Внеклассное мероприятие по теме "Мой край! Якутия моя! Тебя люблю и славлю я!"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (518 кБ)


Учащимся за месяц были даны задания (провести опрос, прочитать литературу)
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателей республики, приобщить к культуре коренных народов.

Задачи:

  • Прочитать и проанализировать произведения якутских писателей.
  • Выбрать произведения для коллективного чтения в классе.
  • Разработать и провести мероприятия для приобщения ровесников к чтению произведений писателей Якутии.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.  Мотивация учебной деятельности

Учитель. Цель нашего общества – счастье людей, воспитание будущих граждан России, которые своим трудом сумеют сделать нашу жизнь еще лучше. А писателям и поэтам по праву в этом отводится главная роль.
Нам знакомы с детства имена талантливых писателей и поэтов России: Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Носова и других. Изучая их творчество на уроках литературы, мы оцениваем поступки героев, анализируем описываемые события, погружаемся в историю нашей страны.
Но мы живем на якутской земле, поэтому нам особенно дороги должны быть произведения якутских писателей и поэтов. Ведь в них описывается история родного края, выражается любовь и гордость за свою родную землю. Мир якутской литературы богат и увлекателен. Поэтому мы сегодня будем знакомиться с вами с  творчеством якутских писателей.
Занятие мы проведем в форме конференции. Слово предоставляется 1 докладчику.

II. 1 учащийся. Я провел  анкетирование «Культура родного края». В ней участвовали учащиеся 5-х классов.

Вопрос1. Произведения каких авторов вы любите читать?
На этот вопрос учащиеся отвечали по-разному, называя произведения Пушкина, Тургенева, Погорельского, Маршака, Чуковского, Чехова, Носова, Волкова. Среди перечисленных учащимися произведений мы не увидели ни одного якутского писателя.

Вопрос 2. Знакомы ли вы с творчеством писателей республики Саха?
Большинство учащихся на этот вопрос ответили, что не знакомы, а некоторые указали, что читали сказки народов севера.

Вопрос 3. Знаете ли вы традиции якутских народов?
На наш взгляд, учащиеся прекрасно справились с этим вопросом. Почти все ответили, что знают национальные праздник Ысыах, его значение, а некоторые даже назвали традиционные элементы праздника (национальные костюмы, песни-алгыс, спортивные состязания).

Вопрос 4. Какое прикладное искусство развивается в Якутии?
Многие ответили, что в нашем родном краю живут талантливые люди. Среди занятий прикладным искусством учащиеся отметили резьбу по дереву (среди деревянных изделий называли чороны, ковши для разлива  кумыса, мебель), бисероплетение, ювелирное дело. Проведенное нами исследование еще раз подтвердило, что учащиеся плохо знакомы с литературой родного края.

III. Учитель. Сейчас мы с вами будем знакомиться с произведениями якутских писателей. Вы будете знакомить друг друга с прочитанными книгами. По ходу занятия будем заполнять читательский дневник по специальной форме(ранее приготовленной для каждого ученика).

Учащиеся заслушивают доклады о прочитанных произведениях Д.К. Сивцева, Н. Якутского, Н. Мордвинова, С. Данилова, А. Ленской, М. Ефимова и др.

Читательский дневник:

Писатель, поэт. Краткая биография

Название произведения, краткое содержание.

Впечатления о прочитанных произведениях.

Дмитрий Конович Сивцев

Народный писатель Якутии, известный драматург много внимания в своем творчестве уделяет детской литературе. В числе первых якутских писателей собрал и обработал якутские народные сказки.

«Зайчишка-трусишка». О трусливом зайце, который хотел умереть, чем всю жизнь прятаться от страха под кустом. Но лягушка, испугавшись зайца, когда он хотел утопиться, вселила в него уверенность. «Оказывается, и меня кое-кто боится!».
«Ласка-шалунья». Повествует, почему у ласки короткий хвост. Оказывается, из-а шалости. Озорничала ласка да и села хвостом на капкан. Так поплатилась ласка за свои глупые игры.
Сказки Сивцева схожи с русскими народными сказками. Они поучительны и интересны, с забавным эмоциональным сюжетом.
Николай Якутский «Как осень-молодец лето красное гонит». О мальчике, который не до конца понимал смысл высказываний своей бабушки: «осень-молодец лето красное гонит» и «лето дарит нам последнюю улыбку». Рассказы якутского бесхитростны и просты. В этом произведении чувствуется большая связь с народным творчеством, а картины природы изображены тонко и поэтично. Удивляет умение писателя наблюдать за тайными переходами из одного времени года в другое.
Н.Е.Мординов

Народный писатель Якутии, известный талантливый мастер прозы. В рассказах выступает как исследователь нравственных проблем, ненавязчиво рассказывает о простых жизненных эпизодах и дает пищу для размышления.

