Открытый урок музыки по теме "Дух патриотизма в музыке русского народа". 4-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Тема четверти: «Музыка моего народа»

Тип урока: урок-исследование

Цель урока: доказать с помощью исследования, как музыка русского народа поднимала в человеке дух патриотизма.

Задачи:

  • воспитывать патриотические чувства школьников, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению путем приобщения к героической  музыке, написанной  в годы войны;
  • развивать творческое мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений, интегрируя с изобразительным искусством, историей, литературой;
  • обогащать духовный мир ребенка, приобщая его к лучшим образцам русской музыки героико-патриотической тематике.

Структура урока:

Организационный момент:

– Мотивация.
– Проблемная ситуация.
– Слушание и осмысливание.
– Закрепление нового материала.
– Выполнение творческих заданий.
– Оценивание.

Виды деятельности учащихся:

1. Слушание музыки.
2. Вокально-хоровая работа.
3. Анализирование  музыкальных произведений.

Методы обучения:

  • Словесный.
  • Наглядно-слуховой.
  • Стимулирование музыкально-творческой деятельности через    создание проблемно-поисковой ситуации.
  • Анализ, сравнение, обобщение.

Оборудование: видеофрагменты из документальных фильмов, аудиозаписи песен, портреты композиторов, фортепиано, компьютер, презентация, мультимедийный проектор.

Музыкальные материалы: 

  • русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»;
  • хор из кантаты С.С.Прокофьева  «Александр Невский» «Вставайте, люди русские»;
  • песни военных лет:  
    • сл. Лебедева-Кумача, муз. Александрова «Священная война»;
    • сл. Матусовского, муз. Баснера «На безымянной высоте»;
    • сл. Суркова, муз. Листова «В землянке»;
    • сл. Исаковского, муз. Блантера  «Катюша»;     
    • сл. Шведова, муз. Новикова « Смуглянка»;
    • сл. Жигалкиной, муз. Савельева  «Большой хоровод».

Изобразительный ряд: воины времен Ледового побоища, война с Наполеоном 1812 год, солдаты Великой Отечественной войны.

Музыкальный эпиграф:

«Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!»

В. Луговской
С.Прокофьев

Литературный эпиграф:

«Если завтра война, – всколыхнется страна
От Кронштадта до Владивостока.
Всколыхнется страна, велика и сильна,
И врага разобьем мы жестоко.

Подымайся народ, собирайся в поход!
Барабаны, сильней барабаньте!
Музыканты вперед! Запевалы, вперед!
Нашу пеню победную гряньте!»

В. Лебедев-Кумач,
1938 г.

ХОД УРОКА

Вход в класс под  музыку С.С. Прокофьева «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский».

Музыкальное приветствие: «Музыкальный урок» сл. Серпина, муз. Тиличеевой.

Представление гостей.

Слайд №1

Учителем озвучивается литературный эпиграф.

Учитель: Ребята, скажите, какой характер носила музыка, под которую вы зашли в класс? (Она маршевая, героическая).

– Что вы представили, слушая музыку этого произведения? К чему призывала русских людей эта песня? (призывала к борьбе с врагом, звучала торжественно, возбужденно, призывно).

Слайд №2

– Давайте попробуем на этом уроке провести исследование и докажем, что музыка русского народа во все времена помогала людям бороться с врагом.
Ставим проблемную ситуацию на двух эпиграфах, выделяем главные слова   (вставайте, подымайся, вперед, гряньте).

Слайд №3

Учитель: Ребята, давайте вспомним тему нашей четверти. (Музыка моего народа).
– Сколько вы знаете разновидностей музыки? (Композиторская, народная, композиторская в народном стиле).
– Назовите черты русской народной музыки? (Лирическая, распевная, нежная).
– Как в думаете, музыка под которую мы заходили в класс – композиторская, народная, композиторская в народном стиле? (Композиторская в народном стиле).

Слайды № 4-6

Учитель: Ребята, давайте прослушаем это произведение еще раз, более внимательно, и попробуем представить себе события, которые происходили в это время.

– Какой образ вы себе нарисовали? (Образ воинов, которые идут на борьбу с врагом, они сильные, смелые герои).

Слайды № 7-8

Учитель: Это произведение композитора С.С. Прокофьева кантата «Александр Невский» было написано в 1939 году (в ХХ веке), а посвящено событию, произошедшему в XIII веке и известному как Ледовое побоище.
– Как вы думаете, кто такой Александр Невский? Какими качествами характера он обладал? (Сильный, смелый русский богатырь, герой, ведет за собой свою дружину на борьбу с врагами земли русской).
– А что поднимает воинов на войну, на борьбу, чем эти люди сильны? (Они сильны духом, на борьбу поднимает  любовь к Родине, патриотизм).
– Какой был древнерусский обычай возвещать о важных событиях, о приближении опасности, собирать весь народ на Вече? (Колокола – набаты, которые звонили на колокольне).

