Урок обществознания по теме "Роль партии в избирательном процессе". 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Технологическая карта урока

УМК 1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание 10 класс М., “Просвещение” 2010 г.

Учебный предмет: обществознание

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цели урока:

  • Деятельностная: формирование у учащихся способов действий, которые позволяютанализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов; раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия,оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм.
  • Содержательная:познакомить с основными политическими партиями, охарактеризовать типы политических лидеров, показать механизм создания их политического имиджа, выделяя их существенные признаки, закономерности развития.

Оборудование: Презентация “Роль партий в избирательном процессе”, Приложение №1, Приложение №2.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: активизировать учащихся на выполнение учебных задач, способствовать осознанному вхождению в пространство учебной деятельности

Приветствие. Организационный момент. Учитель предлагает обратить внимание на рабочий лист к уроку. Характеризует его как черновик, с которым ребята будут работать. Он предлагает: зачеркивать, изменять записи, исправлять ошибки.в общем делать все, что необходимо, чтобы найти правильное решение.

Слайд №1

Прием “Дерево предположений”

Обратите внимание на тему сегодняшнего урока. Напишите в черновике три предложения, связанные с темой урокой.

 

 

 

 

Учащиеся работают с черновиком.

Затем строится дерево предположений

Партия-участник избирательного процесса

Партии выдвигают кандидатов, которые участвуют в избирательном процессе

Партии влияют на итоги избирательного процесса

Регулятивные (принятие учебной цели, прогнозирование)

Познавательные (постановка проблемы и выжвижение гипотез, анализ. Обобщение, установление причинно-следственных связей, представление информации в сжато-словестной форме)

Коммуникативные (монологическая  речь, ответы на вопросы с аргументацией)

Личностные (понимание смысла деятельности)

Слайд №2

Учитель:

Чтобы доказать,что наши предположения верны, необходимо определить направления и поставить цели.

Предлагаю переформулировать тему так, чтобы она прозвучала как вопрос

Прием “Вопросы”

Что?

Сколько?

Как?

Какие?

Почему?

Формулируют вопросы в тетрадях

Затем предлагают свои варианты

Обсуждение

На доске выстраивается модель:

Почему партия участвует в выборах?

Какие партии участвуют в выборах?

Как партии участвует в выборах?

(возможны другие варианты)

2. Актуализация знаний

Цель: Актуализировать мыслительные операции и зафиксировать затруднения при вхождении в тему

Учитель:

Поднимите руки, кто ничего не знает о роли партий в избирательном процессе?

Учитель (обращаясь к Слайду №2)

Как партия может заявить о себе?

При мажоритарной системе?

При пропорциональной?

 

Учащиеся осознают, что они имеют представления о партиях, но не могут дать точного ответа на вопрос.

Учащиеся высказывают предположение, что для этого нужно узнать программу партии и дать оценку программе кандидата.

Регулятивные (выбор способа деятельности)

Познавательные (выдвижение гипотез, решение проблемы, анализ, систематизация, классификация, развитие умений представлять информацию в сжатой и наглядно-символической форме, умения выделять главное, работа с понятийным аппаратом, интерпретацияинформации, обобщение)

Коммуникативные (монологическая речь, рецензирование, письменное изложение материала)

Личностные (ценностно-смысловые установки)

Учитель предлагает 4 учащимся помочь нам сделать выбор при голосовании по пропорциональной системе помощью агитационных плакатов партий, имеющих своих представителей в Государственной Думе.Один ученик придет на помощь при голосовании по мажоритарной системе. Индивидуальная работа- 4 учащихся работают над составлением агитационного плаката “ Партии, представленные в Государственной Думе” (используется дидактический раздаточный материал, содержащий отрывки из программ партий, портреты лидеров, символика и т.д.)

(Приложение №1)

1 ученик-с заданием “Типология лидеров(Приложение №2)

Учитель использует прием “Уверен-не уверен ”

Выскажите свое отношение к данным предположениям:

1.В РФ сложилась многопартийность, а политической арене конкурируют множество партий.

