Урок географии по теме "Япония". 11-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: составить экономико-географическую характеристикуЯпонии.

Задачи урока:

  • совершенствовать умения выделять черты ЭГП и населения страны, используя разнообразные источники информации;
  • формировать трепетное и уважительное отношениие к красоте и духовной культуре японского народа;
  • развивать творческие способности учащихся при выполнении заданий.

Оборудование:

1. Учебники Максаковского В.П., тетради, контурные карты, атласы.
2. Дополнительные материал к уроку для работы групп.
3. Интерактивная доска, мультимедийная установка, ПК, устройства для проверки теста
4. Распечатки тестов про теме «Китай».
5. Карта Зарубежной Азии.
6. Для коллажа – картинки, фото, клей, рисунки, ножницы, маркеры, листы формата А3.
7. Магнитная доска.
8. Презентация «Япония».
9. Правила составления синквейна (плакат, алгоритм)

Этапы и ход урока:

I. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся.

Учитель: На прошлом уроке мы закончили изучение Китая, выполнили практическую работу. Попробуем проверить свои знания, выполняя тест «Китай».

II. Актуализация знаний

Проверка знаний по теме «Китай» – 12 уч-ся работают с пультами. 12 уч-ся выполняют тест «Китай» индивидуально на ПК. Время для работы (5-7 минут).
Учитель информатики проверяет с 1-й группой выполнение заданий интерактивного теста. Называются результаты.
Уч-ся 2-й группы осуществляют самопроверку по окончанию тестирования. Оценки называются учителю. Учащиеся получают оценки по входному контролю.

III. Изучение нового материала

Учитель географии: Сегодня мы продолжаем путешествие по Азии. Перед нами завораживающее путешествие на Японские острова, где находится древняя страна Япония – страна контрастов, где соседствует современность в сочетании с традициями, обычаями, древней историей.
Цель: Сформулируйте цель нашего урока. Какие знания, умения и компетентности необходимо сегодня вам сформировать? Учащиеся отвечают. Учитель корректирует ответы учащихся.
Учащиеся в тетради записывают тему урока, данные по стране (площадь, численность населения, столицу).

  • Экономико-географическое положение (ЭГП)  – 3 минуты

Слайды 4, 5. Рассказ ученицы с использованием презентации.

Учащиеся на контурной карте показывают особенности ЭГП (наносят о-ва, моря, полуострова, пограничные государства).

  • Государственный строй и органы управления Японии. – 1 минута

Слайды 2, 3, 6. Учащиеся делают необходимые записи в тетради по рассказу ученицы и материалам презентации.

  • Население Японии. Характерные черты и особенности населения –3 минуты

Слайд 9.

– По численности населения – 8 место в мире, после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, России.
– Средняя плотность населения – 336 человек на кв. км, размещается крайне неравномерно в долинах рек и на приморских равнинах.
– Государство – однонациональное (преобладают – японцы – 99%).
– Высокоурбанизированное население,76% проживает в городах (12 из них – города-миллионеры)
– Перешли от 2 типа воспроизводства к первому. Снижение естественного прироста объясняется желанием повысить уровень жизни.
– Нация здоровых людей – низкая детская смертность, самый высокий уровень продолжительности жизни (мужчины–76 лет, женщины– 82 года).
– Японский язык сложный и не входит ни в одну языковую семью.
– Очень верующая нация, исповедуют буддизм, синтоизм.
– Страна высокой культуры, древних традиций, сплошной грамотности.

