История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: познакомить детей с историей создания “Эрмитажа”.

Тип урока: комбинированный.

Задачи.

  1. Сформировать представление о создании “Эрмитажа” его историческом значении.
  2. Дать основные сведения об основных исторических периодах развития “Эрмитажа”.
  3. Воспитание патриотических чувств.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация “История создания Эрмитажа”, компьютер.

Ход урока

  • На экране фотография с современным изображением “Эрмитажа”.

(Слайд №2). Презентация

Учитель:

Перед нами архитектурное сооружение. Кто знает что это за здание и где оно находится? Кто хочет ответить?

Дети: Это здание “Эрмитажа”, находится в Санкт-Петербурге.

Учитель: Это архитектурное сооружение – “Эрмитаж”

Государственный Эрмитаж - крупнейший музей нашей страны, один из величайших музеев мира, гигантское собрание произведений искусства и памятников культуры народов мира с древнейших времен до середины XX века. В музее хранится около 2 миллионов 700 тысяч подлинных вещей, из них почти 65 тысяч представлено в экспозиции. В Эрмитаже шесть отделов: первобытной культуры, культуры и искусства античного мира, культуры и искусства народов Востока, русской культуры, западноевропейского искусства и нумизматики. Экспонаты размещены в четырех зданиях и занимают 400 залов.

(Слайд №3)

  • На экране фотография с современным изображением архитектурного комплекса “Эрмитажа”.

Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:

  • Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;
  • Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;
  • Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;
  • Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце,  В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;
  • Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I;

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

  • Запасной дом Зимнего дворца;
  • Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия

Коллекции Эрмитажа формировались на протяжении длительного времени. Датой основания музея принято считать 1764 год, когда от берлинского купца Гоцковского, в счет погашения его долга русской казне, поступила первая крупная коллекция картин, положившая начало собиранию художественных ценностей.

В дальнейшем, помимо отдельных покупок, приобретены были крупные собрания графа Брюля (Дрезден, 1769 г.), банкира Кроза (Париж, 1772 г.), лорда Уолполя (Лондон, 1779 г.), императрицы Жозефины (Париж, 1814 г.) и многих других коллекционеров.

В начале XX века коллекция Эрмитажа содержала около нескольких тысяч произведений искусства и памятников старины. После Октябрьского переворота коллекции музея выросли в 4,5 раза; были созданы новые отделы; помимо здания Нового Эрмитажа, которое музей занимал перед первой мировой войной, ему были переданы помещения Малого и Старого Эрмитажей, Эрмитажного театра, а в дальнейшем и грандиозное здание Зимнего дворца. Эрмитаж стал наиболее посещаемым художественным музеем страны: здесь бывает около 3,5 миллиона человек в год.

Его название – Эрмитаж (ermitage) – в переводе с французского обозначает “место уединения, затворничество”. Это связано с тем, что первоначально это место (специальный дворцовый флигель – Малый Эрмитаж) задумывалось Екатериной II как интимный уголок   императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Здесь были размещены первые 225 картин голландских и фламандских художников, которые она приобрела в Берлине через агентов у комиссионера И. Гоцковского. Таким образом, частное собрание Екатерины II в 1764 г. явилось началом Эрмитажа.

(Слайд №4)

  • “Эрмитаж. Большой Тронный зал”

Коллекции Эрмитажа формировались на протяжении длительного времени. Датой основания музея принято считать 1764 год, когда от берлинского купца Гоцковского, в счет погашения его долга русской казне, поступила первая крупная коллекция картин, положившая начало собиранию художественных ценностей.

В дальнейшем, помимо отдельных покупок, приобретены были крупные собрания графа Брюля (Дрезден, 1769 г.), банкира Кроза (Париж, 1772 г.), лорда Уолполя (Лондон, 1779 г.), императрицы Жозефины (Париж, 1814 г.) и многих других коллекционеров.

В начале XX века коллекция Эрмитажа содержала около нескольких тысяч произведений искусства и памятников старины. После Октябрьского переворота коллекции музея выросли в 4,5 раза; были созданы новые отделы; помимо здания Нового Эрмитажа, которое музей занимал перед первой мировой войной, ему были переданы помещения Малого и Старого Эрмитажей, Эрмитажного театра, а в дальнейшем и грандиозное здание Зимнего дворца. Эрмитаж стал наиболее посещаемым художественным музеем страны: здесь бывает около 3,5 миллиона человек в год.

Зимний дворец - главное здание в едином комплексе помещений Эрмитажа - создан в 1754-1762 годах известным зодчим Б.Ф.Растрелли. Здание выстроено в парадном стиле барокко и является одним из лучших архитектурных памятников нашей страны. Помимо Растрелли в разные годы над оформлением его интерьеров работали многие прославленные архитекторы: Дж.Кваренги, О.Монферран, К.И.Росси, А.П.Брюллов и другие.

(Слайд  №5)

Коллекции Екатерины II

В XVIII веке благодаря Екатерине II в России пробудился интерес к коллекционированию. Это увлечение затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство – выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой славу “просвещенной государыни”, ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства. Знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых был и французский философ-просветитель Дени Дидро, собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин. В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана “Бегство в Египет”, виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

(Слайд №6)

Северный павильон Малого Эрмитажа построен в 1764-1775 годах архитекторами Ж.-Б.Валлен-Деламотом и Ю.М.Фельтеном. Первоначально он предназначался для интимных приемов и отдыха царской семьи. Подобные здания в то время называли “эрмитажами” (что в переводе с французского значит “отшельник” или “пустынька”). Во втором этаже находилось несколько небольших залов и зимний сад - “Оранжерейный дом”.

