Внеклассное мероприятие в форме виртуальной экскурсии по Эрмитажу. Тема: "Келья" шедевров"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Целевая аудитория: Обучающиеся 7- 8 классов

Цели:

  • знакомство с одним из известнейших культурно-исторических музеев мира, создающее условия для формирования представлений о развитии мировой культуры;
  • развитие ключевых компетентностей обучающихся (познавательных, социальных, коммуникативных, информационных).

Задачи:

  • предоставить возможность визуально познакомиться с историей развития человечества через достижения духовной культуры, мотивировать их к изучению вопросов культуры; Результативность: формирование поликультурной компетентности.
  • расширить интеллектуальный кругозор учащихся через знакомство с мировыми шедеврами, развитие умения приобретения новых знаний в работе с историческим источником; Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей и  предметной компетентности – анализ исторического источника.
  • вызвать эмоциональный отклик на уникальность Эрмитажа – музея, являющегося культурным лицом страны и нации;
  • способствовать развитию познавательного интереса учащихся, эстетического вкуса через знакомство с творчеством художников и скульпторов разных стран и эпох;
    Результативность: формирование социальной и  предметной компетентностей.
  • способствовать развитию культуры представления учебного материала в форме презентации, с использованием ИКТ;
    Результативность:
    формирование  предметной и информационной компетентностей.
  • воспитывать осознанное уважение к произведениям искусства и гению человечества через развитие личной позиции обучающихся, опираясь на знание темы;
    Результативность: формирование интеллектуальной  компетентности и саморазвития.
  • подвести обучающихся к выводу о необходимости бережного отношения к достижениям культуры через отработку умения делать выводы и обобщения.
    Результативность: формирование информационной компетентности.

Маршрут включает следующие остановки:

  • Творение Франческо и Екатерины II
  • Первобытная культура
  • Античная культура
  • Западноевропейская культура
  • Культура стран Востока
  • Русская культура
  • Знаете ли вы?

Оборудование для экскурсии: Презентация, выполненная в программе MS Power Point 2007, с музыкальными и текстовым файлами, ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, колонки, программы Microsoft Office 2007 и выше (Power Point, Word), Интернет.

Ход внеклассного мероприятия – экскурсии презентация

№ п/п Слайда

Содержание экскурсии

Навигация, примечания

1 слайдТитульный слайд Титульный слайд, информация об авторе ресурса и эпиграф. Выразительное чтение высказывания Л.Н.Толстого: «Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем». Музыка звучит автоматически, заканчивается на 3 слайде. Переход к слайду 2 автоматически
2 слайдПролог Знакомство с темой экскурсии. В прологе проходит видеоряд по залам музея Эрмитаж. Цитата из стихотворения Степановой и текст слайда вводят учащихся в мир музея и помогают понять название экскурсии. С XVIII века «эрмитаж» (от франц. – келья, жильё отшельника, место уединения), как место для конфиденциальных встреч был непременным «атрибутом» в любой крупной дворцовой усадьбе. «Эрмитажем» называла Екатерина II вначале свои покои внутри Зимнего дворца, куда приглашались приближённые и избранные особы, и где было основано собрание редкостей и драгоценностей при дворце. Происходит эмоциональный настрой на экскурсию. Учитель помогает учащимся сформулировать цель и задачи занятия. Слайд-шоу и песня звучат одновременно, настроен автоматически
3 слайдМаршрут Маршрутный слайд

Учащиеся смотрят, слушают вальс Ф.Шопена, который звучит до ухода экскурсанта с третьего слайда. С третьего слайда по гиперссылке переходим на 4 слайд (объект 1), это начало экскурсии.

