Социальная активизация школьника в приобщении к культурному наследию донского казачества

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Приложение

Введение.

В настоящее время в нашей стране идет процесс обновления во всех сферах жизнедеятельности российского общества. Возрождается интерес к национальным культурам, к обычаям и обрядам наших предков, к различным этапам развития истории нашего государства.

Знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если он с самого раннего детства прикоснется к живительному источнику народной мудрости, впитавшей в себя духовно-нравственные, патриотические принципы наших предков.

Человек должен знать свои корни. Писатель Даниил Гранин говорил, что, не зная прошлого, не понимаешь настоящего и не имеешь будущего. Современные проблемы воспитания человека с активной гражданской позицией говорят о необходимости возрождения народных культурных ценностей, среди них – и культурных традиций наших предков - донских казаков.

Одно из условий качественного совершенствования формирования всесторонне развитой личности человека, гражданина своей страны – это опора на мудрый опыт наших предков. Этот опыт столетиями свершался в народных социальных ячейках, таких, как семья, община, казачий круг, сельский сход и др. Возрождая народную культуру, мы возрождаем культурное наследие донских казаков с целью формирования нравственного образа жизни и создания уникального культурного своеобразия конкретного сообщества людей. Педагог Т.И. Кордюкова подчеркивает: “Это единственно возможный путь остановить подмену отечественных нравственных ценностей инокультурными, иномоментальными, отрывающими поколения друг от друга и лишающими народ ценностей культурного своеобразия” (25, с.16). Народная культура, в равной степени и культура донских казаков, - это фундамент нравственно-патриотических ценностей человеческого общества.

Глава 1. Социальная активизация современного школьника через его приобщение к культурному наследию донского казачества.

1.1. Социализирующее начало детских и юношеских казачьих объединений современного казачьего движения.

Одним из важных факторов возрождения духовности и нравственности современного общества, формирования активной гражданской позиции молодого поколения сегодня, является его приобщение к культурному народному наследию, в том числе – и к культурному наследию донского казачества. Каждый человек и гражданин должен заботиться о сохранении культурного опыта, накопленного предыдущими поколениями. В статье 44, главы 2 “Права и свободы человека и гражданина” Конституции Российской Федерации говорится: “Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры” (16, с.14). Именно культурный опыт предшествующих поколений – это основа успешной социализации нынешнего молодого поколения.

В формировании социальной активизации современной молодежи важная роль принадлежит общественным молодежным организациям, среди которых актуальное значение приобретают казачьи молодежные организации. В их числе - казачья молодежная организация (КМО) “Донцы” ВКО ВВД, которая объединяют в своих рядах не только учащихся образовательных учреждений (СОШ, ООШ) Ростовской области, но и студенческую молодежь, и казачью молодежь юртов.

Деятельность “Донцов” - это многогранный длительный планомерный процесс, основой которого являются принципы гуманизма, уважения прав и свобод граждан, справедливости, преемственности лучших традиций казачества. Казачья детско-юношеская организация “Донцы” ВКО ВВД, являясь объединением детей и казачьей молодежи, действует на основании Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ “Об общественных объединениях”, Доктрины Российской Федерации, Устава “Донцов”.

Каждый представитель современной молодежи, как патриот своего Отечества, осознает, что, от того, каким будет молодое поколение сегодня, во многом будет зависеть будущее нашей страны. Ведь старшее поколение, создав и накопив культурное наследие, передает его нам, юным, а мы должны не только перенять опыт предшествующего поколения, но и сохранить его, развить и преумножить. И внести свой посильный вклад в это общее благородное дело может каждый из нас. А пути, средства, формы реализации своих возможностей и инициатив каждый молодой человек выбирает для себя сам. Одна из действенных форм современного молодежного движения – деятельность молодежных организаций.

О том, как функционирует казачья молодежная организация “Донцы” ВКО ВВД, каковы основные направления ее деятельности, мы можем рассмотреть на примере деятельности казачьей молодежной организации “Донцы” Романовского юрта ВКО ВВД.