2.Многообразие партийных программ заставляет избирателя осуществлять сложный выбор.

3.Единственной целью любой партии является борьба за завоевание и использование власти

4.Несмотря на разные названия, партии ничем не отличаются друг от друга

5. Модели поведения любых политических лидеров трудно различить, ведь они имеют одну и ту же задачу-победить на выборах.

6.Победа кандидатов партии на выборах обеспечивается ее предыдущей деятельностью.

Остальные:

Учащиеся получают таблицу:

  Да Нет Пересмотрел позицию
1      
2      
3      
4      
5      
6      
7      

Заполняют первые два столбца

3. Этап закрепления

Цель: формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

Учитель предлагает защитить свой агитационный листок учащимся, каждому предлагается ограничить выступление 2 мин.

Слайд №3

Учитель: Изменилось ли ваше мнение по позиции 1, 2, 3, 4

Вам достаточно информации?

Кому нет, обратитесь к материалу учебника (с.255. 256, 257)

Учащиеся выступают с агитационными листами, характеризуют программу одной из партий, представители которых являются депутатами Государственной Думы.

В конце выступления характеризуют партию по классификации (Слайд №3)

 

Ученики работают с таблицей, заполняя последний столбец.

 
Слайд №4

Учитель дает слово ученику с сообщением

“Типология лидерства”

 

Учитель предлагает рассмотреть мнение по позициям 5 и 6

Сообщение учащегося

 

 

 

Ученики работают с таблицей

заполняя последний столбец.

Обсуждение, в ходе которых учащиеся высказывают свое мнения по тем позициям, которые они пересмотрели, аргументируя свое мнение.

Регулятивные (планирование собственной деятельности,самооценка и взаимооценка, коррекция)

Познавательные (решение проблемы, анализ, систематизация, классификация, работа с понятийным аппаратом,интерпретацияинформации, обобщение, выполнение смыслового свертывания выделенных фактов)

Коммуникативные (монологическая речь, рецензирование, письменное изложение материала формулирование собственного мнения)

Личностные (ценностно-смысловые установки,

Игровая пауза Учитель предлагает просмотр слайдов

Слайды №5-8

Назовите тему, объединяющую эти кадры

Учащиеся предлагают варианты

Ответов, высказывают предположения, почему так сложно узнать лидера по предложенным характеристикам.

Познавательные (анализ и обобщение, интерпретация фактов, установление причинно-следственных связей)

Личностные (понимание смысла,нравственная оценка) Коммуникативные (формулирование собственного мнения)

4.Включение изученного в систему знаний

Цель:

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Учитель:

Почему вы смогли изменить свое мнение по ряду позиций?

Достаточно ли этого, чтобы став избирателем, сделать правильный выбор в пользу той или иной партии или кандидата?

Предлагает просмотр

Слайды № 9-13

Какое понятие объединяет все эти слайды?

(если не знаете, ищите информацию с.253)

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают предположение, что многие партии используют для победы не только свой предыдущий авторитет, но и методы политического маркетинга.

Регулятивные (прогнозирование, оценка правильности выполнения действий)

Познавательные (формирование приемов информационного поиска, анализ и обобщение, умения исследовательской деятельности)

Личностные (ценностно-смысловые установки)

Коммуникативные (монологическая речь, взаимодействие и сотрудничество)

Рефлексия

Цели:

Оценить результаты собственной деятельности

Повторить способ нового знания

Учитель:

Вы смогли изменить свое мнение по ряду вопросов темы.

Насколько вы готовы его применить, покажет тест

Слайд № 14

Предложите одну из кандидатур учеников нашего класса на роль лидера партии “Ученики за свободу мнений!”

Слайд № 15

 

 

 

Учащиеся приводят примеры данных приемов

 

Учащиеся разбиваюся на группы

И предлагают свои вариант ответа

Коммуникативные(умения выражать свои мысли, понимание возможности различных позиций, стремление к координации и сотрудничеству)

Личностные (формирование адекватной самооценки, самопринятия)

Выставление оценок

Домашнее задание

Слайд №16