Анимация автоматическая.
Гиперссылки на объекты экскурсии с флажков с номерами
4 слайдостановка 1 «Творение Франческо и Екатерины II (из истории)»

Перед началом просмотра учитель спрашивает у учащихся, что такое «музей» и в чём его значение или напоминает об этом уже при просмотре. (Музей – это учреждение собирающее, хранящее и выставляющее на всеобщее обозрение произведения искусства, научные коллекции, предметы истории и быта.) Учащиеся смотрят слайд-шоу и прослушивают историю создания одного из самых знаменитых и крупных музеев мира – музея «ЭРМИТАЖ».
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. По масштабам и значению коллекций в один ряд с Эрмитажем могут быть поставлены лишь Британский музей в Лондоне и Лувр в Париже. Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II в 1764 году (принято считать датой основания Эрмитажа). Тогда в собственность императрицы Екатерины II из Берлина поступила коллекция крупного немецкого негоцианта И. – Э. Гоцковского. Желая погасить свою задолженность русской казне, он предложил вместо денег богатейшее собрание западноевропейской живописи, включавшее 225 картин. Хотя еще в начале 60-х годов XVIII века много художественных ценностей – картин, скульптуры, разных камней, гобеленов, принадлежащих императорской семье, находилось в Зимнем дворце. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж. Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает 5 зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых, повелось считать Зимний дворец. Это бывшая резиденция русских царей, построенная в 1754 – 1762 годах по проекту выдающегося зодчего, итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Это был уже четвёртый вариант, возведённый на этом месте для императрицы Елизаветы Петровны. На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около 3 млн. произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

На слайде используется прием слайд-шоу, анимация настроена автоматически с одновременным сопровождением звукового текстового файла

возврат на маршрут кликом по всплывшей, после окончания просмотра, синей  управляющей кнопке со стрелочкой

5 слайдостановка 2 «Первобытная культура»

Большое значение в экспозиции Эрмитажа имеет собрание первобытного искусства и археологических культур с территории бывшего СССР, особенно богатейшая в мире коллекция «скифского золота», уникальные находки из курганов Пазырыка, памятники других культур Великой Степи. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литье, каменные плиты с петроглифами.
Древнейшие памятники относятся к эпохе палеолита – мелкая скульптура из камня и кости, в том числе знаменитые женские фигурки и фигурки птиц, обнаруженные при раскопках стойбища охотников у села Мальта близ Иркутска и поселения Костенки I на Дону. Возраст этих вещей – около 20 тысяч лет. Значительно по размеру собрание неолитических предметов III-II тысячелетия до н. э. Выделяется великолепная голова лосихи, вырезанная из рога, найденная при разработке Шигирского торфяника на Урале, костяной идол из селения в Псковской области, каменные скульптурные изображения рыб из Забайкалья. Особое место занимают памятники культуры и искусства древних земледельцев (трипольская культура IV-III тыс. до н. э. и культура древних земледельцев Южной ТуркменииVI-III тыс. до н. э), представленные превосходной расписной глиняной посудой, фигурками женщин и животных. С культурой эпохи бронзы знакомят многочисленные находки из памятников степей юга России и Сибири, Северного Кавказа.
В особой кладовой хранятся вещи из драгоценных металлов работы мастеров, живших два, три и более тысячелетия назад. К ним относятся предметы Сибирской коллекции Петра I, среди которых много поясных блях с изображением стилизованных животных, терзающих свою жертву. Интересны изготовленные из золота памятники скифской культуры VII-III веков до н. э., найденные при раскопках на Кубани. Это гребень из кургана Солоха, массивная «Пантера» и знаменитый «Олень» – один из символов Эрмитажа.

