Урок по теме "Осанка. Нарушение осанки"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (261 кБ)

Загрузить презентацию (203 кБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: создать условия для формирования общих представлений об осанке и факторах, влияющих на ее формирование.

Задачи:

  • Образовательная:  раскрыть влияние физических упражнений на формирование опорно-двигательной системы; разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия; познакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки.
  • Развивающая: развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность учащихся.
  • Воспитательная: формировать у обучающихся стремление к здоровому образу жизни, выполнении ФУ как неотъемлемой части здоровья и красоты тела (организма), стимулировать интерес к развитию физических возможностей и способностей в каждом обучающемся.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: интегрированный с ЛФК

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, модель скелета человека, инструктивные карты, коврики, гимнастические палки, сантиметровая лента.

Подготовительная работа: участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения учащихся класса.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент: сообщается тема и цели урока.

2. Актуализация опорных знаний

(Работа с моделью скелета человека)

Обучающиеся называют и определяют:

– Функции позвоночника
– Отделы позвоночника
– Строение позвонка и вид соединения между ними
– Что такое осанка и почему она бывает правильной  или неправильной, от чего это зависит?

Обо всем этом мы поговорим и изучим на сегодняшнем уроке.

3. Изучение нового материала

Учитель: Осанкой принято называть способность человека держать свое тело в различных положениях. Осанка может быть правильной и неправильной. Особую роль в жизни человека играет позвоночник. Его состояние очень важно для здоровья всего организма. По внешнему виду человека, его походки, положению головы и туловища, можно говорить о тех или иных нарушениях опорно-двигательного аппарата.
Заболевания позвоночника занимают одно из первых мест среди школьников. Особенно это актуально для нашей школы-интернат, где обучаются дети  с нарушениями опорно-двигательного аппарата, мы учимся и одновременно получаем лечение.

Согласно данным медицинской части за 2012-2013 год:

Распределение детей по патологии (в %)

  • нарушение осанки – 20%; сколиоз  I-II степени – 41%; сколиоз III-IV степени – 15%;

Распределение детей со сколиозом по локализации дуги:

  • правосторонний грудной сколиоз – 33%;
  • левосторонний грудной сколиоз – 7%;
  • левосторонний поясничный сколиоз – 11%;
  •  S-образный сколиоз14%;
  • левосторонний грудопоясничный сколиоз – 13%;
  • правосторонний грудопоясничный сколиоз – 13%;
  • кифоз грудного отдела – 8%;

Сообщение первого ученика (осанка человека и ее значение)

Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать прямо корпус и голову. У человека с правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах.
(Демонстрируем свою осанку перед зеркалом).
Равномерно выражены физиологические изгибы позвоночника, надплечья, соски, лопатки, ягодичные складки расположены на одном уровне. Треугольники талии выражены одинаково с обеих сторон. Линия остистых отростков позвонков прямая.
Человек, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов.

Сообщение второго ученика (факторы, способствующие развитию правильной осанки)

Осанка вырабатывается в процессе роста и развития ребенка. На характер осанки большое влияние оказывает позвоночник. Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища. Дефекты осанки и искривление позвоночника могут возникнуть еще в грудном возрасте. Причин, вызывающих нарушений осанки, много. Одни из них определяются состоянием здоровья и физическим развитием ребенка, другие – окружающей его обстановкой. Среди всех факторов и причин важную роль в формировании правильной осанки играет полноценное питание. Недостаток витаминов, минеральных солей отрицательно отражается на состоянии скелета и мышц ребенка и предрасполагает к развитию плохой осанки. Наиболее частой причиной возникновения нарушения осанки является слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. Постоянное ношение малыша на одной руке, попытка слишком рано сажать, ставить на ножки или учить ходить ребенка, слишком мягкая и провисающая постель, ведение ребенка во время прогулки за одну и ту же руку, не соответствующая росту ребенка мебель, одежда; неправильная поза за столом, чтение и рисование в постели, ношение портфеля в одной и той же руке, езда на велосипеде для взрослых под рамой, привычка стоять с опорой на одну ногу, продолжительная болезнь (рахит) или частые заболевания, ослабляющие организм, не соблюдение режима дня (пассивный отдых, отсутствие прогулок, гиподинамия) и многое другое способствует формированию неправильной осанки.

