Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки [н], [н'], буква “н”. Чтение слогов и слов с буквой “н”"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формирование умения выделять звук в слове;
  • формирование умения находить слова с заданным звуком;
  • формирование умения различать звуки и буквы: буква как знак звука;

Оборудование: презентация, разноцветные магниты, схемы-человечки, портрет С.Я.Маршака, выставка книг.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Актуализация знаний. Речевая разминка.

Упражнения:

– на развитие дыхания (“Подуй на пушинку”);
– для щек (“Надуй шарик”);
– для губ (“Красные губки”, “Грустно-весело”),
– для языка (“Проколю щеку”, “Трубочка”, “Колечко”).

– Чем мы занимаемся на уроках обучения грамоте?
– Давайте сыграем в игру “Найди лишнее”. 4
– Посмотрите на доску.
– Какая буква лишняя: и, г, Р, т?
– Какой слог лишний: та, ро, пы, ги? (Ги в этом слоге [г’] – мягкий.)
– Какое слово лишнее: тара, Рита, Ира, Отто? (тара – это не имя.)

Какие бывают звуки?

Давайте откроем учебники на с. 50 и запланируем, что нам предстоит сегодня сделать на уроке. 6 1

План. 3 2

  1. Работа с рисунками.
  2. Составление схем слов.
  3. Выделение звуков в слове.
  4. Знакомство с новой буквой.
  5. Чтение слогов, слов и предложений.
  6. Чтение текста.
Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника.

II. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. 1. Работа в “Букваре” 1 1

– Я вам загадаю загадку, а отгадку вы найдёте на с. 50 “Букваря”.

На листочке, на страничке – 
То ли точки, то ли птички. 
Все сидят на лесенке 
И щебечут песенки.
(Ноты)

– Посмотрите, на картинке в “Букваре” много нот? (Одна.)
– Составим схему этого слова.
– Определим, сколько в слове гласных, сколько слогов.
– Произносим первый звук, с которого начинается это слово.
– Что можно рассказать об этом звуке? Он гласный или согласный? Почему?
– Что можно определить у согласного звука? (Мягкий или твёрдый, звонкий или глухой.)
– Проговорим ещё раз это слово.
– Назовите первый звук. (Звук [н] – звонкий, твёрдый.)
– Какого цвета кружок нам понадобится для обозначения этого звука?

(По ходу анализа заполняем схему, ставим синий кружок на первое место в схеме, больше в схеме ничего не анализируем.)

– Отгадайте вторую загадку.

Низкорослой он породы.
Не боится непогоды.
Высотою метр в холке.
Умный взгляд, крутая челка,
Пышный хвост, густая грива…
Резв, активен он в забеге –
Под седлом или в телеге. 
Долькой яблока с ладони
Угостите крошку …
(Пони.)

– Составим схему этого слова.
– Определим, сколько в слове гласных, сколько слогов? Какой ударный?
– Назовите первый слог: [по].
– Назовите второй слог: [н’и]. Произнесите только согласный звук в этом слове.
– Что про него можно сказать? (Согласный, мягкий.)
– Какого цвета кружок нам понадобится для обозначения этого звука?
Что нового мы сейчас для себя открыли?
– Итак, согласные звуки [н] и [н’] – это звуки звонкие или глухие?

([н’], [н] – звонкие.)

– Посмотрите на букву. Какие звуки она обозначает?

Схема – “человечек”: дети дорисовывают колпачок-звоночек, раскрашивают один башмачок синим, другой зелёным цветом.

– На какие уже изученные буквы она похожа? Чем?
– Сравните печатную и письменную буквы н.
– Что напоминает буква н?

(Висящий гамак между деревьями, сетку для игры в волейбол и т.д.)

– Давайте назовем детей нашего класса, в чьих именах встречаются звуки [н’], [н].
– Полина, Мансур, Даниил, Данила, Александра, Никита, Ксения, Анастасия, Марина.
– Назовите слова, которые начинаются с буквы н.

Загадка про нос и фразеологизмы (устойчивые выражения).

Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос.)

Зарубить на носу – запомнить
Задирать нос – зазнаваться
Водить за нос – обманывать
Вешать нос – унывать
Говорить под нос – тихо говорить
Нос не дорос – мал ещё
Утереть нос – доказать

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III. Применение нового знания. 1. Работа в “Букваре”. 2 3

– Посмотрите на страницу “Букваря”.
– Прочитайте только столбики.
– Есть ли столбик, где все согласные звуки мягкие?
– Отметьте их зелёными точками.