Использован приём «Интерактивная лента»
для прокрутки клик по кнопке – триггеру в виде пятиугольной стрелочки

возврат на маршрут кликом по всплывшей, после окончания просмотра, синей  управляющей кнопке со стрелочкой

6 слайдостановка 3 «Культура античного мира»

Коллекция античных древностей в Эрмитаже насчитывает свыше 106000 памятников, представляющих культуру и искусство Древней Греции, Древней Италии и Рима, античных колоний Северного Причерноморья. Самые ранние из них восходят к III тыс. до н.э., самые поздние датируются IV в. н.э.. Большинство из предметов коллекций найдено во время археологических раскопок в XIX—XX веках на северном побережье Черного моря на месте античных городов-колоний Пантикапея, Нимфея, Феодосии, Херсонеса (Крым), Ольвии (Николаевская область), Фанагории (Таманский полуостров) и др., а также приобретено в Италии и других странах для эрмитажного собрания.
На выставке «Культура и искусство Древнего Рима» богато представлены все основные виды римской скульптуры: культовые статуи, портретная пластика, рельефы, декоративная скульптура, а также мраморные римские саркофаги.
Эрмитаж располагает богатейшим собранием древнегреческих ваз, позволяющим проследить развитие гончарного искусства, начиная с IX-VIII веков до н.э. по III век до н.э.. В отделе представлены скульптуры, связанные с творчеством величайших мастеров Греции: Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Из работ Лисиппа наибольший интерес представляет скульптура «Геракл, борющийся со львом». До наших дней сохранилась лишь небольшая часть памятников античности.

Использован приём «Интерактивная лента»
для прокрутки нужно кликнуть по кнопке – триггеру в виде пятиугольной стрелочки

возврат на маршрут кликом по всплывшей, после окончания просмотра, синей  управляющей кнопке со стрелочкой

7 слайдостановка 4 «Западноевропейская культура»

Перед движением по четвёртой остановке маршрута учитель делает вступительное слово, а при просмотре даёт краткие комментарии при необходимости.
Отдел западноевропейского изобразительного искусства: живопись, скульптуры, рисунки и гравюры занимают в Эрмитаже около 100 залов. Среди художественных сокровищ Эрмитажа особо выделяется коллекция западноевропейского искусства, насчитывающая около 600 000 экспонатов и являющаяся одной из лучших в мире.
Постоянные выставки занимают 120 залов музея и располагаются в 4-х зданиях. Коллекция отражает все этапы развития западноевропейского искусства от средних веков до нашего времени. В собрании сосредоточены произведения выдающихся художников Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии, Фландрии, Франции и других стран Западной Европы. Наряду с живописными полотнами и скульптурами в нем хранятся разнообразные произведения прикладного искусства, рисунки и гравюры. Последние, согласно международным правилам, экспонируются только на временных выставках.
Подробнее учитель, или учащиеся с заранее приготовленными сообщениями, останавливается на итальянской живописи XIII - XVIII вв., испанском искусстве XVI – XVII вв.,  искусстве Фландрии XVII в., искусстве Голландии XVII в., искусстве Франции XV—XVIII вв., искусстве Англии XVII—XIX вв., искусстве Германии XV—XVII вв.

Анимация и звуковое оформление осуществляются автоматически

возврат на маршрут кликом по всплывшей, после окончания просмотра, синей  управляющей кнопке со стрелочкой

8 слайдостановка 5 «Культура стран Востока»

Отдел археологии Восточной Европы и Сибири. Фонды отдела насчитывают почти  500 000 памятников в 33 залах. Уже в дореволюционное время в Эрмитаже имелись ценнейшие памятники культуры Востока, но количество их было невелико, коллекция не носила систематического характера и не давала полного представления об огромном вкладе, внесенном народами этих стран в сокровищницу мировой культуры. Лишь в советское время, в 1920 году, в Эрмитаже создается отдел истории культуры и искусства народов советского и зарубежного Востока, собрание которого постоянно пополняется и включает ныне около ста пятидесяти тысяч памятников. Это памятники культуры и искусства народов Средней Азии, Византии, Ирана.