«Обида». О мальчике, который не захотел помочь бабушке нести тяжелую корзину ягод, придумывая разные отговорки. В конце рассказа мальчик недоумевает, из-за чего могла обидеться бабушка. Рассказ поучительный. На примере мальчика маленькие читатели раскрывают для нормы поведения, приобщаясь к культуре поведения.
Софрон Данилов «За охапкой сена» (из книги «Василий Манчары»). Манчары – мальчик из бедной деревни. Когда совсем не осталось сена, чтобы накормить телят, мать отправляет его к богатому якуту Чочо, у которого снега зимой не выпросишь. Получив отказ, Манчары на обратном пути собирает в свои унты остатки разбросанного сена. Принесенных пучков так было, что телята за минуту опустошили обувь мальчика. Мальчик рассуждает о несправедливости жизни. Интересный поучительный рассказ о жизни мальчика, восприимчивого, впечатлительного и справедливого.
Анна Ленская «Три совета», «Елка для мамы», «Если разбудить деревья».  Сказочные истории, в которых героями становятся неодушевленные предметы (игрушки, деревья). А в произведении «Три совета» охотник благодаря своей отзывчивости и доброте получает важные советы на всю жизнь. Произведения Ленской просты и интересны для понимания. Учат доброте, бережному отношению к природе.
Семен Данилов

Народный поэт Якутии. В своих стихах воспевает родной край. Многое. Что написано Даниловым, возникло во время походов по тайге.

«Зима Якутии моей», в этом стихотворении прославляет зимнюю стужу. При изображении образа любимой Родины поэт широко и многогранно использует богатые краски северной земли, легенды и предания родного народа, которые придают его произведениям национальную конкретность и неповторимость.
Моисей Ефимов

Известный якутский поэт. Его стихотворения посвящены истории Якутии, датам, именам, ставшим частью прошлого и настоящего нашей республики.

«Хомус», стихотворение посвящено дивному музыкальному инструменту – хомусу. Удивляет многообразие художественных средств, с помощью которых Ефимов описывает хомус. Каждый звук музыкального инструмента ассоциирует поэт с тем или иным явлением природы. Звуки эти несут в себе память прошлого.
Элляй – С.Р.Кулачиков

Якутский поэт. Певец неповторимой якутской природы.

«Любимая Якутия», стихотворение посвящено нашей родной республике, таежному краю. Впечатляет умение поэта с помощью красок, художественных средств передать неповторимую красоту Якутии. Этот образ живет не только в душе поэта, но и в песнях, преданиях.
А.Кривошапкин Книга «Ангелы снежных гор», рассказ
«Нет земли лучше, чем мой север».
О любви к родной Якутии, ее красоте, суровой природе.
При изображении образа любимой Родины поэт широко и многогранно использует богатые краски северной земли, легенды и предания родного народа, которые придают его произведениям национальную неповторимость.

IV. Обсуждение  результатов

1. Прочитав произведения якутских писателей, мы познакомились с характерными особенностями народов, проживающих в Якутии.  В простых жизненных эпизодах и размышлениях  раскрываются особенности коренного населения. Писатели и поэты рассказывают о родном крае, обычаях якутов, обрядах, каждый из которых связан с выживанием в суровых условиях республики. Авторы якутских произведений воспевают трудовой народ, красоту родной природы. Прочитав лишь небольшую часть литературного наследия, учащиеся вспоминают или знакомятся с животным и растительным миром, праздниками, фольклором якутского народа.

2. Учащиеся составили  список  рекомендуемой для чтения литературы.

Список литературы.

1-4 классы.

  1. Д.К.Сивцев – Суорун Омоллон. Зайчишка-трусишка. Ласка-шалунья. О чем повздорили бык с лошадью.
  2. С.Данилов. Круглый дом. Плакса-ревушка. Грязнуля. Зима Якутии моей. Цветы.
  3. Н.Якутский. Как осень-молодец лето красное гонит. Отчего заяц остался без хвоста.
  4. П.Тобуроков. Почему? Мы играем с солнцем.
  5. А.Аччыгыйа. Рассказы «Девять раз Почему?»
  6. К. Туйарский. Хвастунишка. Шалунишки. Правая-левая.

5 класс.

  1. Суороун Омоллоон. Удюргай – батыр. Старуха Бяйбярикян с пятью коровами.
  2. Элляй. Чурумчуку.
  3. И.Федосеев. Кустук.

6 класс.

  1. П.Тобуроков. Снег.
  2. Софрон Данилов. Манчары.
  3. М.Ефимов. Семен Дежнев. Хомус. Золотые волны.
  4. Т.Сметанин. Егор Чэрин.
  5. Н.Лугинов. Роща Нуоралджыма.

7 класс.

  1. П.Ойунский. Крым. Прощай.
  2. Далан. Сирота.
  3. Н.Габышев. Олень пропал.
  4. В. Гаврильева. Анна и Айта.

V. Рефлексия

На заключительном этапе мы провели анкетирование с целью выявить, повысился ли у наших сверстников читательский интерес к творчеству якутских писателей.

Вопрос 5. Произведения каких писателей и поэтов произвели на вас наибольшее впечатление? Среди писателей отметили учащиеся Анну Ленскую, Н.Якутского и Софрона Данилова.

Вопрос  6. Что воспевают якутские писатели и поэты в своих произведениях?

Многие учащиеся прониклись образной системой произведений якутских писателей и поэтов. Каждый отметил, что авторы произведений хоть и жили в разное время, но всех их объединяет любовь к Родине, родному краю, природе, ее богатствам.

VI. Домашнее задание

Провести конкурс рисунков «Сюжет любимой книги якутского писателя».

Список литературы.

  1. Якутская литература. Автор-составитель Максимова. Якутск, 1994.
  2. Стихи поэтов Севера. М., Детская литература, 1977.
  3. «Колокольчик» №3-6, 2006г.
  4. Произведения якутских поэтов и писателей.