КМО “Донцы” ВКО ВВД, в том числе и отделение КМО “Донцы” Романовского юрта, осуществляют свою деятельность по четырем основным направлениям: по военно-патриотическому воспитанию, по духовно-нравственному, по культурно-историческом и гражданско-правовому воспитанию.

Казачья молодежная организация “Донцы” Романовского юрта является отделением КМО “Донцы” ВКО ВВД (юридическое название КМО “Донцы” - некоммерческое партнерство по молодежному возрождению казачества “Донцы”). Отделение КМО “Донцы” Романовского юрта было создано 23 октября 2012 года, объединившее в своих рядах учащихся 15-17 лет образовательных учреждений (СОШ) Волгодонского района Ростовской области. Существовавшие до этого детские школьные казачьи объединения “Юные дончата” (возраст детей: школьники 7-10 лет) и “Дончата” (возраст детей: школьники 11-14 лет) в образовательных учреждениях Волгодонского района (СОШ и ООШ) стали структурными подразделениями “Донцов” Романовского юрта. Данные детские казачьи объединения “Юные дончата”, “Дончата” и “Донцы” Романовского юрта функционируют на основе общего положения, разработанного правлением Романовского юрта (лидер “Донцов” Романовского юрта Иван Прокопенко принимал активное деятельное участие в разработке данного положения), утвержденного атаманом Романовского юрта и заведующим ООА Волгодонского района. “Донцы” Романовского юрта в своей деятельности опираются, в первую очередь, на Устав КМО “Донцы” ВКО ВВД.

На данный момент практически во всех образовательных учреждениях Волгодонского района, СОШ и ООШ, успешно функционируют “Дончата”, “Юные дончата” и “Донцы”. Следует отметить активность учащихся в работе данных детских казачьих школьных объединений, отметить заинтересованность и творческий настрой ребят. И выразить благодарность за продуктивные результаты деятельности руководителю и специалистам ООА Волгодонского района, директорам школ, их заместителям – завучам и организаторам и, безусловно, - школьным вожатым.

На счету детских казачьих школьных объединений “Дончата”, “Юные дончата” и отделения КМО “Донцы” много добрых и полезных дел, отражающих основные четыре направления их деятельности, о которых говорилось уже выше. Об интересной современной деятельности казачьей молодежи Романовского юрта можно говорить много. Мы рассмотрим основные плановые значимые мероприятия в деятельности “Юных дончат”, “Дончат” и “Донцов” Романовского юрта за год, за период с октября 2012 года по октябрь 2013 года. Об этом свидетельствует и представленная в настоящий момент презентация о “Юных дончатах”, “Дончатах” и “Донцах” Романовского юрта. (Показ презентации).

В октябре 2012 года прошел выборный круг по выборам атамана (руководителя) отделения КМО “Донцы” Романовского юрта и членов правления отделения КМО “Донцы” Романовского юрта. Руководителем отделения КМО “Донцы” на казачьем круге был избран Иван Прокопенко, были избраны и члены правления отделения КМО “Донцы”, ответственные за основные направления деятельности “Донцов”: военно-патриотическое, духовно-нравственное, культурно – историческое и гражданско-правовое воспитание подрастающего поколения.

С октября 2012 года по октябрь 2013 года, прошли четыре заседания правления отделения КМО “Донцы”, на которых был выработан план работы на год, намечены пути его эффективной реализации. Плановых мероприятий казачьей направленности было проведено много. Все они значимы по своему содержанию. Вот, к примеру, только некоторые из них.

19 октября 2012 года прошел первый слет детских казачьих школьных объединений “Дончата”, “Юные дончата” и отделения КМО “Донцы” Романовского юрта. В работе слета приняли участие 207 юных казаков от 12 образовательных учреждений Волгодонского района, СОШ и ООШ. Первый слет “Дончат”, “Юных дончат” и “Донцов” - важная веха в истории развития детского и юношеского казачьего движения Романовского юрта.

В ноябре – декабре 2012 года и в январе 2013 года прошли важные районные мероприятия при участии “Донцов”: круглый стол в Администрации района, празднование христианского праздника - Крещения Господня, митинг в память жертв казачьих репрессий.

При деятельной поддержке КМО “Донцы” ВКО ВВД и лично руководителя “Донцов” ВКО ВВД Зинченко М.Г. в январе 2013 года была опубликована авторская образовательная программа “Истоки” руководителя отделения КМО “Донцы” Романовского юрта Ивана Прокопенко по приобщению детей к культурным традициям донского казачества с целью социализации личности ребенка, которая в данный момент реализуется не только на районном уровне, в Центре внешкольной работы Волгодонского района Ростовской области, но и в других территориях области. Образовательная программа “Истоки” способствует успешной социализации личности ребенка через его приобщение к уникальному культурному наследию донских казаков

Значимые мероприятия февраля 2013 года прошли при активном участии в них представителей детских казачьих школьных объединений “Дончата”, “Юные дончата” и представителей отделения казачьей молодежной организации (КМО) “Донцы” Романовского юрта: это поездка в город - герой Волгоград с посещением памятных исторических мест города - героя и посещением воинской казачьей части - 20-й отдельной мотострелковой бригады; это районный конкурс “А ну-ка, парни”. Данные мероприятия – пример военно-патриотического, гражданско-правового и культурно - исторического воспитания подрастающего поколения.

В марте месяце 2013 года в городе Волгодонск прошел семинар, в котором приняли участие представители Администрации Волгодонского района и члены правления отделения КМО “Донцы” Романовского юрта, главное направление семинара – подготовка и реализация социальных проектов. Следует отметить, что проект Романовского юрта по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения на основе традиций донских казаков, в разработке и реализации которого принимал активное и деятельное участие руководитель отделения КМО “Донцы” Романовского брта Иван Прокопенко, получил поддержку на областном уровне, выиграл грант, и был реализован на уровне района через мероприятия казачьей тематики.

Детские казачьи школьные объединения “Дончата”, “Юные дончата” и отделение КМО “Донцы” Романовского юрта - активные участники различных акций: “Милосердие”, “За чистый Дон” и др. В апреле – мае 2013 года прошли мероприятия, посвященные всенародному празднику - Дню Победы. “Дончата”, “Юные дончата” и “Донцы” стали участниками следующих масштабных мероприятий: встреча Поезда Победы в городе Волгодонск, Лента Памяти, мотоавтопробег ко Дню Победы, участие в праздновании Дня Победы и в праздновании 30-летия Волгодонского района. Данные мероприятия оставляют свой благородный след в душе юного казака. На основе мероприятий данной направленности молодые казаки формируют свое гражданско – правовое сознание, эти мероприятия имеют патриотическое воздействие на умы и сердца юных казаков.

“Донцы”, “Юные дончата” и “Донцы” всегда в гуще событий. Вот и в летний период, июнь – август 2013 года, в каникулярное время, “Дончата”, “Юные дончата” и “Донцы” успевали не только отдыхать, но и принимать участие в мероприятиях различных уровней. Среди них – областной конкурс “День молодежного самоуправления”, в котором одержал победу руководитель отделения КМО “Донцы” Романовского юрта Иван Прокопенко, получил сертификат победителя и вошел в состав Молодежного правительства Ростовской области в должности директора департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области. Впервые во всероссийском молодежном образовательном форуме “Селигер” в казачьей смене принял участие юный казак из Рябичевской школы Геннадий Ежков. Руководитель отделения КМО “Донцы” Романовского юрта Иван Прокопенко участвует в “Селигере” уже в четвертый раз (2010,2011, 2012, 2013), в 2013 году Иван Прокопенко был в числе организаторов “Казачьей смены” “Селигера - 2013”.