Использован приём «Листание»

листание книги осуществляется кликом мышки в любой части слайда

возврат на маршрут кликом по всплывшей, после окончания просмотра, синей  управляющей кнопке со стрелочкой

9 слайдостановка 6 «Русская культура»

Отдел истории русской культуры занимает свыше 50 залов. Он создан в Эрмитаже сравнительно недавно, в 1941 году. Однако многие памятники, входящие в состав его собрания, находились здесь с давних пор. Свыше двухсот пятнадцати тысяч экспонатов, составляющих ныне фонды отдела, с большой полнотой характеризуют важные этапы истории, культуры и быта России, а также отдельные стороны развития ее искусства (главным образом прикладного).
В отделе истории русской культуры (VII — XIX вв.) представлены образцы древнерусской живописи и скульптуры, рукописные и первопечатные книги, предметы быта — костюмы, ткани, изделия из бронзы и серебра. Внимание посетителей привлекают вещи из цветного металла и стали, сделанные тульскими умельцами XVIII в. Всегда много посетителей около «Восковой персоны» — фигуры императора Петра I. Ее с документальной точностью выполнил сразу же после смерти Петра скульптор Б. К. Растрелли. Эрмитаж похож на губку: здесь становится отчетливо понятно, что культура России впитывала лучшие образцы мирового искусства, что она создавалась в концентрированном культурном пространстве и крепла, занимая гигантское место в мире. Не зря на портике Нового Эрмитажа стоят атланты – один из символов Санкт-Петербурга: герой греческих мифов, держащий небо на руках – очень подходящий и впечатляющий символ спокойной мощи русской культуры.

Знакомство с теоретическим материалом объекта возможно по гипперссылке перехода в Интернет «О русской культуре» в левом нижнем углу слайда.
Поворот куба с видеорядом слева на право осуществляется кликом мышки в любой части слайда. Возврат на маршрут кликом по всплывшей, после окончания просмотра, синей  управляющей кнопке со стрелочкой.
10 слайдостановка 7 «Знаете ли вы?»

Сохранился документ, относящийся к периоду правления императрицы Елизаветы I от 1745 года – «Генерал-губернатору Казанской губернии Артемию Григорьевичу Загряжскому. Сыскать и прислать в Санкт-Петербург тридцать самых лучших и больших котов». Зачем?
(для охраны экспонатов музея от мышей и Зимнего дворца от пожара)

Я вхожу в Эрмитаж, как в хранилище человеческого гения.
В Эрмитаже я впервые, еще юношей, почувствовал счастье быть человеком.
И понял, как человек может быть велик и хорош…

К. Паустовский

Итог экскурсии.

Вопрос появляется автоматически, ответ по клику мышкой. Далее вся анимация осуществляется автоматически. С данного объекта с помощью двух появляющихся управляющих кнопок со стрелочкой возможен возврат на слайд маршрута или переход к слайду с информационными источниками.
12-15 слайды Информационные источники «Информационные источники»:
  1. Здания и залы Эрмитажа. Зимний дворец. Акварели XIXвека. Государственный Эрмитаж. Альбом. Серия «Наши музеи». – М., Л: «Советский художник»,  1964
  2. Государственный Эрмитаж. Набор открыток. – М.: «Изобразительное искусство», 1983
  3. Государственный Эрмитаж. Том 1-2. Часть 1-2. Серия «Великие музеи мира. Комсомольская правда». – М.: ООО «Издательство «Директ – Медиа», ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2011
  4. Санкт-Петербург. История. Архитектура. Искусство. – С-Пб: «П – 2», 2007
Переход к следующему слайду настроен по щелчку

Рекомендации по использованию ресурса:

Во внеурочной деятельности:

1. Классные часы в 7 – 8 классах, направленные на эстетическое воспитание и творческое развитие учащихся «Келья шедевров» (1 час) или, например, «Ведущие музеи мира», «Культура народов мира».
2. Индивидуальный просмотр в домашних условиях.

В рамках урочной деятельности:

1. Весь ресурс, как виртуальную экскурсию,  можно использовать на уроке по истории России в 7 классе при изучении темы «Художественная культура» (1 час) (к учебнику История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс./А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение);
2. Элементы ресурса, связанные с культурой зарубежных стран, возможно включать  в изучение соответствующих тем по Всеобщей истории (5-8 класс).