Сообщение третьего ученика (виды нарушения осанки)

Самое распространенное нарушение осанки – сутулость. У сутулого человека опущены голова, плечевые суставы сведены вперед, грудь плоская, спина кругая, лопатки крыловидные. Кифотическая осанка характеризуется усилением шейной и поясничной кривизны. При лордотической осанке резко выражена изогнутость позвоночника вперед в поясничном отделе. А выпрямленная осанка (плоская спина) характеризуется малой выраженностью изгибов позвоночника. В начале нарушения осанки не вызывают изменений в позвоночнике. Но если неправильная поза становится привычной, а причины, способствующие поддержанию неправильной позы, не устраняются, то возникают изменения в позвоночнике. Развивается сколиоз. Сколиоз – это боковое искривление позвоночника. Кроме бокового искривления, при сколиозе образуется реберный горб. Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Врожденный сколиоз чаще всего связан с аномалией развития позвоночника: лишние позвонки, лишние ребра, аномалия поперечных отростков, слияние дужек и отростков, незаращение дужек, клиновидные позвонки и т.п. Врожденные сколиозы составляют около 5%, а остальные 95% возникают в процессе роста и развития организма.

Индивидуальная с инструктивными карточкам и текстом учебника   с.57-58 (Биология 8 класс А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш 2011г)

Прочитать и вставить в тексте пропущенные слова.

При правильной осанке естественные __________позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены __________, плечи на одном уровне и слегка___________, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо ________, походка красивая. Развитие мускулатуры влияет на развитие скелета. К нарушения осанки приводят: питание ___________, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное – ________распределение нагрузки на тело. Частая причина нарушения осанки – __________посадка за партой. Это приводит к  _________– боковым искривлениям позвоночника, развитию сутулости и впалой груди . У взрослых сколиоз развивается в результате длительных ассиметричных нагрузок на мышцы спины. Подвижность позвоночника резко уменьшается, повышается утомляемость. Нарушением осанки являются лордоз и кифоз. Лордоз проявляется деформацией позвоночника в ________отделе, возникает из-за перерастяжения мышечно-связочного аппарата. В результате тело отклоняется назад, перегибаясь в пояснице.  Лордозу сопутствует опущение внутренних органов, нарушается их работа. Кифоз – развивается _______виде спины или в грудном отделе позвоночника и называется горбом. Причиной служит поражение позвонков туберкулезным процессом.

Изгибы
Симметрично
Развернуты
Развиты
Неполноценное
Неравномерное
Неправильная
Сколиозу
Поясничном
Круглой

Практическая работа по определению правильности осанки и гибкости позвоночника (работа в группах)

Тест №1

  1. Измерить расстояние между правым и левым плечом со стороны груди (А); со стороны спины (Б).
  2. Полученный первый результат разделить на второй. Если получается число, близкое к 1 или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше 1 говорит о нарушении

Тест №2

  1. Встать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Между стеной и поясницей попробовать просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Тест № 3

Гибкий ли ваш позвоночник?

  • Встать на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, максимально наклониться вперед, пытаясь дотянуться пальцами до нижнего края опоры. А если удастся, то опустить руки ниже ее
  • С помощью линейки измерить расстояние от кончика среднего пальца до опоры.
  • Если пальцы оказались ниже ее, поставит знак «+», если не дотянулись, Знак «–»
  • Результаты считаются отличными, если у мальчиков они равны +6 – =9, а у девочек +7 – +10. все остальные результаты следует оценить как хорошие, а отрицательные – как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.

4. Выводы-рекомендации по сохранению и выработке правильной осанки:

  1. Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной.
  2. Избегать неправильных поз.
  3. Стоять и выполнять различную работу следует так же с максимально выпрямлено спиной.
  4. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
  5. Спать на жесткой постеле и  небольшой подушке.
  6. При подъеме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину. И держать груз поближе к туловищу.
  7. Не следует поднимать большие грузы особенно рывком и с поворотом туловища.
  8. Не следует носить портфель  в одной руке.
  9. В рацион питания включать продукты богатые кальцием, фосфором, другими микроэлементами D и A.

5. Домашнее задание: §12, составить комплекс физических упражнений для утренней зарядки

6. Рефлексия  Работа по выполнению логических тестов

7. Интеграция с  ЛФК  – выполнение Базового  комплекс упражнений при сутулости и кифотических деформациях позвоночника (составлен ст.н.с. отд. реабилитации ЦИТО, Цыкуновым М.Б.) (Приложение 1)