Сентябрь 2013 года связан со знаковым событием в истории российского государства и в истории казачества, в котором приняли участие казаки Романовского юрта. Это всенародное голосование за святыню донского казачества – Войсковой Вознесенский собор, второе солнце Дона. В Новочеркасске на площади Ермака в день иконы Донской Божьей Матери собрались представители казачества из всех уголков донской земли. Все собравшиеся выразили желание голосовать за народную святыню - Войсковой Вознесенский собор. Событие такого масштаба – достойный пример патриотического, духовно-нравственного, гражданско-правового и культурно-исторического воспитания подрастающего поколения. Казаки Романовского юрта и юные казаки-школьники приняли активное участие в мероприятиях по празднованию 400-летнего юбилея станицы Романовская. Среди них - смотр казачьих дружин Романовского юрта, в том числе - смотр казачьих школьных дружин, на котором юные казаки показали себя достойно. Данные мероприятия способствуют патриотическому воспитанию подрастающего поколения, формируют гражданско-правовую позицию юных казаков.

Октябрь месяц 2013 года – своеобразный итог деятельности детских казачьих школьных объединений “Дончата”, “Юные дончата” и отделения КМО “Донцы” Романовского юрта.

18 октября 2013 года прошло завершающее событие годового периода (октябрь 2012 г. – октябрь 2013 г.) - второй слет детских казачьих школьных объединений “Дончата”, “Юные дончата” и отделения КМО “Донцы” Романовского юрта. Были подведены итоги работы, принято решение слета, намечен план дальнейшей работы.

Через продуктивную деятельность “Донцов” Романовского юрта, основой которой является приобщение молодого поколения к культурному наследию донских казаков, идет успешнее процесс социализации школьника в современных условиях.

О том, чем жили, к чему стремились, чего достигли за годовой период своей деятельности “Дончата”, “Юные дончата” и “Донцы”, каждый житель Волгодонского района Ростовской области всегда мог узнать из районной газеты “Романовский вестник”, где на страницах “Юртовые ведомости” и “Казачья смена” регулярно освящалась деятельность казаков Романовского юрта. Кроме того, каждый житель не только Ростовской области, но и других областей, так же и каждый, живущий далеко за пределами Ростовской области, может всегда узнать о деятельности романовских “Донцов” на сайте КМО “Донцы” ВКО ВВД. (О продуктивной деятельности “Юных дончат”, “Дончат” и “Донцов” Романовского юрта ВКО ВВД свидетельствует и приложенная к данному материалу презентация).

1.2. Социализация личности школьника в современных условиях через его приобщение к культурным традициям донского казачества на основе образовательных программ.

Образовательные программы, содержательные основы которых отражают проблемы современного воспитания подрастающего поколения, являются одним из главных образовательных документов образовательных учреждений. Типы, виды и др. образовательных программ могут быть различны, но главным объединяющим стержнем данных программ является цель воспитания подрастающего поколения. Обо всех программах сказать невозможно в силу ряда причин.

Обратим наше внимание на авторскую образовательную программу “Истоки” Ивана Прокопенко по приобщению детей к культурным традициям донского казачества с целью социализации личности ребенка. Автор программы “Истоки” – победитель конкурса “Презентация к уроку” в рамках Всероссийского фестиваля педагогических идей “Открытый урок” 2011 года в Москве. Рецензенты программы:

М.Г. Зинченко, руководитель КМО “Донцы” ВКО ВВД, член Общественной палаты Ростовской области, член комиссии ЮФО Совета при президенте РФ по делам казачества;

Н.И. Новиков, доктор филологических наук, профессор кафедры литературно-художественной критики факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова;

С.В. Чуев, кандидат исторических наук, председатель комитета по молодежной политике Правительства Ростовской области;

А.А. Шмыдко, кандидат педагогических наук.

Авторская образовательная программа “Истоки” по приобщению детей к культурным традициям донского казачества с целью социализации личности ребенка предназначается для детей 6,7 -17 лет, рассчитана на 4 года обучения, адресована педагогическим работникам дошкольных и школьных образовательных учреждений, в том числе педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, педагогам – организаторам, воспитателям, вожатым, классным руководителям, педагогическим работникам кадетских корпусов и учреждений казачьего типа.

Программа “Истоки” представляет собой модифицированную (адаптированную) образовательную программу. Данная программа предусматривает изменения с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности детей, нестандартности индивидуальных результатов воспитания и обучения.

