Условия эффективного обучения русскому языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья в СКОУ VII-го вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.

 Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет.

Специальные (коррекционные) классы VII вида являются формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе в системе основного общего образования.

“Педагогические условия – это среда, обстоятельства, в которых реализуются педагогические факторы”, – отмечает М.Е. Дуранов.

Для эффективного решение коррекционных, развивающих, образовательных и воспитательных задач при обучении детей с задержкой психического развития, требуется не только профессиональная подготовка и педагогическое мастерство учителя, но и понимание им причин трудностей обучения и личностных особенностей каждого ученика, умение учителем осуществлять индивидуально-коррекционный подход к ребенку.

Известно, что обучение в школе опирается на тот жизненный опыт, те наблюдения и знания об окружающей действительности, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте. К обучению в школе ребенок должен быть не только готов психологически, но и владеть определенным запасом элементарных, в основном, практических знаний, которые служат предпосылкой для овладения основными науками. Так, для овладения русским языком в школе необходимо, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте создались определенные предпосылки к его усвоению в виде элементарных практических обобщений в области языка: звуковых, морфологических, лексических, грамматических; сформировались элементарные фонематические представления; сложилось умение производить несложный звуковой анализ; дифференцировать звуки речи, различать и выделять их в слове, определять их число и последовательность в простых словах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при обучении русскому языку учащихся с ОВЗ, необходимо создавать специальные условия обучения, с целью эффективного усвоения программного материала.

Опыт работы показывает, что применение технологии коррекционно-развивающего обучения русскому языку, создание оптимальных условий для развития и коррекции познавательной сферы учащихся, организация индивидуализированной помощи учащимся с ЗПР на основе комплексной психолого-педагогической диагностики делают возможным эффективное усвоение школьной программы вне зависимости от организационных форм обучения.

Прежде всего, перед учителями стоит задача возродить у ребенка утерянную веру в свои познавательные возможности, пробудить, а если он впервые становится школьником, поддержать или сформировать желание учиться. Успех формирует у детей веру в себя.

Далее очень важно, чтобы учителя к работе в системе коррекционно-развивающего обучения с детьми с ЗПР были подготовлены, имели специальные знания и умения для осуществления фронтального и индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения. Ведение уроков в школах, в классах для детей с ЗПР требует от учителя большого внимания. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях.

Кроме этого, педагог должен быть готов к тому, что процесс обучения русскому языку в СКОУ имеет специфику, связанную с тем, характер обучения таких детей должен иметь личностно-ориентированную направленность, комплексное обоснование (квалификацию нарушений) и прогнозирование (планирование комплексной индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с каждым школьником) на основе медицинских и психолого-педагогических данных.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что успешность обучения школьников с задержкой психического развития зависит от деятельности взрослых, осуществляемой в двух взаимосвязанных направлениях: от формирования полноценного общения ученика с учителями и от создания условий и использования технологий, благоприятствующих коррекционной работе по развитию познавательной деятельности, учебных знаний, умений, навыков ребенка.

Обучение, в котором учитываются особые возможности здоровья и личностные особенности школьников с ЗПР, обеспечивает усвоение комплекса разносторонних знаний и умений. Кроме того, правильно организованное обучение способствует повышению познавательной активности, воспитывает у детей трудолюбие, в какой-то мере самостоятельность, в значительной степени корригирует недостатки функционирования познавательной и эмоционально – волевой сфер.

Литература:

  1. 1. Афанасьев Ю.А., Гапцарь О.А. Коррекция недостатков психического развития на уроках русского языка в классах КРО.– Журнал “Воспитание и обучение детей с нарушениями развития” № 6, 2005.
  2. 2. Дуранов, М.Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / М.Е. Дуранов, В.И. Жернов, О.В. Лешер. – Челябинск: ЧГПИ, 1996. – 315 с.
  3. 3. Основы коррекционной педагогики. А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, 4. Н.В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Мздательский центр “Академия”, 1999. – 280 с.