Дифференциация звуков "с-з" в слогах, словах

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы работы

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Оргмомент – Здравствуйте ребята!

Прозвенел звонок для нас,
Поработаем сейчас,
Звуки будем говорить, слушать их внимательно,
Буквы будем мы писать, правильно, старательно!
Тихонечко садитесь на свои места.

Приветствуют логопеда, готовятся к занятию!
2. Сообщение темы – Ребята, сегодня к нам  на занятие пришли гости, а кто пришёл, вы узнаете, когда отгадаете загадки.

Это кто так громко лает,
Никого в дом не пускает,
Злая видимо, однако,
Ведь зовут её ...? (Собака)

– Правильно, ребята, это собака, но собачка пришла не одна, послушайте следующую загадку:

Зимой беленький,
Летом серенький,
Никого не обижает,
А сам всех боится... (заяц)

– Вместе с собачкой пришёл и зайка к нам на занятие.
– Ребята, скажите, какой звук стоит в начале слова собака? А в начале слова заяц?
– Кто догадался, какая тема нашего урока?
– Тема нашего урока: "Звуки "с-з", Буквы С,З".
– Сегодня на уроке мы научимся с вами различать звуки "с-з", вспомним как пишутся буквы С,З. Запишите тему урока в тетрадь.

Слушают логопеда.  Отгадывают загадки.
Звук "С". "Звук "З". Записывают тему урока в тетрадь.
3. Мотивация – Ребята, скажите, что любит есть собака? А заяц?
Собачка и зайчик, приготовили для вас много разных и интересных заданий, за выполнение которых, вы будете получать от них жетоны-косточки и жетоны-морковки, а в конце урока вы подсчитаете свои жетоны и оцените свою деятельность по следующим критериям:

10 жетонов – "5",
8 жетонов – "4",
6 жетонов – "3",
4 жетона – "2".

– Косточки, мясо.
– Морковку.
4. Артикуляционная гимнастика Итак, ребята, заяц приготовил для вас гимнастику, он считает, что  для того чтобы произносить все звуки правильно, нужно выполнять  упражнения для губ и языка.

Упражнения для губ:

Улыбка

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи! 

Хоботок

Подражаю я слону — губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Улыбка-Хоботок

Для языка:

Иголочка

Язык иголочкой тяну,
Не подходи! Я уколю!

Горка

Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!

Киска сердится

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко –
Поцарапать может киска!

Выполняют упражнения по инструкции логопеда.
5. Анализ артикуляции звуков – Следующее задание "Расскажи о звуках" для вас приготовила собачка.
Она хочет проверить вас, знаете ли вы, как произносятся звуки "С-З". Знаете ребята? Давайте расскажем собачке, Когда мы произносим звук "с", наши губы улыбаются или округляются? Зубы сближены или отдалены? Где находиться кончик языка?  Какая воздушная струя: плавная или прерывистая, теплая иди холодная, направлена вниз или вверх? Работают ли голосовые связки?

Аналогично дается анализ артикуляции звука "З".

– Ребята, скажите, что общего в произношении звуков? А чем эти звуки отличаются?
– Молодцы, ребята, собачке понравились ваши ответы, поэтому она раздает вам жетоны-косточки.

– Когда мы произносим звук "С" наши губы улыбаются, зубы сближены, кончик языка находится за нижними зубами. Воздушная струя плавная, холодная, направлена вниз.
Голосовые связки не работают, звук глухой.
– Когда мы произносим звук "З" наши губы улыбаются, зубы сближены, кончик языка находится за нижними зубами. Воздушная струя плавная, холодная, направлена вниз.
Голосовые связки работают, звук звонкий.
– Когда мы произносим звуки "С-З" наши губы улыбаются, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубки, воздушная струя плавная, холодная, направлена вниз.
– Отличаются тем, что когда мы произносим звук "С" голосовые связки не работают, а когда мы произносим звук "З" – работают.
6. Характеристика звуков по опорной схеме. – Посмотрите на схему, которую подготовил заяц.
– Скажите, звук "С" – гласный или согласный? твердый или мягкий? звонкий или глухой?
(Звук "З" разбирается аналогично по схеме).
– Вы правильно рассказали о звуках, поэтому заяц раздает вам жетоны – морковки.
– Звук "С"– согласный, твердый, глухой.
Звук "З" – согласный, твердый, звонкий.
7. Закрепление звуков в изолированном виде. – Собачка приготовила для вас картинки, скажите, что это? Когда воздух выходит из насос, как он шумит? – Произнесите звук "С" прерывисто (плавно).
– Посмотрите на следующую картинку, кто это? Как звенит комарик?
– Собачке нравится как вы произносите звуки, за это вы получаете от неё жетоны.
– Насос. С-С-С-С. СССССС.
– Комар. ЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
8. Дифференциация букв С, З. – Зайка, приготовил для вас буквы. Скажите, что за буква изображена на слайде? На что похожа буква С?

Полумесяц в небе тёмном,
Буквой С повис над домом.

– Скажите, а это что за буква? На что похожа буква З?

На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3.