Учитель географии: Япония – страна контрастов. Только здесь, на этом изрезанном, обособленном от всего мира клочке суши противоположности идеально дополняют друг друга. Ультрасовременность соседствует с традициями, образуя необыкновенное со всех точек зрения единство. Большие города – лучший тому пример. В достигающих туч небоскребах, в окружении точных, функциональных устройств высшего качества работают люди, до сих пор  хранящие верность старинным традициям. Их понимание чести, иерархия ценностей или представление об эстетике сильно расходятся со стандартами, принятыми на Западе. Поэтому японцы, хотя и столь современные, как будто бы не из нашего времени.
Если приглядеться к их жизни, голова идет кругом. Нелегко понять не только японские обычаи, но и историю. По легенде, она охватывает те времена, когда на земле правили боги, а среди них – синтоистская богиня Аматерасу, мать всех японцев. Сам император должен быть ее прямым потомком, что было официальным постановлением двора до 1946 года. Последующие эпохи приносили значительные культурные перемены. Конфуцианство, синтоизм, буддизм формировали государство и образ мышления  его граждан. Разве не удивителен тот факт, что только в этой стране созерцание весной цветущей вишни возросло до ранга национального праздника?
Чего бы не касались японцы они это делают это со страстью. Заваривание чая стало духовным упражнением, составление цветочных композиций – видом искусства, борьба – способом самосовершенствования, а прием пищи – рафинированной, высоко эстетической церемонией. Подобное восприятие жизни вызывает зависть и в тоже время удивление. С таким же усердием современные жители страны Восходящего Солнца создают сложное техническое оборудование, которое славится во всем мире высочайшим качеством и необыкновенными инновациями. С этой точки зрения японцы оставили далеко позади все остальные нации. В то же время они тщательно берегут свои тайны и не разрешают вывозить из страны многие из этих чудес техники. Однако больше всего поражает в Японии красота, скрытая в ее естественной простате. Она не взялась ниоткуда – более тысячи лет тяжелой работы над самосознанием жителей принесли богатые плоды. (1, с.3)

Знакомство с культурой японцев (работа по группам).

Учащиеся заранее делятся на группы по 4 человека. Каждый ученик выполняет четко определенное задание, по выполнению которого оценивается учащимися группы и учителем (подборка материалов по теме, подготовка выступления, подготовка материалов к коллажу и составление синквейна).

Учащиеся выбрали следующие заинтересовавшие их вопросы для более глубокого изучения:

1 группа – японский дом
2 группа – традиционная одежда
3 группа – японский театр
4 группа – японские сады, икебана
5 группа – японская пища
6 группа – самураи.

Задание: Составить рассказ по теме. Изготовить коллаж на листе формата А3 или на компьютере. Составить синквейн, согласно алгоритма его написания.– 10 минут.

Выступление групп (по 2 минуты каждая группа).

IV. Закрепление

Задание: Представить синквейн по одной из изученных тем, показать в нем ваше восприятие японской культуры. Алгоритм или правила составления на плакате.(3 минуты)

СУШИ
Необычные и вкусные.
Удивляют, притягивают, насыщают.
Водоросли, рыба, рис– деликатес.
Великолепно! (Таня Казак)

Рефлексия: оценить работу групп и каждого участника.

Группы оценивают других учащихся, выставляя им оценки в карточки. Говорят спасибо своей группе.

V. Домашнее задание

  • Читать учебник, с.241-250;
  •  Выполнить творческое задание:

– Составить словарь японских слов с переводом.
– Подобрать интересные факты из жизни японцев.
– Задание 8, дополнительное, для удовольствия, с. 267.(выбрать любое для себя задание)

Литература к уроку:

1. Коллекция «Золотой глобус». Япония. Край цветущей сакуры. Путеводитель + фильм на DVD.
2. Страны и народы: Научно-популярное географо-этническое издание в 20 томах. Том Зарубежная Азия. Восточная и Центральная Азия/ Ред. кол.: отв. ред. М. И. Сладковский – М.: Мысль, 1982, – 285 с, ил., карт.
3. Япония наших дней (Справочное издание). Глав. редактор восточной литературы, «Наука», 1983.
4. С.А.Арутюнов, Р. Ш. Джарылгасинова. Япония: народ, культура, 36,1991, М., изд-во Знание, с.64.Серия «У политической карты мира».
5. Япония./ Отв. ред.С.А.Дийков.–2е изд., доп и перераб. – М.: Международные отношения,1991.– 280 с.
6. Завьялова О.И. Токио и токийцы: будни, выходные, праздники. – М.: Наука: глав. Редакция восточной литературы, 1990.– 152 с.: илл. – (Рассказы о странах Востока)\
7. Родионова И.А.Пособие по географии для поступающих в вузы Страны мира. Экономико-географическая характеристика, Российский университет дружбы народов. Уникум-центр, М., 1997, 160 с.