В середине XIX века помещения второго этажа были перестроены архитектором А.И.Штакеншнейдером и на их месте создан нарядный Павильонный зал – один из красивейших залов Эрмитажа. Южный павильон Малого Эрмитажа (его фасад выходит на улицу Миллионная) был создан в середине XVIII века архитектором Ю.М.Фельтеном.

Центральную часть Малого Эрмитажа занимает Висячий сад, расположенный на уровне второго этажа, над помещениями бывших конюшен и каретного сарая (ныне в них оборудованы залы музея). В саду растут деревья и кустарники. Эрмитажные садовники ухаживают за травяным покровом сада и многочисленными цветами на его клумбах. С двух сторон вдоль сада идут галереи. В конце XVIII века в этих галерях размещались первые коллекции музея.      

В середине XIX века помещения второго этажа были перестроены архитектором А.И.Штакеншнейдером и на их месте создан нарядный Павильонный зал – один из красивейших залов Эрмитажа. Южный павильон Малого Эрмитажа (его фасад выходит на улицу Миллионная) был создан в середине XVIII века архитектором Ю.М.Фельтеном.

Центральную часть Малого Эрмитажа занимает Висячий сад, расположенный на уровне второго этажа, над помещениями бывших конюшен и каретного сарая (ныне в них оборудованы залы музея). В саду растут деревья и кустарники. Эрмитажные садовники ухаживают за травяным покровом сада и многочисленными цветами на его клумбах. С двух сторон вдоль сада идут галереи. В конце XVIII века в этих галерях размещались первые коллекции музея.

(Слайд №7, 8)

Старый Эрмитаж сооружен в 1771-1787 годах архитектором Ю.М.Фельтеном. В середине XIX века интерьеры Старого Эрмитажа были перестроены А.И.Штакеншнейдером. Сейчас в залах Старого Эрмитажа экспонируются произведения западноевропейского искусства. Многие залы посвящены работам итальянских художников. Здесь есть две знаменитые картины Леонардо да Винчи - "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта" (жемчужины эрмитажной коллекции), картины Рафаэля, Перуджино, Джорджоне, Тициана, Ботичелли, Веронезе, Караваджо.

После пожара 1837 года восстановительные работы во дворце велись под руководством В.П.Стасова. При этом фасад здания и отдельные интерьеры были сохранены в первоначальном виде, но многие помещения перестроены в соответствии с новыми вкусами, характерными для 30-х годов XIX века.

До Февральской революции 1917 года Зимний дворец был царской резиденцией, а затем резиденцией буржуазного Временного правительства.

В настоящее время поражают воображение посетителей своей красотой прекрасные залы, гордость русского искусства - Георгиевский, Малахитовый, Гербовый, Малиновый кабинет, Золотая гостиная, Военная галерея 1812 года и другие.

(Слайд №9-10)

В залах Старого Эрмитажа экспонируются произведения западноевропейского искусства. Рафаэля, Перуджино, Джорджоне, Тициана, Ботичелли, Веронезе, Караваджо.

Один из русских царей, побывав в Ватиканских дворцах, был так очарован работами Рафаэля, что приказал построить в Старом Эрмитаже галерею и расписать ее копиями фресок Мастера. Теперь здесь есть замечательные по красоте Лоджии Рафаэля.

(Слайд №11)

В дальнейшем, помимо отдельных покупок, приобретены были крупные собрания графа Брюля (Дрезден, 1769 г.), банкира Кроза (Париж, 1772 г.), лорда Уолполя (Лондон, 1779 г.), императрицы Жозефины (Париж, 1814 г.) и многих других коллекционеров.

(Слайд №12,)

Новый Эрмитаж - последнее по времени постройки здание музея, возведенное в 1839-1850 годах В.П.Стасовым и Н.Е.Ефимовым по проекту Л.Кленце. Оно предназначалось специально для размещения выставок императорского Эрмитажа - публичного музея, открытого в 1852 году. Коллекции Эрмитажа формировались на протяжении длительного времени. Датой основания музея принято считать 1764 год, когда от берлинского купца Гоцковского, в счет погашения его долга русской казне, поступила первая крупная коллекция картин, положившая начало собиранию художественных ценностей.

(Слайд №13)

Портик Главного подъезда Нового Эрмитажа, где до середины 1920-х годов был вход в музей, украшают десять гранитных фигур атлантов, созданных скульптором А.И.Теребеневым.

(Слайд №14)

В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. они передаются Русскому музею, который основал император Николай I.

Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.

(Слайд №15-18)

Список использованных ресурсов

Книги:

  1. Сомов А.И.,— Эрмитаж Императорский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Варшавский С., Рест Б. Эрмитаж, 1764—1939: Очерки из истории Государственного Эрмитажа / Под ред. акад. И.А. Орбели; Отв. ред. П.Я. Канн; Художник А.А. Ушин. — Л.: Гос. изд-во “Искусство”, 1939. — 252 с. — 5 000 экз. (в пер.)
  3. Малиновский К.В. Санкт-Петербург XVIII века. - СПб : Крига, 2008. - 576 с.

Сайты:

liveinternet.ru  

http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.

Приложение 2