2. Чтение слов.

1) Чтение слов правого столбика второго ряда.
– Что обозначают эти слова? Когда так можно сказать?

2) Дочитывание слов из левого столбика.
– Прочитайте первое слово. (Ран и т.д.)
– Какую из четырёх букв нужно добавить, чтобы получилось слово? (О или А.)

Ученики допечатывают букву, читают получившееся слово.

Проводят звуковой анализ слова (у доски).

РАНА ТИНА ПОРА ПОНИ

3. Чтение предложения. 2

Сначала читают про себя, затем вслух. Вопросы после чтения.

О ком это предложение?
– Как зовут девочек?
– Какие одинаковые буквы есть в именах?
– Почему слова написаны с большой буквы?
– Подчеркните заглавные буквы красным цветом, в слове Инна две буквы НН. Это правила русского языка!
– Как ласково можно назвать этих девочек?
– Обратите внимание на запятые. Имена девочек перечисляются, поэтому стоят запятые.
– Какой знак стоит в конце?
– А ещё в этом предложении есть знак тире. Он показывает, что при чтении в этом месте надо сделать паузу.
– Прочитайте ещё раз предложение с интонацией перечисления и с паузой.

ФИЗМИНУТКА

4. Чтение отрывков из стихотворения С. Маршака “Цирк” (с. 51). 1 1 3

1) Работа с текстом до чтения.
– Вы читали произведения С.Я. Маршака?

Замечательная сказка “12 месяцев”, стихи “Детки в клетке” известны детям по программе детского сада.

– Сегодня отправимся вместе с поэтом в цирк.
– Вы прослушайте стихотворение и постарайтесь понять, кто больше всего поразил автора.

2) Работа с текстом во время чтения.

Дети читают про себя.

– Кто больше всего поразил автора, кому он больше всего посвятил слов в стихотворении?

а) Перечитывание с целью найти ответ на этот вопрос и уточнить всё об артистах цирка.

Чтение стихотворения учителем сопровождается показом картинок с героями или ассоциативным рядом: медаль (всемирный чемпион), гиря, пони, борец, танцующие фигурки львов и т.д.
Литавры, пингвин, фрак, еноты, ноты – все картинки нужно выставлять по кругу, чтобы имитировать цирковую арену.

Словарная работа.

Жонглер – затейник, название происходит от французского слова “игра”, может перекидывать несколько предметов одновременно.
Акробат – артист цирка, выполняющий различные гимнастические упражнения, иногда под куполом цирка.
Атлет – слово пришло из греческого языка, здоровяк, борец, человек крепкого телосложения.
Литавра – ударный музыкальный инструмент, похожий на барабан.
Тарелки – ударный музыкальный инструмент.

– Так кто же поразил рассказчика в цирке, кому он посвятил больше всего слов? (Пингвин. Он дирижирует, управляет таким огромным оркестром артистов, у него даже есть помощники. Кто догадался, почему?)
– Всё это называется цирком!
– Для кого выступают артисты цирка? (Для школьников Москвы. Они весёлые, счастливые.)

б) Перечитывание. Обучение выразительному чтению, которое сопровождается движениями.

Дети читают по строчке. Можно инсценировать строчки про пингвина.

– Итак, начинаем цирковое представление, у нас огромная труппа. У нас целая программа циркового представления.

Наша цель при чтении: читаем, воспроизводим, принимаем участие в коллективной работе, сопереживаем, подхватываем ритм, инсценируем.

Повторное декламирование.

3) После чтения.
– Кто из артистов больше понравился вам?
– А мне понравились самые скромные еноты, которые перелистывали ноты. У них важная работа, оркестр не смог бы играть, если бы они не перелистывали ноты пингвину. А ещё понравились (форсируем звуки [н] и [н’]) пингвин, жонглёры, канатоходец, кони, пони, Иван.
– Догадайтесь, почему? (В этих словах есть звуки [н], [н’].)

ТООУ
IV. Домашнее задание. Рекомендации (по желанию) – Кому захотелось выучить наизусть понравившееся стихотворение?
– Выучите. Во вторник мы вас послушаем.
Нарисуйте предметы, в назывании которых встречаются звуки [н’], [н].
 
V. Итог. Рефлексия. – Что нового для себя сегодня открыли?
– Чему учились?
– Что у вас получилось сегодня лучше всего?
– Как бы оценили своё настроение по окончании урока?
– Давайте отметим ваше настроение в дневнике.

Спасибо работу на уроке! Молодцы!