Создание образовательной программы “Истоки” продиктовано потребностью современного молодого поколения больше знать о жизни, быте и культурных традициях своих земляков - донских казаков. История и современность родной Донщины удивительна. Сохранение, возрождение, развитие и пропаганда культурных традиций донских казаков – благородное дело каждого дончанина. Культурное наследие донских казаков – составляющая часть народной культуры.

Актуальность образовательной программы “Истоки” заключается в необходимости в современных условиях через культурные традиции народа воздействовать на умы и сердца подрастающего поколения с целью приобщения молодых к неиссякаемому роднику народной мудрости. Культура народа несет в себе богатейший воспитательный потенциал, формируя активную жизненную позицию юного гражданина. Благотворное влияние народной культуры на личность человека подчеркивают как российские педагоги и ученые, так и зарубежные: К. Ушинский, А. Макаренко, Н. Крупская, В.Сериков, Е.Бондаревская, В.Кувакин, Б.Куприянов, В.Гаврилюк, А. Мудрик, Я. Коменский и др.

Цель программы:

  • создание условий для всестороннего развития личности воспитанника с целью его успешной социализации через приобщение к культурным традициям донского казачества.

Задачи программы:

  • воспитание любви к своей малой Родине;
  • приобщение детей к жизни, быту и культурным традициям донских казаков;
  • развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, нравственных качеств воспитанников;
  • сохранение психического и физического здоровья ребенка через создание благоприятного микроклимата в детском коллективе и экскурсии за пределы образовательного учреждения.

Программа предназначена для образовательных учреждений, возраст обучающихся - 6,7-17 лет. Срок реализации программы - 4 года. Количество часов: 288 часов. Количество занятий: 2 часа в неделю, время занятий - 40 минут (для детей 6 лет – 30 минут). Количество занятий в течение одного учебного года – 72 часа.

Процесс освоения образовательной программы “Истоки” включает в себя: овладение детьми теоретического и практического материала о жизни, быте и традициях донских казаков на основе казачьего фольклора, исторических данных о месте донского казачества в истории Российского государства, исторических сведениях о родном Волгодонском районе через разнообразные формы занятий и мероприятий. Основные педагогические технологии, используемые при реализации образовательной программы: музейная педагогика (опора на музейные уроки) и здоровьесберегающая технология (опора на экскурсии). Формы организации занятий: выставка, беседа, экспозиция, экскурсия, музейный урок, иллюстрированный рассказ, викторина, вечер встречи, круглый стол, диспут, исторический экскурс и др.

  • Первый год обучения по образовательной программе “Истоки” предусматривает овладение воспитанниками знаний о жизни, быте и культурных традициях донских казаков на основе казачьего фольклора (сказок, пословиц, поговорок). Возраст детей: 6, 7-10 лет. Для детей - дошкольников (возраст детей - 6 лет) программа “Истоки” первого года обучения может быть реализована как самостоятельная программа одного года обучения.
  • Второй год обучения по образовательной программе дает возможность детям глубже узнать о жизни, быте и традициях донского казачества через исторические источники, музейный материал, экскурсии и другие формы организации занятий. Возраст детей: 11-12 лет.
  • Третий год овладения образовательной программы “Истоки” расширяет и углубляет знания детей о быте, жизни и традициях донских казаков. Дети занимаются проектной и исследовательской деятельностью о культурных традициях донских казаков. Возраст детей: 13-14 лет.
  • Четвертый год обучения по образовательной программе “Истоки” дает возможность воспитанникам через разнообразные источники на основе личной исследовательской деятельности узнать об уникальности донского казачьего края: о его природе, городах и памятниках. Возраст обучающихся: 15 – 17 лет.

Особенностью образовательной программы “Истоки” является ее региональный компонент и интегрированность программы. Занятия с детьми проводятся не только в самом образовательном учреждении, но и предусматривают выход воспитанников за пределы образовательного учреждения: на предприятия, на экскурсии и др. Сам обучающийся учится маслить масштабно: стремится участвовать в различных мероприятиях, может делать самостоятельные выводы, заниматься исследовательской деятельностью, выступать публично с защитой личного исследования, накапливать свой личный опыт и делиться им с другими.

