Урок русского языка по теме "В лексической мастерской". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Для проведения двух уроков русского языка в пятом классе – написание сочинения-рассуждения (обновлённый в соответствии с ФГОС учебник для 5 класса, упр. 345) используется одна из технологий личностно-ориентированного образования – мастерская.
Работа в Лексической мастерской состоит  из двух частей: групповой и индивидуальной. Класс делится на группы. Сбор материала по теме «Следы» идет около двух недель, обсуждается на форуме в Дистанционной школе.
Цели уроков: научить пятиклассников распознавать слова, употребленные в переносном значении; определять лексическое значение слов с помощью словаря и без него; употреблять слова в переносном значении в речи; читать и осмысливать культурные тексты  разного уровня сложности  с разными стилевыми и иными особенностями;
в Лексической мастерской тренировать умение учащихся писать сочинение-рассуждение (упр. 345);
формировать умение работать в группе.

Цели урока:  

  • научить пятиклассников распознавать слова, употребленные в переносном значении;
  • определять лексическое значение слов с помощью словаря и без него;
  • употреблять слова в переносном значении в речи; читать и осмысливать культурные тексты  разного уровня сложности  с разными стилевыми и иными особенностями;
  • в Лексической мастерской тренировать умение учащихся писать сочинение-рассуждение (упр. 345);
  • формировать умение работать в группе.

Предварительная работа учителя: на предыдущих уроках поработать со словарной статьёй, однокоренными словами слова след, словосочетаниями со словом след,  проверить готовность групп к уроку, работа на форуме ДШ.

Предварительная работа групп:

  • сделать маленькие эмблемы со «следом»;
  • знать содержание рассказа Ю.Я. Яковлева «Учитель»; на выбор членов группы:
  • написать на 1/3 листа А4 небольшую историю из жизни, связанную со словосочетанием  «оставить след»;
  • приготовить к показу одну презентацию из фотографий;
  • приготовить к показу один маленький  видеоролик на тему «Оставить следы».

Оборудование урока: упр. 344, упр. 345 из учебника для 5 класса, компьютер, мультимедиа-проектор, экран, аудиозапись из мультфильма «Маша и Медведь», памятки для написания сочинения по количеству учащихся в классе.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Представление групп.
Звучит песня о следах из мультфильма «Маша и Медведь».

I часть. Работа в группах. Сбор материала для мастерской.

1) Беседа учителя с учащимися

– Ребята, чем хвалится Маша? (Тем, что узнает любого зверя по следам.)
– Что мы можем узнать по следу?
– Что значит «оставить след» в прямом и переносном значении? (Ответы учащихся)

2) Просмотр презентаций и видеороликов. Обсуждение. (Приложение 1)

– Послушаем истории на тему «оставить след». (Зачитать и обсудить.) (Приложение 2)
– Вы прочитали рассказ Ю. Яковлева. Какой след в душе мальчика оставил учитель? Как это случилось?
– В каких рассказах кто-то оставил неизгладимый след в душе другого? (А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»;  М.Ю. Лермонтов «Бородино»;  И.С. Тургенев «Муму»  и др. произведения)

3) Обобщение:

– Что интересного о словосочетании «оставить след» вы узнали сегодня?

II часть. Индивидуальная работа

1)  – Мы собрали довольно много материала и теперь можем войти в Лексическую мастерскую. Напоминаю: здесь тренируют умение писать сочинение-рассуждение. Вспомним структуру рассуждения. (Дети отвечают.)
– Прочитайте в учебнике упражнение № 344. Как обыгрывается ключевое слово этого стихотворения? (Ответы учащихся.)
–  Упражнение № 345. Как бы вы ответили поэту на поставленный вопрос?
– Пусть каждый из вас задумается и напишет свой ответ. Для вас вопрос может прозвучать так: «Какой я хотел  бы оставить след на земле?» (Учитель раздаёт памятки, как писать сочинение-рассуждение.)  (Приложение 3)
– Этот вопрос будет заглавием и основной мыслью рассуждения. Тезис – ответ на вопрос.
Аргументы – из жизни, из книг, фильма. Вывод.
Пользуйтесь всеми материалами нашего урока!

2) Написание сочинений. Чтение написанного. Обсуждение. (Приложение 4)

3) Выход из Мастерской. Рефлексия.

Предложение: после проверки сочинений учителем оставить след на сайте класса – поместить работы (по желанию) в раздел «Наши уроки».

III часть. Анализ работы учащихся.  (Приложение 5)