Интегрированное внеклассное мероприятие (математика + история) "Их имена навечно в памяти народной". 6-й класс

Разделы: Математика, История и обществознание, Внеклассная работа

Класс: 6


Игра посвящена 70-летию освобождения Новгорода от немецко – фашистских захватчиков. В ходе занятия дети знакомятся с подвигами героев Новгородской земли в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. на основе краеведческих материалов, используя различные математические задачи. Задачи могут быть скорректированы в зависимости от возраста учащихся.

Цель: развитие познавательного интереса учащихся к истории родного края.

Задачи:

– Знакомство с историей Великого Новгорода в годы Великой Отечественной войны.
– Знакомство с подвигами героев земли Новгородской.
– Воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции, любви к родному городу.
– Проверка знаний учащихся по темам“Действия с дробями”,“Уравнения”,“Степень числа”, “Решение задач на проценты”, “Решение логических задач”.
– Развитие творческой активности учащихся.
– Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация. (Приложение)

Слайд 1. Заставка 1941–1945.

Слайд 2. Заставка “Их имена навечно в памяти народной”.

Слайд 3. Великая Отечественная война 1941–1945 годы.

Слайд 4. 22 июня 1941 года начался самый драматичный период в истории России – Великая Отечественная война. Реалии войны новгородцам пришлось ощутить сразу: уже в начале июля немецкая авиация наносила удары по Новгороду. 19 августа 1941 года Новгород оказался в руках врага.

Слайд 5. Немеркнущей славой и бессмертными подвигами верных сынов и дочерей озарена Новгородская земля. В грозные годы Великой Отечественной войны на ее защиту встали и стар и мал.

Слайд 6. Все отдавали свои силы на борьбу с врагом, и те, кто воевал на фронте, и те, кто работал в тылу. Мы обязаны помнить имена героев, которые отдали жизни в борьбе за освобождение.

Слайд 7. ПЕРВЫЙ ПО СПИСКУ ГЕРОЕВ.

Высшим проявлением воинского долга и бессмертной славы для советских солдат и офицеров уже в первые месяцы войны стало самопожертвование ради спасения товарищей и Родины.

Имена многих из них известны всей стране.

Одним из таких героев стал политрук роты 125-го танкового полка 28-й танковой дивизии

АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ ПАНКРАТОВ.

(1917–1941 гг.)

Слайд 8. При штурме Кириллова монастыря близ Новгорода рота Панкратова была прижата к земле пулеметным огнем. Политрук метнул во врага гранату, и пулемет замолчал, но вскоре вновь открыл бешеный огонь. Тогда Панкратов с возгласом: ”Вперед!”– вторично бросился на пулемет и закрыл грудью амбразуру вражеского дзота. Бойцы ворвались в расположение противника и уничтожили его наблюдательный пункт.

Слайд 9. Когда совершил свой подвиг Александр Панкратов?

1. Решив задачу, вы узнаете число: После первой атаки вернулось 18 бойцов, что составило 0,75 взвода. Сколько бойцов было во взводе?

2. Вставив недостающие цифры, вы узнаете месяц.

_735
5**
227

3. Год нетрудно догадаться.

Слайд 10. Ответ: 24.08.1941 г.

Слайд 11. Это был первый подобный подвиг в истории Великой Отечественной войны. 16 марта 1942 года Панкратову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. У Синего моста, на берегу Малого Волховца, Герою поставлен обелиск. Но важнее награды стал его пример, и уже 29 января 1942 года подобный подвиг на Волхове совершили сразу три бойца.

Слайд 12. Установив равенства между единицами площади вы узнаете фамилию первого героя.

25% 60% 10% 40% 50% 75% 100% 80%

2/5 – С 1/4 – К 1/2 – и 1 – О 3/5 – Р 4/5 – В 3/4 – Л 1/10 – А

Слайд 13. Ответ: КРАСИЛОВ.

Слайд 14. Установив соответствие между взаимно обратными числами, вы узнаете фамилию второго героя.

5 0,25 4/11 0,25 3 6/23 0,7 8 1/6

4 – Е 0, 2 – Ч 6 – В 0, 125 – О 1 3/7 – Н 2 3/4 – Р 23/75 – М

Слайд 15. Черемнов.

Слайд 16. Решите задачу и вы узнаете фамилию второго героя: Первые четыре бойца Петров, Семенов, Герасименко и Ященко вернулись из разведки. Радостную весть они сообщили товарищам: немцы отступают. Кто же пришел с этой новостью первым, если:1) Петров ни первым, ни четвертым; 2) Семенов пришел вторым; 3)Герасименко не был последним.

Слайд 17. Ответ: Герасименко.

