами своих трудов, сделать их достоянием народа и принести пользу своей Родине.

Учитель физики. Какова же проблематика «Письма о пользе стекла»?

Дети: Патриотизма, радения за российскую науку и просвещение, проблема значимости стекла.

Учитель литер. По словам самого Ломоносова, цветное стекло было практического применения одним из его главных увлечений. Но творил он не ради славы, а для блага России.