Прямая и обратная пропорциональные зависимости

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (851 кБ)


Цели:

  • Обучающие:
    • ввести понятия прямая и обратная пропорциональные зависимости;
    • изучить алгоритмы решения задач по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»;
  • Развивающие:
    • использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания;
    • развивать умение обобщать, конкретизировать;
  • Воспитательные:
    • расширение кругозора и развитие интереса к предмету посредством привлечения практико-экономической составляющей.

Аудитория: 6 класс.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

СЛАЙД 1:

Учитель: Перед Вами молодая семья. Им нужно сделать бюджетный ремонт в ванной комнате. Предлагаю Вам помочь им, используя те знания, которые у Вас есть.

III. Устная работа

Учитель: Проверим Ваши знания».
– Что такое отношение?
– Что показывает отношение?

Учитель: Вспомним, если значения двух величин выражены одной и той же единицей измерения, то их отношение называют также отношением этих величин. Отношением масс, отношением длин и т.д.
– Что такое пропорция?
– Основное свойство пропорции?

IV. Актуализация знаний

СЛАЙД 2:

Учитель: Из каких этапов состоит ремонт в ванной комнате? (спросить детей, выслушать их варианты, повторить, что семья молодая и ремонт бюджетный, совместно придти к следующему плану)

План ремонта:

  • Покрасить потолок. Купить краску.
  • Купить плитку наиболее экономичную.
  • Нанять бригаду, которая выполнит работу быстрее.

План постепенно, по мере рассуждений появляется на слайде. После, вывешивается на доске (заранее распечатать каждый этап).

СЛАЙД 3:

Учитель: 3 кг потолочной краски в среднем стоят 250 рублей. Им необходимо приобрести 9 кг краски. Сколько будет стоить покупка?

Рассуждают дети. Появляется ответ (750 рублей).

СЛАЙД 4:

Появляется схема:

Учитель: Посмотрите на схему, заметили ли Вы зависимость?
Масса краски увеличилась в 3 раза, соответственно стоимость то же увеличилась в 3 раза. Показать стрелки.
Обратить внимание на направление стрелок.
Во сколько раз увеличивается масса краски, во столько же раз увеличивается её стоимость, при условии, что цена на товар остается неизменной.

СЛАЙД 5:

Учитель: Значит, отношение значений одной величины и отношение значений другой величины по отношению к друг другу?

Рассуждают дети, приходят к ответу: будут равны.

Учитель: Вывод: Отношения соответствующих значений этих величин равны.

Учитель: Напомните, что такое пропорция? Следовательно, пропорция верна.

СЛАЙД 6:

Учитель: Первая бригада состоит из 8 человек, они могут выложить плитку за 3 дня. Сколько дней будет выполнять эту же работу вторая бригада, работая с той же производительностью труда, состоящая из 4 человек?

Рассуждают дети, приходят к ответу: 6.

СЛАЙД 7:

Учитель: Посмотрите на схему, заметили ли Вы зависимость?
Количество человек в бригаде уменьшилось в 2 раза, во столько же раз увеличилась количество дней. Показать стрелки.
Обратить внимание на направление стрелок.
Во сколько раз уменьшается число человек, выполняющих с одинаковой производительностью труда работу, во столько же раз увеличивается время выполнения работы, при условии, что объем работы, которую выполняют бригады одинаковый.

СЛАЙД 8:

Учитель: Значит, отношение значений одной величины и отношение значений другой величины по отношению к друг другу?

Рассуждают дети, приходят к ответу: будут не равны.

Учитель: Значит, отношение значений одной величины и обратное отношение значений другой величины по отношению к друг другу?

Рассуждают дети, приходят к ответу: будут равны.

Учитель: Вывод: Отношение значений одной величины равно обратному отношению соответствующих значений другой величины, следовательно, пропорция верна.

СЛАЙД 9:

Учитель: Что у нас получилось?

Учитель: Посмотрите, с одной стороны:
Если одна величина увеличивается, то и другая увеличивается во столько же раз, при этом отношение соответствующих значений этих величин – равны. Стрелки при этом направлены в одну сторону.
Учитель: С другой стороны:
Если одна величина уменьшается в несколько раз, то другая увеличивается во столько же раз, при этом отношение значений одной величины равно обратному отношению соответствующих значений другой величины. Стрелки при этом направлены в разные стороны.
Такие величины называют прямо пропорциональными. Такие величины называют обратно пропорциональными.

