Игровая НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Поможем Незнайке"

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция областей: коммуникация, художественное творчество, познание, социология, здоровье, чтение художественной литературы.

Цель: повторение и закрепление знаний, умений и навыков, полученные на НОД по обучению грамоте и развитию речи.

Задачи.

Образовательные.

- Продолжать учить различать гласные и согласные звуки, буквы. (Коммуникация)

- Упражнять в слоговом анализе слова, учить соотносить слово с заданной моделью.

- Упражнять в определении первого звука в слове и в звуковом анализе слова.

- Упражнять в умении составлять предложения по выбранным словам.

- Закрепить у детей понятие” слово-действие”. (Коммуникация)

- Закрепить знания детей о животных . (Познание)

- Совершенствовать навыки порядкового счета. (Познание)

Развивающие.

- Развивать умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, закрепить понятия “слева” и “справа”. (Познание)

- Развивать связную речь, обогащать словарный запас. (Коммуникация)

- Развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук, артикуляционный аппарат и дыхание. (Здоровье)

- Развивать способность к изобразительной деятельности, воображение, творчество. (Художественно творчество)

Воспитательные.

- Воспитывать желание получать знания, готовиться к обучению в школе. (Социализация)

- Воспитывать любовь к художественной литературе. (Загадки, скороговорки, пословицы) – образовательная область “Чтение художественной литературы”.

- Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умения работать в группе, воспитывать привычку работать сообща. (Социализация)

Оборудование.

Ноутбук, задания на листочках, рисунок Незнайки и Знайки, карточки с буквами, со словами, домики с окошками, листы с заданиями, дидактическая игра недорисованный человечек, схема букв, листики на подносе, игрушки или картинки животных.

1) Организационный момент

Сегодня у нас гости. Поздороваемся. Здравствуйте. Исанмесез.

Мы сегодня повторим и закрепим знания по обучению грамоте и развитию речи.

Вспомним наше правило: “Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре смело, четко говорим и тихонечко сидим.

- Ребята, сегодня к нам пришло электронное сообщение из Цветочного города от Незнайки. Слайд 1. (Картинка Незнайки). Он, как и вы собирается в этом году в школу. Знайка и его друзья решили проверить готов ли Незнайка к школе, и дали ему ряд заданий. Незнайка очень боится ошибиться, не выполнить заданий, и просит у вас помощи. Поможем Незнайке выполнить все задания без ошибок? (Поможем)

- Я тоже отправила сообщение, чтобы он пришел сюда.

- А где же Незнайка? Подойдите сюда. Может он спрятался под листочками. Дыхательная гимнастика.

- Все вместе глубоко вдохнем носиками и сильно подуем ртом.

- Вот и Незнайка.

- Мы тебе поможем.

- Для начала мы приготовим язычок, и домик где живет язычок.

Артикуляционная гимнастика.

- Повторим за мной.

Са-са-са - летит оса,

Су-су-су - мы видим осу,

Сы-сы-сы - мы не боимся осы,

Су-су-су – мы прогоним осу,

Са-са-са - улетела оса.

- Переходим к выполнению заданий.

Садимся.

2) Основная часть

1. Задание 1. Игра: “Хлопни, топни”.

- Ребята, давайте напомним Незнайке, какими бывают звуки (гласными и согласными). Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянуться, поются голосом, произносятся без препятствия). Назовите гласные звуки. Вы сказали, гласные звуки поются. А давайте споем. А сейчас берите зеркала и смотрите, что произносятся без препятствия. А с какими согласными звуками вы уже познакомились? (Дети называют согласные звуки). Почему эти звуки мы называем согласными? (Звуки произносятся с препятствием).

- А сейчас, будьте внимательны. Я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, хлопните в ладоши, а согласный звук – топните ногами.

- Как различаются буквы от звуков? (Ответы)

- Звуки слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

Игра: “Буквы распутались”.