Учитель: Молодцы, это и отражено в оркестровом вступлении, а позже в сопровождении хора. Песня призывает к борьбе, мы слышим этот зов в самом начале мелодии: интервала кварты всегда ассоциируется у человека с призывом, сигналом к вниманию. Ритм марша подчеркивает героический величавый характер хора, поднимает дух человека.

Слайд №9

– Ребята, это произведение написано в жанре кантаты – это вокальный жанр для хора, солистов и оркестра.

Слайд № 10-16

Учитель: Ребята, знакома ли вам эта музыка? (Играю мелодию «Солдатушки, бравы ребятушки»). (Знакома, это песня «Солдатушки, бравы ребятушки»).

Учитель: Композиторская она или народная? (Народная, солдатская)

– Давайте попробуем исполнить I куплет, поработаем над звуком, интонацией, звуковедением. Постараемся передать характер, настроение мелодии (исполнение всех 3 куплетов).

Учитель: В армии много песен складывали солдаты – участники военных событий. Это были песни о славных суворовских походах, о борьбе с наполеоновской армией и др. военных сражениях. Солдаты сочиняли песни разных жанров, появлялись «походные», маршевые песни. Песня «Солдатушки…» была написана во времена Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон решил с ходу завоевать Россию, а в результате, что получилось? Мы его победили.

Слайд №17

– Ребята, какой образ рисует эта песня? (Образ бравых солдат).
– Какие это люди? (Смелые, мужественные, энергичные)
– Какого характера мелодия в песне? (Удалая, бойкая, маршевая)
– К чему призывает эта музыка? (К борьбе с врагами, поднимает дух русского бравого солдата).

Слайд №18

Учитель еще раз читает литературный эпиграф.

– Ребята, если бы вы стали композиторами, к этим строчкам стихотворения какую бы по характеру музыку вы сочинили? (мужественную, трагичную, призывную, энергичную).

Слайд №19 (видеофрагмент «Священная война»)

Учитель: Великая Отечественная война – сколько горя, несчастья, боли оставила она в душе каждого человека. Песня написана в первые дни войны.

(История создании песни композитором Александровым)

Слайд  №20.

– Ребята, как на вас воздействовала эта песня, к чему она призывала советских людей? (Песня призывает к борьбе с врагом, утверждающе звучат слова и мелодия)

Слайды №21-23

– Ребята, эта песня призывает сражаться советских людей, защищать свою Родину, она поднимает дух народа.

Учитель: В этом году наша страна 9 мая отмечала 65-ю годовщину ВОВ. Во время войны артистов практически не брали в армию. Из них создавались концертные бригады, которые ездили по воинским частям и давали концерты для поднятия боевого духа солдат. Часто эти концерты проходили на передовой, между боями,  в такие редкие моменты передышки.

Слайды №24-25

Учитель:

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

Поют «Смуглянку»

Нынче – у нас передышка,
Завтра вернемся к боям.
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш походный баян?

Поют «Катюшу»

Пой, наш певучий братишка,
Наш неразлучный баян!
Нынче у нас передышка,
Завтра – вернёмся к боям.

Поют «Землянку», «Огонек»

Почему все не так? Вроде – все как всегда:
То же небо –  опять голубое,
Тот же лес, то же воздух и та же вода…
Только он не вернулся из боя.

Поют «На безымянной высоте»

Слайд № 26

Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Мы сегодня с помощью исследования попытались рассмотреть русскую музыку в разные времена военных событий.

Таблица

– Какая это музыка? Какого характера? (Решительная, маршевая, энергичная, боевая, героическая, мужественная)

Слайд №27

– Как помогали эти песни русскому народу в борьбе с врагом, к чему они призывали? ( призывали к борьбе, поднимали дух солдат, воспевали героизм, патриотические чувства)

Слайд №28

– Как же мы можем назвать тему сегодняшнего урока? Доказали мы, что музыка помогала поднять дух патриотизма русского народа?

Слайд №29

(Мы можем назвать тему нашего урока сегодня «Дух патриотизма в музыке русского народа»).

Слайды №30, 31

Учитель: Молодцы, и в завершение урока я предполагаю исполнить всем песню Савельева «Большой  хоровод», в которой поется о мире, дружбе всех народов. Она призывает радостно жить , улыбаться, дарить счастье друг другу.

Чтобы исчезло горе, пропала беда,
Чтобы яркое солнце светило всегда!

– Все получают «5»

Домашнее задание: нарисовать собирательный образ русского солдата.

Приложение 1