Слайд 18. Во время разведки позиций и системы огня противника на левом берегу Волхова напротив Рюрикова Городища красноармейцы Леонтий Арсентьевич Черемнов, Александр Семёнович Красилов и сержант Иван Саввич Герасименко в критическую минуту, спасая жизнь товарищей, закрыли своими телами амбразуры вражеских пулемётных дзотов.

Благодаря этому взвод смог выполнить боевую задачу, уничтожив 6 дзотов и более полусотни врагов. Разведчики-товарищи проложили путь для нового наступления.

Слайд 19. Всем троим …февраля 1944 года посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 20. Определить дату вы сумеете, решив следующую задачу:

Для героев из 36 красных и белых гвоздик составили букеты так, что на каждые 7 красных гвоздик пришлось 5 белых. Сколько было красных гвоздик?

Слайд 21. Ответ: 21

Слайд 22.

Подвиг этот, будет в памяти жить
И в наших сердцах гореть!
Тех, кто с врагом был готов разделить,
Поровну только смерть!”

В Великом Новгороде на Ярославовом Дворище установлен памятник трём героям .

Слайд 23. Имя этого юного бойца знает каждый новгородец.
Решив задачи и вычеркнув из таблицы лишние числа, вы узнаете, о ком идет речь.

1) Сколько процентов составляет
а) 9 от 36,
б) 12,5 от 25.

2)Найти:
а) 20 % от 15,5.
б) 75 % от 40.

3) Найти от какой величины.
а) 10 % составляет 17,5.
б) 60 % составляет 30.
в) 80 % составляет 60.

ф г р о д л ж и к о е в
48 25 0,25 50 2 3,1 310 30 175 50 1,75 75

Слайд 24. Ответ: ГОЛИКОВ.

Слайд 25. Родился в деревне Лукино Новгородской области в семье рабочего.

Бригадный разведчик 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады. 13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе “Луга-Псков” гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск. В штаб разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, и другие важные бумаги военного характера.

Слайд 26. 24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно Указом Президиума Верховного Совета от 2 апреля 1944 года.

Слайд 27. Яков Федотович Павлов (1917–1981). Родился в деревне Крестовая, Валдайского района Новгородской области. Принимал участие в оборонительных боях на подступах к Сталинграду. 17 июня 1945 года младшему лейтенанту Якову Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза. Яков Федотович похоронен на аллее героев Западного кладбища Великого Новгорода.

Слайд 28. “Дом Павлова” – видеофрагмент (переход по гиперссылке на слайде).

Слайд 29. Ваня – наш, новгородец, родился в деревне Локоток Новгородского района.

Добровольцем Иван ушел на фронт. Ему шел восемнадцатый год.

Слайд 30. Он был известным снайпером 377 дивизии, командиром отделения, отличным пулеметчиком. Ивану первому на Волховском фронте была вручена бесшумная снайперская винтовка. Он уничтожил сто девяносто фашистов. Узнайте фамилию нашего знаменитого земляка.

Слайд 31. Решите примеры.

7·8·125 Р
8·19·125 М
25·34·4 Б
12·125·8 С
8·2·4·125 В
56·25 У
48·25 О
88·125 Т
125·25·32 И
5·2·2·2·5 Р

Замените ответы буквами.

3400
1400
200
19000
100000
12000
11000
7000
1200
8000

Слайд 32. Бурмистров Иван Иванович – сержант, снайпер. Отбиваясь от контратакующих немцев, наши бойцы оказались на открытой поляне. Внезапно слева, из щели дзота, открыл фланговый огонь фашистский пулемет. Длинными очередями по амбразуре сержант пытался подавить чужой пулемет, ведь батальон нес потери! Но это не удавалось.

Слайд 33. Рванув дверь дзота, он с гранатой ворвался в это чужое подземелье. Он, конечно, сразу погиб, потому что противотанковая граната взрывается мгновенно.

Слайд 34. Иванов Яков Матвеевич – лётчик 32-го истребительного авиационного полка, младший лейтенант. Родился в деревне Селиваново Новгородской области в семье крестьянина. В 1936 году окончил Высшую парашютную школу, работал лётчиком-инструктором в Новгородском аэроклубе.

Слайд 35. Узнайте год рождения нашего земляка. Он соответствует уравнению, не имеющему решения.

Иванов Яков Матвеевич родился в 1916 году.

Слайд 36. Яков Матвеевич – участник обороны Севастополя. 17 ноября 1941 года при отражении массированного налёта авиации на город в бою с 31 вражеским бомбардировщикам пошел на таран и уничтожил самолет врага

Звание Героя Советского Союза Иванову Якову Матвеевичу присвоено посмертно 17 января 1942 года.

Слайд 37. Именем Героя названа улица в городе Чудово Новгородской области, на ней установлена мемориальная доска.

В посёлке Кача Крымской области и в Севастополе установлены бюсты Героя.

Слайд 38. Виктор Иванович Вересов родился в Новгороде. В 1939 году принимал участие в боевых действиях на реке Халкин-Гол в Монголии. По состоянию здоровья Виктора Иванович комиссовали из танковых войск.

Слайд 39. Но желание служить в армии было превыше всего. И он стал проходить службу в авиационном истребительном полку в качестве механика.

Слайд 40. В каких войсках продолжил службу Виктор Иванович Вересов во время войны?

Ответьте на вопрос, используя данные таблицы.

128 125 32 81 625 16 27
243 1024 8 125 9 16
34 24 27 23 33 53 210 25 32 54 35

Виктор Иванович продолжил службу в войсках морской пехоты.

Слайд 41. По личной просьбе Вересов был направлен в 5-ю бригаду морской пехоты. Сержант Виктор Вересов погиб смертью храбрых в декабре 1941 года при защите Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков. Прикрывая отход товарищей, он подорвал гранатой себя и окруживших его врагов.

Слайд 42. 2 сентября 2005 года на северном фасаде дома 150 по Большой Санкт-Петербургской в Великом Новгороде была установлена мемориальная доска.

Слайд 43. Кокорин Анатолий Александрович – санитарный инструктор 14-го мотострелкового полка, рядовой; первый из медицинских работников, удостоенный в годы Великой Отечественной войны звания “Герой Советского Союза”.

Слайд 44. Узнайте место рождения Кокорина Анатолия Александровича.

Догадайтесь, как связаны между собой два числа и уравнение (первая строка); примените свою гипотезу и вместо знака вопроса запишите число – “ключ” к ответу. Если вы все сделаете верно, то из трех населенных пунктов вы выберите родину Анатолия Кокорина.

12 3x + 7 = 25 72
36 2x + 6x – 4 = 28 ?

Подберезье – 119 , Боровичи – 144 , Песь – 138.

Слайд 45. Ответ: Анатолий Кокорин родился в городе Боровичи Новгородской области.

Слайд 46. 4 августа 1941 года, противник в нескольких километрах от границы прорвал оборону советских войск.

Слайд 47. Пограничники понесли большие потери. Отважно вёл себя в бою санинструктор красноармеец Анатолий Кокорин. Под сильным огнём врага он оказывал помощь раненым, лично относил тяжелораненых воинов в укрытие.

Враги пытались взять его в плен. Но у отважного санинструктора оставалась граната, которой он подорвал себя и нескольких фашистов.За проявленные мужество и героизм Кокорину Анатолию Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

На родине Героя, в городе Боровичи Новгородской области, его имя носит медицинское училище, где он учился, именем Анатолия Кокорина названа одна из улиц города.

Слайд 48. Подвиги героев бессмертны. Они живут в памяти новых поколений. За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистских оккупантов, более 7 миллионов фронтовиков награждены орденами и медалями Советского Союза, за особо выдающиеся подвиги свыше 11600 воинов удостоены высшей правительственной награды – звания Героя Советского Союза, и среди них 82 новгородца.

Больше всего героев-новгородцев дали стрелковые части – 23 пехотинца. Это высокое звание получили 20 летчиков, 9 танкистов, 8 артиллеристов, 6 разведчиков различных родов войск, 5 саперов, 1 кавалерист, 5 политработников и 5 партизан.

Слайд 49. Пусть же и нынешние новгородцы гордятся тем, что их далёкие прадеды честно выполнили свой долг перед Отечеством, а значит и перед всеми нами.

Слайд 50. “Их имена навечно в памяти народной” (галерея портретов героев). Звучит песня из к/ф “Офицеры”. (Приложение 2)

Слайд 51. Есть старая истина: народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего.

Проведение игры происходит по следующим правилам:

  1. Соревнуются сборные команды учащихся 6 классов (по 4 человека) разных школ.
  2. В каждой команде выбираются заранее капитан, писарь, гонец.
  3. Время на выполнение задания объявляется ведущим перед каждым заданием (в зависимости от сложности вопроса).
  4. Задания, проецируемые на экран, решаются всей командой. Писарь пишет ответ на листочке, гонец относит его в жюри.
  5. За правильный ответ жюри помещает жетон в специальную таблицу на доске.
  6. Выявляются победители. 1–3 места присуждаются командам, набравшим наибольшее количество жетонов. Дополнительно, по решению жюри, победителями могут быть объявлены команды, показавшие себя лучшими в определённых номинациях.