Образовательная программа “Истоки” Ивана Прокопенко передана в библиотечный фонд Волгодонского района (районной детской библиотеки и районной взрослой библиотеки), в фонд поселенческих и школьных библиотек, и библиотек детских садов Волгодонского района, на образовательном уровне состоялась презентация программы “Истоки”, данная программа успешно реализуется на районном уровне, в районном Центре внешкольной работы Волгодонского района Ростовской области. (Что и отражает представленная здесь презентация). Процесс реализации и результативности программы “Истоки” постоянно отслеживается в Центре внешкольной работы.

Следует отметить, что процесс социализации личности юного гражданина на основе образовательной программы “Истоки” проходит успешнее, так как юные казаки имеют замечательную возможность приобщения к уникальному культурному наследию донского казачества на основе разнообразных источников, среди них - выставки и экспозиции предметов казачьего быта из личного семейного музея автора программы “Истоки” Ивана Прокопенко, которые всегда вызывают большой интерес детей.

Заключение.

В настоящее время, когда возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития народов и племен, большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения. А социальное воспитание является одним из основных звеньев процесса социализации личности. Социализация же – это исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидуумом социального опыта. Социализация может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и в условиях стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов общественного бытия. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.

Вот почему учёные-педагоги во все времена ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие процесс социализации личности ребенка.

Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы – одна из важных задач процесса социализации. А традиции народной культуры всегда несли в себе огромный воспитательный потенциал, способствующий важному процессу социализации личности, что и находит свое непосредственное подтверждение на примере деятельности детских и юношеских казачьих объединений “Юные дончата”, “Дончата” и “Донцы” Романовского юрта ВКО ВВД и реализации образовательной программы “Истоки” И. А. Прокопенко.

Библиография.

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М, 1985.

2.Азбука психологии: психология познания. Учебно-метод. пособие./Сост.Е.И.Рогов.- Ростов-на-Дону, 1997.

3. Андрианов В.И., Терещенко А.Г. Донские памятники. – Ростов-на-Дону, 1968.

4. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков 16 – 20 вв. – Ростов-на-Дону, 2002.

5. Астапенко П.Н. Донские казачьи атаманы. – Ростов-на-Дону, 1996.

6. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. – Ростов-на-Дону, 2009.

7. Барсукова Т.В. Краски донской земли.- Ростов-на-Дону, 1996.

8. Батюшка Дон. - Ростов-на-Дону, 1993.

9. В низовьях Дона. – М., 1987.

10. Донской народный костюм. – Ростов-на-Дону, 1986.

11. Ильюков Л.С. Очерки древней истории донского края. – Ростов-на-Дону, 2004.

12. История Донского края. – Волгодонск, 1997.

13. Картины былого Тихого Дона. - М., 1992.

14. Казачий Дон. Очерки истории. – Ростов-на-Дону, 1995.

15. Казачьи сказки. – Волгоград, 1992.

16. Конституция Российской Федерации. – Спб: Регата, 2000.

17. Королев В.Н. Донские казаки в 16-18 веках. – Ростов-на-Дону, 1999.

18. Левченко В.С. Знай свой край. – Ростов-на-Дону, 1977.

19. Моложавенко В. Тайны донских курганов. – Ростов-на-Дону, 1967.

20. Обряды и праздники на Дону: очерки, статьи, рекомендации. – Ростов-на-Дону, 1979.

21. Пословицы и поговорки Тихого Дона. – Ростов-на-Дону, 2007.

22. Природа Донского края. – Волгодонск, 1997.

23. Прокопенко И.А. Авторская образовательная программа “Истоки” по приобщению детей к культурным традициям донского казачества с целью социализации личности ребенка. – Волгодонск, 2013.

24. По старым казачьим станицам. – Ростов-на-Дону, 1985.

25. Региональное содержание воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей и внеурочной деятельности. Методическое пособие. Выпуск 1.- Ростов-на-Дону, 2009.

26. Суратов В.Я. Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности: Учебное пособие. – Петербург, 1992.

27. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. – Чапаевск, 2001.