Тема урока: "Интеграл. Формула Ньютона – Лейбница"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (333 кБ)


Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока: ввести понятие интеграла и его вычисление по формуле Ньютона-Лейбница, используя знания о первообразной и правила ее вычисления; проиллюстрировать практическое применение интеграла на примерах нахождения площади криволинейной трапеции; закрепить изученное в ходе выполнения упражнений.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • сформировать понятие интеграла;
    • формирование навыков вычисления определенного интеграла;
    • формирование умений практического применения интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции.
  • Развивающие:
    • развитие познавательного интереса учащихся, развивать математическую речь, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
    • развивать интерес к предмету с помощью ИКТ.
  • Воспитательные:
    • активизировать интерес к получению новых знаний, формирование точности и аккуратности при вычислении интеграла и выполнении чертежей.

Оснащение: ПК, операционная система Microsoft Windows 2000/XP, программа MS Office 2007: Power Point, Microsoft Word; мультимедийный проектор, экран.

Литература: учебник Колмагорова А.Н. и др. Алгебра и начала анализа 10-11 кл.

Технологии: ИКТ, индивидуального обучения.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1 Вводная часть
1.1 Организационный момент Приветствует, проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание.
Раздает опорный конспект.
Слушают, записывают дату. 3 мин.
1.2 Сообщение темы и целей урока Актуализация опорных знаний и субъектного опыта с выходом на цели урока. Слушают, записывают тему урока в тетради. Активно включаются в мыслительную деятельность.
Анализируют, сравнивают, делают выводы с выходом на цели занятия.
Презентация
ИКТ
3 мин.
2 Основная часть урока
Изложение нового материала с попутной проверкой знаний прошлых тем.
Определение интеграла (слайд 3) Даёт определение.
ИКТ

Что такое криволинейная трапеция?

Слушают, записывают, отвечают на вопросы преподавателя.
Фигуру, ограниченная графиком функции, отрезком [a;b] и прямыми x=a и x = b.
10 мин.
Обозначение интеграла (слайд 4) Вводит обозначение интеграла и то, как он читается. Слушают, записывают.
История интеграла (слайды 5 и 6) Рассказывает историю термина «интеграл». Слушают, коротко записывают.
Формула Ньютона – Лейбница (слайд 7) Дает формулу Ньютона – Лейбница.
Что в формуле обозначает F?
Слушают, записывают, отвечают на вопросы преподавателя.
Первообразная.
3 Заключительная часть урока.
3.1 Закрепление материала. Решение примеров с применением изученного материала
Пример 1 (слайд 8) Разбирает решение примера, задавая вопросы по нахождению первообразных для подынтегральных функций. Слушают, записывают, показывают знание таблицы первообразных. 20 мин.
Пример 2 (слайд 9). Примеры для самостоятельного решения обучающимися. Контролирует решение примеров. Выполняют задание по очереди, комментируя (технология индивидуального обучения), слушают друг друга, записывают, показывают знание прошлых тем.
Пример 3 (слайд 10) Разбирает решение примера.

Как найти точки пересечения оси абсцисс с графиком функции?

Слушают, отвечают на вопросы, показывают знание прошлых тем, записывают.
Подынтегральную функцию приравнять к 0 и решить уравнение.
Пример 4 (слайд 11) Разбирает решение примера.
Как найти точки пересечения (абсциссы) графиков функций?
Определите вид треугольника ABC.
Как находиться площадь прямоугольного треугольника?
Слушают, отвечают на вопросы.
Приравнять функции друг к другу и решить получившееся уравнение.
Прямоугольный.

где a и b – катеты прямоугольного треугольника.

3.2 Подведение итогов урока (слайды 12 и 13) Организует работу по составлению синквейна. Участвуют в составлении синквейна. Анализируют, сравнивают, делают выводы по теме. 5 мин.
3.3 Задание на дом по уровню сложности. Дает задание на дом, объясняет. Слушают, записывают. 1 мин.
3.4 Оценивание работы обучающихся на уроке. Оценивает работу обучающихся на уроке, анализирует. Слушают. 1 мин

Опорный конспект по теме «Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница».

Домашнее задание по теме «Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница».

Критерии оценки домашнего задания:

На оценку «3» надо выполнить верно задания 1 уровня сложности при двух недочетах.
На оценку «4» надо выполнить верно задания 1, 2 уровней сложности при двух недочетах.
На оценку «5» надо выполнить верно все задания при двух недочетах.

1 уровень сложности. Вычислите интегралы и выберите вариант ответа:

Ответы: а) 4; б) 18; в) 1; г)6; д) 0,5; е) 5; ж) 12; з) 6,6

2 уровень сложности. Вычислите площадь фигур, ограниченных линиями:

3 уровень сложности. При каких a будет верно равенство: