Интеллектуальная игра на тему "Русский язык в кругу славянских языков". 9–11-е классы

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: проверка в занимательной форме знаний учеников по теме «Возникновение и развитие славянского языка, письменности».

Задачи:

  • развивать познавательные способности учащихся, интерес к родному языку;
  • прививать навыки работы с дополнительной литературой;
  • развивать умение работать в группе;
  • развивать внимание, мышление.

Оборудование: презентация, выполненная в Power Point (игровое поле), табло на доске для фиксации результатов.

Ход игры

1. Интеллектуальная игра проводится аналогично телевизионной «Своя игра», но по группам: участвуют 3 команды, право первого хода разыгрывается при помощи жребия. В игре 3 раунда: синий, красный, финал.

2. Правила игры:

  1. Команда выбирает вопросы по их стоимости. Представитель команды (капитан) называет тему и цену вопроса.
  2. Отвечает команда, участник которой (или капитан) первым поднимает руку (или звуковой сигнал).
  3. В случае верного ответа на счёт команды поступает выигранное количество баллов, в случае неверного ответа – баллы снимаются.
  4. Ответившая команда имеет право выбрать следующий вопрос.
  5. Результаты игры фиксируются на табло.
  6. В игре есть следующие секторы:
    1. «Кот в мешке» – вопрос должен быть переадресован любой другой команде;
    2. «Своя игра» – команда имеет право увеличить цену вопроса в пределах суммы баллов, которой на данный момент располагает;
    3. «Вопрос-аукцион» – соперники могут «перекупить» право ответа на вопрос, поставив на кон большее количество баллов;
    4. «Ва-банк» – в случае верного ответа сумма баллов удваивается, в случае неверного – остаётся ноль.
  7. В 3 раунде команды исключают по одной теме, которая им не нравится; записывают свои версии ответа на листках и сдают ведущему.

I. Синий раунд.

Даты 10 20 30 40 50
Портреты 10 20 30 40 50
Цитаты 10 20 30 40 50
Эрудит 10 20 30 40 50

Тема «Даты»:

10 баллов: Когда была создана старославянская азбука? (IX в.)

20 баллов: Год создания «Повести временных лет»? (1113 г.)

30 баллов: Назовите год открытия первой известной библиотеки на территории Древней Руси в Киеве, при Софийском соборе. (1037 г.)

40 баллов: «Кот в мешке». В каком году вышел в свет первый российский букварь? (1574 г.)

50 баллов: Назовите годы Петровской реформы в русской графике. (1708-1710 гг.)

Тема «Портреты»: на экране портреты людей; отгадать, кто это.

10 баллов: Кирилл и Мефодий, создатели славянской письменности.

20 баллов: М. В. Ломоносов.

30 баллов: первопечатник Иван Фёдоров.

40 баллов: летописец Нестор.

50 баллов: «Ва-банк». Мелетий Смотрицкий, автор пособия по грамматике.

Тема «Цитаты»: назвать автора цитаты.

10 баллов: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить, и откуда русская земля стала есть…» (монах Нестор «Повесть временных лет»)

20 баллов: «Вопрос-аукцион». «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». (М. В. Ломоносов)

30 баллов: «Повесть временных лет» – произведение родное для всякого русского человека». (Д. С. Лихачёв)

40 баллов: «Если бы от меня зависело, я упразднил бы и ять, и фиту, и ижицу, и ер. Эти буквы мешают только школьному делу… и составляют совершенно излишнее украшение нашей грамматики». (А. П. Чехов)

50 баллов: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое». (К. Д. Ушинский)

Тема «Эрудит»:

10 баллов: На чём писали в городе Пергаме? (на пергаменте)

20 баллов: Название этой книги в переводе с греческого означает «книга». (Библия)

30 баллов: «Своя игра». Старые ржавые гвозди, квас, мёд, вишнёвый клей, кислые щи перемешать с наростами дубовых листьев, настоять и употреблять. Что получится? (чернила)

40 баллов: «Вот мой сад, аромат которого вдыхаю каждый день». О чём эти слова? (о библиотеке мудрецов)

50 баллов: А хотел бы я стать этим старцем смиренным,
И закрыться в скиту, и возжечь, как и древне, лампаду,
И сидеть, и писать, составляя правдивую повесть
Про себя, и других, и про всё, что я знаю и помню.

О ком говорится в этом стихотворении? (о летописцах)

II. Красный раунд.

Логические цепочки 20 40 60 80 100
Откуда пошло? 20 40 60 80 100
Что написано пером… 20 40 60 80 100
Азбука 20 40 60 80 100

Тема «Логические цепочки»:

20 баллов: «Кот в мешке». Это дело в Древней Руси поручали только им: дьяконам, монахам, священникам. Какое? (назначали переписчиками книг)

40 баллов: Устав, полуустав, скоропись, вязь. Что общего между этими словами? (типы письма, почерков на Руси)

60 баллов: Киев, Новгород, Чернигов, Владимир. Какое отношение к книгам имеют эти города? (в этих городах были открыты первые библиотеки на Руси)

80 баллов: М. Смотрицкий, В. Бурцов, Л. Зизания, К. Истомин, С. Полоцкий. Что общего между этими людьми? (они создатели букварей)

100 баллов: Новгород, Смоленск, Псков, Старая Русса, Тверь, Москва. Какое отношение имеют эти русские города к русской письменности? (при раскопках в этих городах были найдены берестяные грамоты с хорошо сохранившимся текстом)

Тема «Откуда пошло?»:

20 баллов: Митрополит московский Филипп не мог примириться с разгулом опричников, он в посланиях к царю стремился убедить Грозного распустить опричнину. Грозный презрительно назвал митрополита Филькой, а его послания… (филькиной грамотой)

40 баллов: Когда ещё не было изобретено книгопечатание, книги переписывались от руки. Начиная новую строку, писец рисовал замысловатый узор, выводил красной краской фигурную первую букву. Поэтому сейчас, начиная новый абзац, мы говорим…(красная строка)

60 баллов: «Своя игра». В начале 20 века слова с этой буквой гимназистам приходилось механически заучивать. Ошибки на эту букву считались самыми страшными. Поэтому в гимназической среде и родилось выражение… (знать на ять)

80 баллов: В древности неграмотные люди всегда носили с собой памятные палочки и дощечки и на них зарубками, резам делали всевозможные заметки. Эти бирки назывались носами. Отсюда и пошло выражение… (зарубить на носу)

100 баллов: При царе Алексее Михайловиче «бунтовщикам» выжигали знак «буки» (б), чтобы они «от прочих добрых людей отличны были». У этих несчастных их горькое прошлое было… (на лбу написано)

Тема «Что написано пером…»:

20 баллов: Как называлось приспособление, которым процарапывали буквы на берестяных грамотах? (писало)

40 баллов: Самый дальний предок бумаги? (камень)

60 баллов: Как назывался специальный знак, который переписчики книг ставили над сокращёнными словами? (титло)

80 баллов: Как называлась рукопись на пергаменте, с которого был соскоблён предыдущий текст? (палимпсест)

100 баллов: «Ва-банк». Не всегда люди в Древней Руси показывали грамотность там, где надо. Их надписи часто находят на стенах церквей. Как это называется? (граффити)

Тема «Азбука»:

20 баллов: Традиционное название славянской азбуки. (кириллица)

40 баллов: «Вопрос-аукцион». Последняя буква славянского алфавита. (ижица)

60 баллов: Эту букву ввёл в обиход писатель Карамзин в конце 18 века. Она сохранилась в нашем алфавите до сих пор, хотя печатные тексты часто обходятся без неё. (Ё)

80 баллов: Буква-«страшилище», буква-«пугало», «изгнанная» из алфавита в 1918 году. (ять)

100 баллов: Учёные подсчитали, что из 2080 страниц романа Л. Н. Толстого «Война и мир» приблизительно 70 страниц занимает эта бесполезная буква. (ер)

III. Финал.

Тема «Книжное дело похвально»: Персидский учёный визирь Сахиб, живший в середине X века, большую часть жизни провёл в седле, так как был ещё и государственным деятелем и воином. Вместе с собой в походы он брал 400 верблюдов, которые всегда шли в строго определённом порядке. Зачем нужны были эти верблюды? Как одним словом можно назвать этот караван? (библиотека-передвижка; они везли книги в алфавитном порядке)

Тема «В глубь истории»: Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил это и приготовил три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только это. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше этого! При помощи этого строятся города, развивается культура народов. При помощи этого мы изучаем науки и получаем знания, при помощи этого люди могут … выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше этого». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. Эзоп пошёл опять покупать это. Все удивились. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже этого? Посредством этого люди огорчают и разочаровывают друг друга… Это может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло… Может ли быть что-нибудь хуже этого?!» Так что это? (язык)

Тема «А. С. Пушкин»: А. С. Пушкин однажды, угощая обедом в ресторане графа Завадовского, сказал: «А ведь я богаче Вас, Вам приходится иногда ждать денег из деревни, а у меня доход постоянный – с … букв русской азбуки». Сколько букв было в алфавите во времена Пушкина? (36; ять, фита, ижица)

Тема «Грамоте учиться всегда пригодиться»: Прочитайте слово вместе с Алёшей Пешковым. Буки-люди-аз-живете-иже-наш-ер. (блажен)

Подведение итогов игры.

Литература:

  1. Божко Н. М. Русский язык 10-11 классы. Родной язык в «реке времени» (история языка и история общества). Элективный курс. – Волгоград: «Учитель», 2008.