– Ребята, посмотрите как пишется буква С заглавная, буква  с строчная. Скажите, сколько элементов в букве С? В какую сторону смотрит буква?
– Посмотрите как пишется буква З заглавная, буква з – строчная.
– С какой буквой мы можем перепутать букву З?  Да, с буквой Е, только буква З смотрит влево, а Е – вправо.
– Ребята, теперь по очереди, напишите пальцем буквы С,З на спине соседа по парте. У кого будут писать буквы, должны отгадать, какую букву написали.
– Теперь возьмите верёвочки, первый ряд выкладывает из этой веревочки букву С, второй ряд – букву З. Молодцы ребята!
– А сейчас ребята, мы запишем буквы С,З в тетради, но прежде чем записать эти буквы, мы сделаем пальчиковую гимнастику, разомнем наши пальцы.

Упражнение "Осы"

– Каждым пальчиком выполняем круговые движения по часовой стрелки под стихотворение:

Осы любят сладкое,
К сладкому летят,
И укусят осы,
Если захотят.

– Возьмите ручки, откройте тетради, положите их правильно, под наклоном, спинку держим прямо, пишем строчку буквы С,с, строчку буквы З, з.
– Зайке понравилось, как вы написали буквы, и за это он раздает вам жетоны  и предлагает вам отдохнуть.

– Буква С. Она похожа на месяц, недописанную букву О.

 

 

 

– Буква З. На цифру 3.
– В букве С один элемент – полуовал. Буква С смотрит вправо.
– Букву З мы можем перепутать с буквой Е.
– По очереди пишут друг другу на спине буквы С,З. Выкладывают буквы из ниток.

 

 

 

Повторяют движения за логопедом.

 

 

 

Записывают буквы в тетрадь.

9. Физкультминутка – Встаньте из-за своих парт, повторяйте движения за мной.

Вышел зайчик погулять. 
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.) 
Вот он скачет вниз по склону, 
Забегает в лес зелёный. 
И несётся меж стволов, 
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.) 
Зайка маленький устал. 
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.) 
Замер зайчик средь травы 
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.) 

Повторяют движения за логопедом.
10. Развитие фонематического слуха – Ребята, собачка предлагает вам поиграть в игру "Поймай звук".
– У вас на парте лежат карточки с буквами, сейчас я буду произносить звуки, а вы если услышите звук "С" – поднимите карточку с буквой С, а если услышите звук "з", поднимите карточку с буквой З. Слушайте внимательно.
– Тем ребятам, которые поймали все звуки и обозначили их буквами, собачка раздает жетоны-косточки.
– Определяют наличие звуков, обозначают их буквами.
11. Дифференциация звуков и букв  в слогах, словах. – Зайчик предлагает поиграть вам в игру "Доскажи словечко".
– На слайде будут появляться слоги, вам нужно будет выбрать к этому слогу, слог ЗА или СА, и произнести слово, которое получиться.

Ли.., ко.., гла.., ко.., гро.

– Ребята, какие два интересных слова вы встретили? Эти слова отличаются одним звуком.
– Правильно, это слово КОЗА и слово КОСА. Кто такая коза? Что такое коса? А еще, какое значение есть у этого слова?
– Сделаем с вами разбор этих слов. В слове КОЗА сколько слогов? Сколько гласных?
– Какое правило вы знаете? Назовите первый звук в этом слове, фишкой какого цвета мы его обозначим? Назовите второй звук в этом слове, это гласный или согласный, фишкой какого цвета мы его обозначим? Назовите третий звук в этом слове, это гласный или согласный, твердый или мягкий,  фишкой какого цвета мы его обозначим? Назовите четвертый звук в этом слове, это гласный или согласный, фишкой какого цвета мы его обозначим? Какой наш звук, над которым мы работаем сегодня на занятии, встречается в этом слове?
(Аналогично разбирается слово КОСА).
– Ребята, следующее задание для вас приготовили наши гости, называется оно "Рассели животных".
– Скажите, собачка это, какое животное? А заяц? Сейчас на слайде будут появляться картинки с животными, вам нужно будет назвать это животное, определить есть ли в их названиях звуки "с-з", сказать, где находятся эти звуки: в начале, в середине, в конце слова; и определить, к кому в группу пойдет это животное.
Слова: бизон, лиса, коза, собака, кошка, свинья.

 

 

– Лиса, коза, глаза , мимоза, коса, гро..

– Коса, коса.
– Коза – это домашнее животное.
– Коса – инструмент, которым косят траву; прическа у девочек.
– В слове коза – 2 слога, 2 гласных. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Звук "К" – согласный, твердый, обозначим его фишкой синего цвета.
Звук "О" – гласный, обозначим фишкой красного цвета.
Звук "З" – согласный, твердый, обозначим фишкой синего цвета.
Звук "А" – гласный, обозначим фишкой красного цвета.

– Собака – это домашнее животное, заяц – дикое.

12. Итог урока – Ребята, какие звуки мы учились с вами различать? Что общего в произношении этих звуков? Чем они отличаются? Отвечают на вопросы.
13. Оценка – Ребята, подсчитайте жетоны и оцените свою работу.
– Попрощайтесь с нашими гостями. Спасибо за урок! Всего доброго!
Подсчитывают количество жетонов и оценивают свою работу.