СЛАЙД 10:

Учитель: Общий вид Вы видите на слайде. Такая шпаргалка есть у каждого (распечатать каждому). Приложение 1. Она поможет вам при решении задач.

СЛАЙД 11:

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Рассуждают дети, приходят к ответу: «Прямая и обратная пропорциональные зависимости».

Учитель: Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Учитель: Перед молодой семьёй стал выбор плитки. Имеется два вида плитки (лучше показать оригиналы, я показывала квадратную плитку с размерами 20 см х 20 см и прямоугольную плитку 25 см х 36 см, размеры написаны на плитке маркером).

Учитель: Размеры меньшей – 20 см х 20 см. Переведите см в дм.

Рассуждают дети, приходят к ответу: 20 см = 2 дм (подписать маркером на плитке).

Учитель: Форма плитки? Найдите площадь плитки.

Рассуждают дети, приходят к ответу: квадрат, S = 4 дм2 (подписать маркером на плитке).

Учитель: Размеры большей – 25 см х 36 см. Переведите см в дм.

Рассуждают дети, приходят к ответу: 25 см = 2,5 дм; 36 см = 3,6 дм; (подписать маркером на плитке).

Учитель: Форма плитки? Найдите площадь плитки.

Рассуждают дети, приходят к ответу: квадрат, S = 4дм2 (подписать маркером на плитке).

V. Первичное усвоение новых знаний

СЛАЙД 12:

№1: Необходимо выложить стены ванной комнаты керамической плиткой. Имеется плитка двух видов: площадью 4 дм2 и площадью 9 дм2. Сколько потребуется плитки площадью 4 дм2, если плитки площадью 9 дм2 требуется 12 упаковок?

Учитель: «Задачи на пропорциональные зависимости решаются с помощью пропорции».

СЛАЙД 13:

Учитель: Задачи решаются по следующему алгоритму.

Алгоритм:

1. Составить схему.
2. Неизвестное число обозначить за х.
3. Установить вид зависимости между величинами.
4. Записать пропорцию.
5. Найти её неизвестный член.

СЛАЙД 14:

Учитель: Составим схему.

Учитель: Неизвестное число обозначим за х.
Учитель: Установите вид зависимости между величинами.
Учитель: Как составить пропорцию? Используйте шпаргалку.
Пригласить к доске одного ребенка решить пропорцию и записать ответ (27 упаковок).

СЛАЙД 15:

№2: Плитки площадью 4 дм? требуется 27 упаковок. Стоимость 50 упаковок такой плитки составляет 20000 рублей.
Сколько стоит 27 упаковок такой плитки?
№3: Плитки площадью 9 дм? требуется 12 упаковок. Стоимость 40 упаковок такой плитки составляет 28000 рублей.
Сколько стоят 12 упаковок такой плитки?

Решить сначала задачу №2. Один ребенок решает у доски. Проговорить алгоритм. Схему проверить по слайду. Ответ проверить по слайду (10800 рублей). Самостоятельно в тетрадях решают задачу №3. Проговорить алгоритм. Схему проверить по слайду. Ответ проверить по слайду (8400 рублей).

СЛАЙД 16:

Учитель: Какую плитку выгоднее купить?

Рассуждают дети, приходят к ответу: плитку большей площади.

СЛАЙД 17:

Учитель: Вернемся к задаче про бригаду. Какую бригаду, выгоднее нанять, если за работу они берут одну и ту же сумму денег?

Рассуждают дети, приходят к ответу: бригаду, состоящую из 8 человек.

VI. Первичная проверка понимания

Учитель: Ребята, какую плитку выгоднее купить мы определили, какую бригаду нанять выбрали. Справились ли мы с поставленной задачей в начале урока?

Учитель: А помогли нам в этом прямая и обратная пропорциональная зависимость. Что показывает прямая пропорциональная зависимость? Обратная? Как составить пропорцию, при решении задач на прямую пропорциональную зависимость? На обратную? А все ли в этом мире находится в пропорциональной зависимости?

Рассуждают дети, приходят к ответу: нет.
Попросить привести примеры, если не получается привести пример: возраст человека и его рост.

VII. Первичное закрепление

Выполнить задание (при условии, что есть интернет).

http://learningapps.org/633824 – Прямая и обратная пропорциональная зависимости.

VII. Домашнее задание

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель: Что сегодня Вы узнали на уроке? Спасибо за урок. Молодцы!

СЛАЙД 18:

Приложение 2