- Какие буквы мы найдем? (Ответы)

- Молодцы! Справились с этим заданием. Думаю, что Незнайка тоже не ошибется при выполнении этого задания.

2. Следующее задание от Знайки. Слайд 2. (Знайка).

Нам нужно помочь Незнайке определить количество слогов в названии домашних животных и расселить их каждого в свой домик. В домике с одним окно поселятся животные, в названии которых 1 слог, в домике с двумя окнами – животное с 2 слогами, а животные с тремя слогами в названии поселятся в доме с тремя окнами. (Дети определяют и называют количество слогов в словах)!

(Корова, баран, конь, овечка, свинья, коза, собака, поросенок, носорог, …)

Проблемные вопросы.

- Незнайка благодарит вас, за то, что вы выполнили это задание без ошибок!

3. Ребята, у Незнайки есть друг-поэт Цветик. Он очень любит сочинять стихи, загадки и знает много скороговорок и пословиц. Цветик загадал загадку. Между двух светил я один. (Нос)

И нам с вами нужно ему помочь не только их отгадать, но и определить с какого звука начинается отгадка. (Дети отгадывают загадку, определяют первый звук, дают его характеристику: гласный, согласный, твердый, мягкий)

- А вы, какие загадки знаете?

Загадки.

- А кто знает скороговорки? Дети читают скороговорки.

- Молодцы. Это все Незнайке понадобиться.

- А сейчас давайте отдохнем.

Физминутка.

К быстрой речке мы спустились
Поклонились и умылись
Раз, два, три, четыре, пять
Вот и мы и освежились.

Садимся за столы и берем листочки и карандаши.

Спинка прямая и ноги вместе. Держите осанку.

Работа на листочках.

- Справа от вас на верхнем углу стола листочки.

- Назовите предметы, первый звук превращайте в буквы и пишите в клетку. Какое слово получилось. Радуга. (Я люблю смотреть на радугу)

- Составьте предложения, со словом радуга.

4. Задание о понятие “слово - действие”. Какой вопрос задаем к словам - действиям? Что делает?

Друг Незнайке Тюбик любит рисовать. Он нам отправил такой рисунок.

Вот недорисованный рисунок. Давайте дорисуем, но по особенному.

- Дорисовать глаза можно, если назовете 3 слова - действия. (Глаза что делает?) Кто активный тот дорисовывает глаза. Дорисовываем нос. Дорисовываем рот, уши, ноги, руки.

- Получился очень хороший рисунок.

Игра “Спроси-ответь”.

- Найдите глазки своего соседа. Возьмите в руки картинки. Сейчас один спрашивает, другой отвечает. Согласитесь между собой, кто будет спрашивать, и кто будет отвечать. Найти слово - действие. А потом наоборот, но по-татарски.

Молодцы! Незнайка благодарно вам.

5. Задание 5. Из букв составить слова.

- Знайка составил из букв хорошие ,полезные для всех, добрые слова, а Незнайка открыл окно и ветер разметал и распутал по столу все буквы. Давайте мы с вами поможем Незнайке собрать буквы и написать слова.

- Нам надо разделится на две подгруппы. Для этого рассчитайтесь “первый, второй”. Первые номера подойдите справа от Незнайки, а вторые номера слева от Незнайки.

Составим из букв слова.

ДРУЖБА. ЗНАНИЕ.

- Молодцы! Составили из букв слова.

- Ребята давайте составим предложение со словами дружба и знание.

Кто знает пословицы о знании и о дружбе.

Вот и советы для Незнайки и будущего ученика.

3) Итог.

- Ну вот, и помогли мы Незнайке выполнить все задания. Какое задание вызвало у вас затруднение? А с каким заданием вы справились легко? Мы с вами будем ждать следующего сообщения из Цветочной страны, о том, как Незнайка справился с заданиями.

А Незнайка вам приготовил сюрприз.

Музыка.

(Около ноутбука лежит конверт, а в конверте медали с наклейкой)

Спасибо за внимание!

Попрощаемся с гостями. До свидания! Сау булыгыз!