Обучение грамоте по теме "Страна азбука" (итоговое занятие)

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи: обобщение знаний и различение понятий: гласный – согласный, звонкий – глухой, твердый – мягкий с использованием звуковых символов и образов букв.

Оборудование и материалы: игрушки – Мудрая Сова, Лисенок, Ёжик; звуковые символы, буквы – мякиши, Звуковички; схемы места звука в слове (домики), атрибуты к играм-эстафетам “Бабочка” и “Рыбалка”, предметные картинки.

Ход занятия

I. Ситуация, мотивирующая детей на занятие:

Игрушки прошли по всему городу звуков и букв. Дошли до своего паровозика, решили вспомнить всех жителей города, ведь с ними было весело и интересно. Давайте и мы с вами вспомним всех жителей страны Азбуки.

Сели в поезд и поехали!

Перед нами лужайка с заданиями. Выполняя задания, мы будем зарабатывать звездочки знаний: красные –“ нам было трудно”, зеленые – “мы легко справились с заданием!”

II. Тренировочные упражнения:

1) Подбери буквы к звуковым картинкам (каждый ребенок получает звуковую картинку, подбирает к ней соответствующую букву).

2) Игра-эстафета для девочек “Бабочка”.

(Девочкам раздаются бумажные бабочки, перед ними цветы с изображениями букв.)

Цель: посадить свою бабочку на цветок с согласной буквой.

3) Игра-эстафета для мальчиков “Рыбалка”

(Мальчикам дается магнитная удочка, перед ними магнитные рыбки с изображением букв.)

Цель: поймать рыбку с гласной буквой.

4) На лужайке собрались Звуковички (картинки, характеризующие звуки) Подари Звуковичкам подарок (картинки с изображением предмета, название которого начинается со звука с заданной характеристикой).

Например:

“Звонкий, мягкий” – лиса, медведь, листочек;
“Звонкий, твердый” – мост, лопата, лампа;
“Глухой, мягкий” – кит, тетрадь, пирожок;
“Глухой, твердый” – шишка, кот, плот.

5) Загадки Мудрой Совы: Отгадай загадку и определи, сколько в слове слогов хлопками.

Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые, и дети? (Лук.)

Мы на них стоим и пляшем.
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут? (Ноги.)

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)

Ходит-бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошел – там пыли нет,
Пыль и сор – его обед. (Пылесос.)

III. Подведение итога занятия:

Мы сегодня вспомнили с вами и звуки, и буквы. Жители страны Азбуки благодарят вас с вашу дружбу, за ваши знания. А теперь пришло время посчитать наши звездочки знаний. Молодцы!

Приложение:

  1. Игра “Отгадай букву на ощупь” (мешочек с буквами-мякишами).

  2. Игра “Чудо-палочки” (дети кладут перед собой 7 счетных палочек, складывают их определенным образом. По указанию педагога убирают палочки так, чтобы получилась заданная буква) Превратить в букву: П, Е, Г, Б, Р, Н.