Урок русского языка по теме "Знакомство с понятием "сравнение"". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • образовательные: познакомить учащихся со сравнением, его строением, разновидностями, способами выражения, ролью в тексте; формировать навык использования сравнений в речи;
  • развивающие: формировать умение анализировать и сравнивать; развивать воображение, речь;
  • воспитательные: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (наблюдательность, сообразительность).

Ход урока

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

– Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок и звуков, очертаний. Человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнивать, уловить сходство и различие явлений. Это помогает ему познать мир.

2. Выяснение понятия сравнения.

1) Работа с текстами. Прочитайте и ответьте на вопросы.

У водорослей вместо корней тонкие отростки – ризоиды, которые служат только для прикрепления ко дну. Нет у них ни листьев, а на стебле – листообразные выросты. Нет и цветов. Вот какие странные растения! ( http://www.what-who.com/v/vodorosli.html )

Водоросли сильно отличаются от других растений. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков. Они часто похожи на нити, ленту, бахрому, маленькие шарики. (Учебник “Окружающий мир”.)

– О каком растении идет речь в текстах?
– Чем отличаются водоросли от других растений?
– В каком из текстов нагляднее представлен внешний вид водорослей?
– Благодаря чему вы это увидели?
– Почему возникло сравнение водорослей с этими предметами?
– Что у них общего?

2) – Скажите, можно ли сравнить мяч с апельсином? Кактус с ёжиком? Назовите общие признаки указанных предметов?

– А молнию с линейкой? Почему?

3) Выводы:

– Что значит сравнивать предметы или явления?
– С какой целью сравниваются предметы и явления?
– Какие предметы и явления можно сравнивать?

Учитель:

– В нашей повседневной жизни мы постоянно пользуемся сравнением. Сравнить – значит сопоставить предметы или явления, чтобы определить сходные или различные их признаки. Сравнение помогает нам узнать ранее неизвестное, расширяет наше знание жизни. Все познается в сравнении: не зная плохого, нельзя оценить хорошее; не узнаешь трудного без легкого, скорого – без медленного, белого – без черного. Но сравнивать можно только такие предметы и явления, у которых есть какие-либо общие признаки или свойства. Сравнивать можно все: людей, животных, характеры, лица, предметы, дома, города, явления природы и другое. Предметы можно сравнивать по разным качествам: по вкусу, цвету, размеру, температуре, возрасту и т.п.

4) Выяснение строения сравнения и способов его выражения.

– Запишите предложение, найдите в нем сравнение и подчеркните его:

Цветок кактуса как пламя.

– Что с чем сравнивается? По какому общему признаку сравниваются предметы?
– Из каких двух частей состоит сравнение?
– Что входит во вторую часть?
– Замените слово как словами как будто, словно, точно, напоминает, похож на.. и прочитайте получившиеся предложения.
– Перестройте предложение так, чтобы вторая часть сравнения была предложением. (Цветок кактуса яркий, как будто пламя горит на окне.)
– Как изменится смысл предложения, если мы перестроим предложение следующим образом: Цветок кактуса ярче, чем пламя?
– Какому из сравниваемых предметов в большей степени принадлежит признак яркости?

Учитель:

– Таким образом, в сравнении всегда две части: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Слова как, словно, будто, точно, напоминать, похож на… и другие входят во вторую часть сравнения. Сравнение может быть выражено различными способами: при помощи сравнительных союзов, при помощи слов похож и напоминать, при помощи сравнительной степени.

3. Закрепление.

Отработка умения сравнивать предметы и явления и выражать сравнение различными способами.

1) – Расскажите о внешнем виде жирафа или об апельсине так, чтобы мы представили их ярко и точно, т.е. сравните с чем-либо.

– Почему вы сравнили жирафа и апельсин именно с этими предметами? Назовите их общие признаки.
– С чем можно сравнить сверкающие звезды, осенние листья? Почему?

2) Задание: из данных слов выберите пары, которые называют предметы и явления, имеющие общие признаки. Назовите эти признаки.

Кисть сирени, звездочка, антенна, лист клена, вилы, волосы, ковер, гроздь винограда, мачта корабля, корона, цветок сирени, рога, огонь, листья.

3) – Определите, какое из данных слов лишнее, так как называет предмет, не имеющий общего признака с двумя другими:

Солнце, красный диск, молния; стол, снег, покрывало; пламя, березы, красные розы.

4) – Почему в следующих загадках говорится об этих предметах?

Детки сели на карниз и растут все время вниз. (Сосульки.)

В доску спрячется бедняжка – чуть видна его фуражка. (Гвоздь.)

Возле каждого окошка есть горячая гармошка. (Батарея).

Учитель:

– Итак, в основе сравнения всегда должно лежать сходство, этого забывать нельзя. Иначе сравнение окажется неудачным и сделает речь не выразительной, а даже смешной.
– Определите, какую ошибку в употреблении сравнений допустили учащиеся?

От купания в морской воде волосы у девочки стали жесткими, как кочерга.

Маня рассказывает о страдающем герое: "Он был бледен, как драная корова, он дрожал, как засаленный колпак, из глаз его текла смола".

5) Творческая работа.

– Включите в текст сравнения, чтобы читатель смог более точно представить айсберг.

Сверкающие под холодными лучами полярного солнца айсберги возвышаются над водой,... (как ледяные горы). Большая их часть скрыта под водой. Лед их пресный, чистый, он... (похож на стекло). Вот что такое айсберги!

– Почему для сравнения вы употребили слова, обозначающие именно эти предметы?
– Какие способы выражения сравнения вы использовали?

4. Подведение итогов.

Беседа:

– Что лежит в основе сравнения?
– Какие бывают сравнения?
– Зачем в языке используются сравнения?

Учитель:

– Каждый из вас стремится к тому, чтобы его речь была выразительной, точной и грамотной. Надеюсь, что наш урок позволил вам приблизиться к этой заветной цели. 

Домашнее задание:

1. Подобрать сравнения к указанным словам, составить сними предложения: глаза, облака, луна.
2. Описать осенний лес, используя сравнения.